Культура как тип социальной памяти

Культура как тип социальной памяти. В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.

В аналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее предметном содержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае она интерпретируется как система ценностей, норм и институтов. Во втором как процесс развития сущностных сил человека, способностей, в ходе его сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению определенных ценностей.

В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что культура это сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации человека. Это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей норм, способов организации поведения и общения процесс творческой деятельности человека. Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная, информационно-знаковая, а также концепция культуры как подсистемы всего общества.

В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект рассмотрения в структуре различных наук. Деятельностная концепция принимает во внимание прежде всего человеческий фактор как духовную интенцию развития культуры, как способ жизнедеятельности.

Личностно-атрибутивная представляет ее в качестве характеристики самого человека. Информационно-знаковая изучает как некую совокупность знаков и знаковых систем. Культура рассматривается также как надиндивидуальная реальность, усвояемая человеком в процессе его социализации или, наоборот, номиналистски, т.е. как реальность личностного характера. Так, Ю. М. Лотман, реализуя семиотический подход, подчеркивает, что культура, прежде всего, понятие коллективное.

Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, явление общественное, то есть социальное. Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются Всякая структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами.

Знаками же мы называем любое материальное выражение слова, рисунки, вещи и т.д которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла. Таким образом, культура, как считает Ю. М. Лотман, имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу живших в одно и в разное время.

Культура всегда, пишет Ю. М. Лотман, подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как негенетическую память коллектива. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла.

Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру культуру человечества. Поэтому же культура всегда, с одной стороны, определенное количество текстов, а с другой унаследованных символов. Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение, передаются будущим состояниям культуры Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и к прогнозам будущего.