рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности Японского сада

Работа сделанна в 2005 году

Особенности Японского сада - Реферат, раздел Культура, - 2005 год - Японский сад Особенности Японского Сада. Ключ К Пониманию Их Философии, Их Благородной Изы...

Особенности Японского сада. Ключ к пониманию их философии, их благородной изысканности - национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны. Религии Японии - дзен-буддизм и синтоизм - учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия. Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям.

Характерная черта японского менталитета - умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие.

На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным действующим лицом становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время.

Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру.

Сама природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. И вот на ограниченном участке пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам.

Происходит это в гармонии трех стихий - камня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песок - это водная поверхность водоемы ассоциируют с озерами, ручейки - с горными реками, из низкорослых растений составляются композиции, очертания которых повторяют лесные купы. Структуру сада задают камни, и искусство их расстановки - одно из главных в создании ландшафта. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и всем другим его элементам.

Суть этого искусства в том, чтобы суметь в каждом камне увидеть свое лицо и свою позу, и наделить определенной ролью в композиции он будет лежать, прислоняться, убегать. По степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляют слева направо, так обычно скользит взгляд по картине, так же организовано движение по саду. Камни и валуны означают силу и стойкость. Будучи неподвижными, они излучают покой, а расположенные асимметрично, они наиболее созвучны с природой.

Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Каменный сад может выглядеть так подушки мха имитируют мягкие очертания сопок, а волнистые линии на мелком гравии, смешанном с песком подернутую рябью водную поверхность с выступающими из нее седыми утесами. Его называют также плоским садом или сухим ландшафтом. Варианты композиций из пяти камней под деревьями Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в саду. Как наиболее подвижная из стихий, она задает характер и настроение сада. Одно из наиболее любимых японцами творений природы - водопад, перенесенный в традиционный сад. Его устраивают вдали от дома, но так, чтобы был слышен его шум. Выбирают большой неровный камень - это скала, с которой будет стекать вода. По краям кладут камни меньших размеров, образующие русло потока.

Пруд, отражающий небо и растения на его берегу, делает малое пространство объемным.

Ручей, перепрыгивая через небольшие валуны, играет солнечными бликами и делает сад более динамичным. Берега водоемов всегда изрезаны и живописны в одном месте они спускаются к воде покрытыми мхом валунами, в другом - травами. В пруду устраивают и острова с различной растительностью, часто соединенные друг и с другом и с берегом разнообразными мостиками. Но вода необязательно должна быть настоящей. Часто ее заменяет засыпанная песком площадка с вычерченными на ней волнистыми линиями.

Рисунок наносится на крупнозернистый песок или мелкий галечник деревянной доской и широкими зубьями. Такая песчаная площадка символизирует, кроме того, тишину и простор и оказывает успокаивающее воздействие на человека. С растениями связана детализация сада. Доминирует зеленый цвет, охотно используются вечнозеленые породы деревьев. Излюбленные растения - сосна - символ долговечности, бамбук и другие злаки, внешняя скромность которых подчеркивает гармонию общей картины.

А из вечнозеленых лиственных пород чаще всего встречаются камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники практически отсутствуют, так как их внешний вид в течение сезона сильно меняется, а пестрота цветков мешает сосредоточиться. Если они и есть, то их яркие пятна немногочисленны кусты пионов, куртины или заросли ириса, заводь с лотосами, цветущая магнолия, серебристые метелки мискантуса, красные плоды ардизии, падуба или бересклета. Японское топиарное искусство искусство фигурной стрижки зеленых насаждений позволяет сохранять композицию неизменной, а периоды цветения, образования плодов и опадания листьев вносят свой ритм в жизнь сада. Растительные композиции созданы с расчетом на различное сезонное звучание, смену одних акцентов на другие весенние уступают место летним, а затем осенним сюжетным картинам, и все это - на доминирующем зеленом фоне. Весной сад окутывают бело-розовые облака цветущей сакуры, красно-малиново-розовая пелена цветущих азалий.

Слива или вишня отцветут и потеряют листву, но укроют ковром лепестков или листьев маленький пруд, а их голые ветки нарисуют красивый узор на фоне осеннего неба или полной луны. Осень заполыхает костром из листвы кленов.

Внимание всякий раз привлекает растение, самое интересное в данный момент - это его время, и им любуются, не отвлекаясь на другие. Затем наступает время следующих, не менее красивых. Дорожки извилисты - многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект разнообразного пространства. Пейзаж меняется за каждым поворотом необычная кладка мощения, бамбуковая изгородь, каменное изображение Будды или водный источник, издающий тихое журчание.

Размеры камней и их узор задают ритм шагов, рассчитанный на неспешную прогулку. Даже над водой делают зигзагообразные деревянные настилы или переходы из камней, расположенных под углом друг к другу так легче идти и легче рассмотреть водных обитателей. Характерными элементами японских садов являются мостики нарочито грубые, выполненные из камней, уложенных на дно потока, или хрупкие, из дерева и бамбука, изящно повисшие над зеркалом воды. В любом японском саду можно встретить каменную пагоду или каменный фонарь, которые выглядят как творения природы, вокруг них идет дорожка, приглашающая вас разглядеть этот предмет.

Мост является логическим продолжением дорожки, но часто в композиции он играет лишь декоративную роль, и в этом случае дорожка к нему не ведет. В литературных источниках есть упоминания о том, что различные изображения, и фигуры животных в том числе, иногда включаются в общую композицию дальневосточного сада. Сад раскрывается зрителю не только в пространственном, но и во временном объеме.

В нем одновременно ощущаешь скоротечность мгновений и величавую поступь времени. Недаром японцы оставляют в садах остовы уже отживших сухих деревьев, которые соседствуют с молодыми цветущими или плодоносящими. Под деревьями - ветхие пни, которые зарастают мхом и папоротниками, а тут же рядом - молодая поросль.

Такие композиции демонстрируют красоту естественного хода жизни. В устройстве японского сада действует принцип асимметрии ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому, как не должны они быть размещены параллельно. Благодаря внимательному отношению к деталям и продуманному расположению необычных и красивых элементов ландшафта камень или узор дорожек, сухая коряга или растение, ручей или водопад, скульптура или фонарь художник - создатель сада, рисует пейзаж.

Учитывается даже отражение элементов ландшафта в зеркале воды и рисунок тени, которую отбрасывают предметы. Создатели сада любят играть не только цветом, но и фактурой, как, например, в саду мхов. Кроме форм, красок, линий мир полон запахов и звуков запах чистой родниковой воды, пение цикад в вечерней траве, болтовня ручейка Звуки, как и запах, используют при создании сада. Часто японцы сажают возле дома растения с широкими листьями, например, банан, чтобы падающие капли доносили до спящего ночью человека музыку дождя.

Согласно буддистской философии, свободное пространство не менее, а более важно и ценно, чем заполненное предметами, так как в нем больше свободы и будущего. В большинстве плоских садов ему отведена важная смысловая роль - создавать ощущение безбрежности и бесконечности мира, дать возможность отрешиться от мыслей во всей полноте. Включение дальних пейзажей в общую картину сада мысленно разрушает внешнюю границу территории сада и создает ощущение его бесконечности.

Низкие изгороди храмов и домов, выкрашенные в неброские тона желтого и коричневого цвета, не мешают восприятию садовой композиции, а наоборот, часто служат для нее хорошим фоном. Особенность, о которой невозможно не сказать - это растворение пейзажа в интерьере. Произойдя из пейзажной китайской живописи, японский сад от рождения рассчитан на взгляд из интерьера. Петляющий ручей протекает сквозь здание дома. Примечательны японские дома с раздвижными бумажными ширмами.

Конструкция их стен позволяет легко убрать границу между садом и домом, и природа проникает в комнату, увеличивая объем сада. Оформление комнаты рисунками в едином стиле с открывающимся пейзажем усиливает этот эффект. Виды дома заведомо кадрированы правильноугольными пересечениями карниза кровли и столбов веранды. Насквозь раздвижной японский дом - богатый возможностями видоискатель. Если вы хотите оформить сад целиком или отдельный его уголок в этом стиле, совсем необязательно следовать строгим правилам.

Ни климатические, ни почвенные условия не позволят воспроизвести его точную копию. Правильнее было бы найти место в саду для создания тихого, обособленного уголка на природе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Японский сад

Японцы - это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Как большинство представителей воинствующих рас, они страстно любят природу и… На горизонте, точно призраки, маячат в тумане сосны. Вулканические скалы имеют своеобразные очертания, а рисовые поля,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности Японского сада

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия японского сада
Философия японского сада. Генетические корни японского сада с его формализованными компонентами, приемами композиции уходят в древние доархитектурные формы. Уходят в тот период истории Японии, кото

Как создать японский сад
Как создать японский сад. Японские сады выглядят привлекательными в течение всего года - в отличие от английских миксбордеров, ярко расцветающих в летние месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью

Влияние садово-паркового искусства на развитие ландшафтного дизайна в Европе и России
Влияние садово-паркового искусства на развитие ландшафтного дизайна в Европе и России. В Китае и особенно в Японии подход к проектированию садово-парковых композиций скорее вертикальный - то есть п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги