рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Рукописная книга древней руси

Работа сделанна в 2005 году

Рукописная книга древней руси - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2005 год - Дальневосточный Госсударственный Университет Институт Массовых Коммуникаций....

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОССУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. Факультет Издательского дела и компьютерного дизайна. Специальность Издательское дело и редактирование.Контрольная работа По истории книжного дела Тема Рукописная книга древней Руси. Выполнила студентка 1- го курса Илюшина А. Г. группа Преподаватель Прудкогляд Т.В. Владивосток 2005г. Рукописная книга древней Руси. План 1. Введение. Развитее книги в ХIII- ХV веках 2. Типы литературы. 3. Типы письма. 4. Стили и декоративное использование шрифта. 5. Труд писца на Руси в XIII-XV веках. 6. Признаки редакторской правки рукописных книг. 7. Первые библиотеки книжный дом. 8. Заключение. 9. Список литературы. 1. Введение. Развитее книги в ХIII-ХV веках Специфику развития книги в ХIII-ХV веках определяло несколько обстоятельств.

Во-первых, стремление к возрождению погибших книжных богатств вначале как необходимость воссоздания книжных фондов храмов, монастырей, без которых невозможно богослужение, затем, уже с конца XIII столетия, как подражание древней традиции Руси и Византии, то есть как отражение идеи былой славы Руси. Во-вторых, в восстановлении книжных фондов отобразился процесс упорядочения церковной жизни и борьба с католичеством, В 1252 г. митрополит Кирилл, который, превез из Галиции во Владимиро-Суздальскую Русь, галицкие книги и книжников.

Кириллу принадлежит важная роль в истории церкви и книги. По его просьбе на Русь из Болгарии был прислан Номоканон в переводе св. Саввы Сербского первая половина XIII века с толкованиями Аристина XII век, а в результате созванного им Владимиро-Суздальского собора 1274 г. были заново переписаны толстые кодексы Кормчих книг сборники церковных установлений.

В-третьих, несмотря на разорение и физическое уничтожение книг и книжников на Руси, не исчезают библиофилы, определявшие создание многих книжных собраний и книжных центров, конечно, в основном при состоятельных домах русских князей, архиереев, монастырях.

Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами письма - кириллицей и глаголицей. Кириллическое, более простое и явно происходящее от алфавита греческого - международного языка, стало родоначальником современной письменности большинства славянских и многих других народов, их книжных почерков, шрифтов и стилей.

Глаголическое, вычурное, как бы нарочито старающееся не походить на греческое, дальнейшего развития не получило. Около 863 г. произошло событие исключительной культурно-исторической важности была изобретена славянская азбука. Кирилл и Мефодий изобрели славянскую азбуку. Кирилл создал алфавит, состоящий из 38 букв, 24 из которых были подобны соответствующим буквам греческого алфавита. Другая азбука - глаголица, во многом совпадающая с кириллицией по алфавитному составу, отличалась формой букв. Факт употребления кириллицы на Руси до 988 г. подтверждается находкой в Новгороде деревянных цилиндриков для запирания мешков.

На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Глаголические буквы благодаря обилию закругленных деталей по внешнему виду напоминают грузинские или армянские. Глаголицу славяне также знали, но она не получила широкого распространения. К этому времени, по-видимому, уже существовала древнерусская практика записи чисел, связанная с употреблением византийской буквенной цифровой системы.

Графическую основу протокириллицы составляли 24 буквы греческого классического алфавита. Эти буквы были дополнены глаголическими графемами, выражавшими славянские звуки типа ж, ч, ц, ш, щ, ы, ь, ъ, юсы малый и большой и др. Так произошла первокириллица термин болгарского академика Ивана Гошева. Первокириллица как вид славянского письма, на который стали в Болгарии перелагаться глаголические тексты и переводиться греческие произведения, ведет свой отсчет после 893 г. В кириллицу она сложилась окончательно в первой половине Х века. В период феодальной раздробленности книжная культура переживала подъем.

Увеличилось количество центров летописания, продолжают появляться сочинения религиозных деятелей. Главным мотивом в них была идея единства русских княжеств. Появляются новые жанры в литературе. В то же время в монастырях продолжается переписывание богослужебных книг, молитв, сборников церковных преданий, жизнеописаний святых, древней богословской литературы. Книголюбе рассматривалось как одна из христианских добродетелей.

Слово о почитании книжном св. Ефрема Сирина, Слово Иоанна Златоуста были широко распространены в русской книжности. Идея необходимости чтения добрых книг подобающих для духовного самосовершенствования развивалась в Поучении игуменом, попам и диаконам св. Петра, митрополита Московского. Отношение к книге в церкви во многом определило характер книжного производства в XIII-XV веках Особое значение для развития книжности имела деятельность св. Сергия Радонежского и его учеников.

Сам св. Сергий высоко ценил книжные знания и считал их необходимыми для совершенствования монахов. Книжное чтение определялось всеми монастырскими уставами, как необходимое занятие для монахов. Книжный репертуар определялся потребностями богослужения, назидательного, нравоучительного чтения, но интерес представляли и исторические сочинения, труды по географии, мироустройству, медицине.

Из сочинения св. Иосифа Волоцкого известно, что вначале бедная обитель Сергия основана в 1342 г. могла позволить себе иметь лишь книги на бересте. Постепенно монастырь богател, а поощрение Сергием книжных занятий иноков привело к образованию книжной традиции как части подвижнической деятельности учеников святого. 2. Типиы литературы Богослужебная литература. Эта группа самая малочисленная по репертуару и самая крупная, составляющая большинство книг всего фонда Древней Руси. Содержание и ход церковной службы определяется Уставом, так называемым Типиконом.

В Лаврентьевской летописи помещено Сказание о начале Печерского монастыря. Там отмечено, что Феодосий Печерский ввел в своей обители устав греческого Студийского монастыря, который он списал у чернеца Михаила, монаха этого монастыря, прибывшего в Киев с митрополитом Георгием. После незначительной переработки и перевода этот устав вскоре был принят всеми монастырями Руси и просуществовал до XV века. Монастырях находились церковно-учительные книги для душеспасительного чтения.

Во время трапезы полагалось читать Четьи-Минеи, сборники житий святых, расположенные по дням месяцев, всего 12 книг. Четьи книги Четьи книги их часто использовали и для чтения вне церкви, и для обучения грамоте. Евангелие, Апостол, Псалтырь относятся как к категории богослужебных, так и четьих книг. Старейшие сохранившиеся до нашего времени четьи книги относятся к переводной патристике и агиографии. Большинство из них являются толкованием Священного Писания.

Изборник Святослава вторая датированная русская книга. Оригиналом для него послужил близкий по составу сборник, переведенный с греческого. Изборник Святослава состоит из богословских и дидактических статей, кроме того, в нем есть также статьи по ботанике, зоологии, медицине, астрономии, грамматике. Патристика сочинения отцов церкви помогала лучше понять библейские книги. Поэтому они появляются уже в XI XII вв. Агиография стояла в тесной связи с патристикой. Первая толковала богослужебные книги и излагала основы христианского вероучения, вторая на наглядных примерах показывала результаты усвоения этого учения.

Руси были известны Азбучно-Иерусалимский, Египетский, Римский, Скитский переводные патерики. К ним относится старейший экземпляр Пролога - это древнерусский житийный сборник. Пролог имеет календарный характер жития святых расположены в нем в соответствии с днями их церковной памяти, на каждый день года приходится несколько житий и памятей святых.

Пролог был переведен в Киевской Руси как необходимое пособие при богослужении, но уже в домонгольское время пополнился множеством помещенных в него с назидательной целью рассказов и поучений, благодаря чему превратился в своеобразную православную энциклопедию. Календарные сборники также были популярны на Руси. К ним относится Торжественник этот сборник конца XIV по XVII в. Известны 2 типа Торжественника Минейный сборник похвальных слов, поучений о церковных праздниках солнечного календаря с 1 сентября по 29 августа Триодный сборник слов, посвященных подвижным, т. е. определяемым по лунному календарю праздникам.

Палеи Историческая и Толковая. Были очень распространены. Историческая излагающая библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. Толковая - представляет собой своеобразную энциклопедию как богословских знаний, так и средневековых представлений об устройстве мироздания. Хронографическая - по своему характеру и составу сочетающий черты палеи и хронографа.

Хронографы были распространенным жанром древнерусской литературы, представляющие собой хронологический свод, излагающий события всемирной истории. В их составе оказывались также сведения географического и естественнонаучного характера, упоминания о персонажах античнйо мифологии и героях античного эпоса, обширные богословские комментарии, христианские легенды, сведения о мучениках и святых. Апокрифы ложные, отреченные книги, памятники раннехристианской и средневековой религиозной литературы, содержащие отсутствующие в библейских книгах сведения о лицах и событиях Священной истории.

Эти книги признаны церковью неканоническими. Светская литература - это влияние религиозного мировоззрения Древней Руси. Четкой границы между этой группой и четьими книгами нет. Одни и те же сборники относят в различных источниках к четьим и светским книгам. Стоит выделить природоведческие книги. Они содержат рассказы об устройстве Вселенной, сведения о звездах, морях, реках, птицах, животных, о первых днях творения.

Физиолог переводной сборник рассказывает об устройстве мира, свойствах растений, камней, описание повадок животных, а затем дается морализирующее символико-аллегорическое толкование их в духе христианского вероучения. Домострой - произведения нравоучительной литературы. Содержал наставления, регламентирующие жизнь состоятельного горожанина, нормы общественного, религиозного и главным образом семейно-бытового поведения. Сборники практического содержания лечебники, травники, азбуковники, песенники, кроме того, появляются руководства по грамматике и арифметике. 3.

Типы письма

Скоропись Скоропись появилась на Руси ещ в XI веке. 3. Более многочисленных, чем в полууставе, сокращений. Большое развитие скоропись получила сначала в международных и правовых... Помимо общепринятого расположения текста в источниках встречается и яв...

Стили и декоративное использование шрифта

Новгород - синий фон, Псков - зелный. Распространение вязи совпало с тем периодом, когда из славянских языко... По цвету выделения можно определить место создания рукописи. . Так же естественно взаимодействуют между собой и другие элементы компо...

Труд писца на Руси в XIII-XV веках

Если работало несколько писцов, рукопись делилась между ними на соотве... Интересная иллюстрация работы над созданием книги представлена на окла... И потому нередки записи писца на полях. В записи в Изборнике 1403 г сообщается, что нехудожниче сию снискахом ... Она охватывает события от Адама до 842 г.

Признаки редакторской правки рукописных книг

Книга датирована временем переписки 1056-1057 годы Несмотря на отсутст... Оригинальным литературным памятником Киевской Руси является Печерский ... Однако уже обозначились первые предпосылки для общественного разделени... Первая библиотека книжный дом Первая библиотека была основана Ярославо... Само слово библиотека в Древней Руси почти не употреблялось. В разных ...

Заключение

Заключение Подводя итог развитию книжного дела на Руси в XIII-ХV веках, можно отметить, что к XV столетию Русь полностью пережила потрясения монголо-татарского нашествия и вступила в новую стадию развития книжности, была способна к созданию памятников мирового уровня.

Рубеж веков окрашен сменой художественного стиля оформления русских книг под воздействием греческих и югославянских влияний. Уходящий в прошлое тератологический стиль сменялся балканской плетенкой и нововизантийским растительно-цветочным орнаментом, заключенным в геометрические рамки, напоминающие украшения русских и греческих рукописей Х-Х1 веков.

На рубеже веков все эти орнаменты могли встретиться в одном памятнике, например, в Онежской псалтыри 1395 г. Постепенно новый материал - бумага внедрялась в производство книги. В книгописании в вырабатывался и новый почерк - полуустав, окончательно сформировавшийся в скрипториях московских монастырей.

Новое письмо в отличие от устава было менее торжественным, но при сохранении ясности и четкости букв позволяло быстрее переписывать тексты. Оно окончательно утвердилось в период, когда в книге произошла замена пергамента на бумагу. Развитие древнерусской книжной культуры было сходным с развитием европейской книжности. Центрами книгописания и на Руси, и в Европе были монастыри, переписчиками книг были монахи. Общим фактором развития книжности является и наличие церковной цензуры. Репертуар древнерусских книг в общем не отличался от европейского, однако на Руси отмечается большее преобладание книг религиозного характера над светскими, чем в Европе.

Как античная культура стала основой для развития книжной культуры Европы, так для древнерусской книжности фундаментом стала византийская традиция, но все же из-за географического фактора влияние греческой и римской литературы на европейскую было большим, чем влияние византийской книжности на русскую. В целом в оформлении и репертуаре русской книги ХIV-ХV веков наблюдается, с одной стороны, возрождение и развитие традиций Киевской Руси, с другой - тяготение к греческим и югославянским образцам, что позволило многим исследователям характеризовать книжность этой эпохи как отражение тенденций русского предвозрождения. 9.

Список литературы

Список литературы Зиновьев А. Тайнопись кириллицы Разгадка логико-математической системы славянской азбуки. Владимир, 1991. Книжные центры Древней Руси Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности Отв. ред. Д.С. Лихачев.

Л 1991. Розов Н.Н. Книга в России в XV в. Л 1981. Сапунов Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. Л 1978. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1-3. СПб 1988-1992. Франциск Скорина и его время Энциклопедический справочник.

Минск, 1990.

– Конец работы –

Используемые теги: Рукописная, книга, древ, Руси0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Рукописная книга древней руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души.
На сайте allrefs.net читайте: Как и все книги Леви, эта книга — учебник свободы, душевного здоровья и внутренней силы, книга для поддержки души....

Рукописные книги дрквней руси
На цилиндриках делались краткие буквенные и цифровые записи. Древнейшие славянские рукописные книги известны с Х-ХI веков. Они написаны двумя видами… Кириллица прошла долгий путь развития.Древнейший ее тип, так называемый устав,… Буквы устава перпендикулярны строке, размещены на равных расстояниях одна от другой, интервалов между словами нет, и…

Культура Древней Руси в "Повести временных лет"
При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, a входило в состав различных сборников, преследовавших… Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее… Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду…

Архитектура Древней Руси
Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать.Достаточно заметить и,… Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura то, что… Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.Архитектурные сооружения раннехристианской Руси…

Православие и соцкультурное развитие, особенности Древней Руси
Христианство, издавна двуединое - западное и восточное, представленное после церковного раскола 1054г. Двумя церквами - западной католической и… В частности, особый интерес вызывают судьбы христианства восточного, его… Свобода волеизъявления человека определена во Второзаконии Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло …

Искусство древней Руси
К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в… Самая светлая часть храма алтарь и подкупольное пространство украшена… Несколько позже, в 60-х годах, были расписаны боковые нефы корабли фрески северной и южной лестничных башен относятся,…

Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси
А ведь прекрасное рядом Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться Что мы знаем про иконы Зачем… В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата.Икона это плод души… В этом и состоит задача моего обзора. История русской иконописи Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном,…

Культура Древней Руси
Да и сознательно мне очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат поможет помог мне лучше узнать историю моей страны, … Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным.

"Анализ книги Мишель Монтень "Опыты. Книга 1"
Но мне известны примеры, когда прямо противоположные качества - отвага и твердость - приводили к такому же результату. О себе Монтень говорит, что… Иначе будешь показателем дурного тона и невоспитанности. Монтень принадлежит к… Стоики воспрещают мудрецу предаваться ему. Глава 3. Наши чувства устремляются за пределы нашего я. Люди, которые…

Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII веков
Историческое исследование не может обойти этой стороны социальной жизни». Поэтому особенно важно попытаться взглянуть на древнерусское общество под… Реконструировать существовавшие в нем представления о социуме, о политической,… Другими словами в поле его внимания должна умещаться как сфера идеологий, так и ментальности, вместе составляющие…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам