Праздники как средство политической борьбы

Праздники как средство политической борьбы. Отношение рабочего класса к средствам производства распространяются и на средства праздничного производства.

Рабочий класс не только управляет системой праздничного производства, но и непосредственно участвует в е духовной и материальной сферах. На ранних этапах строительства социализма, когда в обществе еще были реакционные элементы, советские праздники выступают в качестве средства политической борьбы.

В условиях дальнейшего развития социалистического общества все больше возрастало значение праздника как фактора идеологической борьбы, пропаганды и контрпропаганды советского образа жизни, культуры, традиций. В.И.Ленин в свое время писал, что никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. Именно революция дала возможность побудить к созданию праздников, отражающих новые общественные порядки, творчество нового.

Этот ленинский подход к революции как к празднику, его положение о революционной ситуации в обществе, дают возможность выделить категорию праздничная ситуация. Это ситуация, способствующая раскрытию содержания и формы праздников, совокупность социальных условий, необходимых для их реализации. Праздничная ситуация может быть характерна для любого общества, но в молодом советском государстве она рассматривалась именно в соотношении праздников и революции. В первые годы Советской власти, когда велась ожесточенная борьба против внешней и внутренней контрреволюции, столкновение старых и новых традиций было одним из проявлений этой борьбы.

Религиозные праздники и обряды использовались врагами революции для поддержания у верующих антисоветских настроений. Уже в те годы партийные организации на местах заботились о создании новой бытовой обрядности, противопоставляемой религиозным обычаям и соответствующей общественным и производственным условиям жизни советских людей.

Социалистическая революция изменила характер и содержание праздничного производства. В советском празднике больше переплетается материальное производство с духовным, чего не было в буржуазном обществе. Это связывалось с тем, что прежде всего советское общество было заинтересовано в гармоничном развитии личности. Борьба поколения 20-х годов за новые гражданские праздники и обряды, соответствующие новой эпохе, утверждающие нравственные ценности одна из ярких страниц истории становления социалистического быта, морали, советских традиций. 3.