Исторические условия и этапы становления массовой культуры

Исторические условия и этапы становления массовой культуры. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры массовую культуру и элитарную культуру.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации. Когда же и как появилась массовая культура По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения.

Приведем в качестве примера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVIIXVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей.

Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей англичанина Даниэля Дефо, автора широко известного романа Робинзон Крузо и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий следователей, военных, воров и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова. 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру.

Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века. X. Ортега-и-Гассет в работе Восстание масс выводит само понятие масса из определения толпа. Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса поясняет Ортега.

И далее он пишет Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение переходит в качественное Очень познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога, профессора Колумбийского университета Д. Белла Конец идеологии, в которой особенности современного общества определяются возникновением массового производства и массового потребления.

Здесь же автор формулирует пять значений понятия масса 1.Масса как недифференцированное множество т. е. противоположность понятию класс. 2.Масса как синоним невежественности как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет. 3.Массы как механизированное общество т. е. человек воспринимается как придаток техники. 4.Массы как бюрократизированное общество т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности. 5. Массы как толпа.

Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе это варвар. И Д. Белл делает вывод массы есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Еще более глубокий анализ массовой культуры сделал канадский социолог М. Маклюэн. Он также, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи индустриального и типографского человека явилось изобретение в XV веке печатного станка.

Маклюэн, определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, подчеркивал эскейпистскую т. е. уводящую от реальной действительности функцию художественной культуры. Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями.

В свою очередь понятие массовая культура характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры.