Композиция

Композиция. Внимательный анализ композиции приводит к выводу, что Леонардо не стремился создать индивидуальный портрет. Мона Лиза стала осуществлением идей художника, высказанных им в сво м трактате о живописи. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Поэтому Мона Лиза, на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.

Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Не смотря на то, что взгляд Джоконды направлен на нас, между нами и ей создан визуальный барьер ручка стула, действующая как перегородка. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как, к примеру, в портрете Балтазара Кастильоне выставлен в Лувре, Париж, написанного Рафаэлем около десяти лет спустя.

Тем не менее, наш взгляд постоянно возвращается к е освещ нному лицу, окруж нному как рамкой т мными, скрытыми под прозрачной фатой, волосами, тенями на шее и т мным дымчатым пейзажем заднего плана. На фоне отдал нных гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик 77х53 см. Эта монументальность, присущая возвышенным божественным существам, держит нас, простых смертных, на почтительном расстоянии и одновременно заставляет нас безуспешно стремиться к недосягаемому.

Неспроста Леонардо выбрал позицию модели, очень схожую с позициями богоматери в итальянских картинах ХV века. Дополнительную дистанцию созда т искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта отказа от ч тких очертаний в пользу создания воздушного впечатления. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо.