рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Японская письменность

Японская письменность - Реферат, раздел Культура, Культура и традиции древней Японии Японская Письменность. Письменность В Японии Возникла На Основе Китайской Нем...

Японская письменность. Письменность в Японии возникла на основе китайской немногим более 1200 лет назад. Различные гипотезы об исконных письменах, якобы существовавших у японцев до знакомства с китайской культурой, не выдерживают серьезной научной критики.

В современной японской системе письма применяются главным образом символы двух видов 1 словесные знаки - иероглифы и 2 слоговые знаки. Кроме того, на сегодняшний день в эту систему входят еще и 3 фонемные знаки - латинский алфавит. Иероглифы заимствованы японцами из Китая, где они возникли еще во II тысячелетии до н.э. и приняли вид, близкий к современному, около 2 тыс. лет назад, при династии Хань. Иероглифы отличаются от фонетических письменных знаков тем, что воспроизводят на письме не звуки фонемы и не слоги, а слова или морфемы, т.е. значащие единицы языка.

Традиционное, пришедшее из Китая направление письма - вертикальное знаки расставляются сверху вниз, а строки справа налево. Книги, напечатанные таким письмом, листаются обратным европейскому способом - корешок у них не с левой, а с правой стороны. Впрочем, в ХХ столетии японский язык все чаще пользуется европейским, горизонтальным направлением письма например, оно стало нормой для деловых документов.

Фонд иероглифов насчитывает многие тысячи знаков. Точно определить его объем невозможно, так как он является принципиально открытым, подобно лексическому фонду языка некоторые иероглифы выходят из употребления, возникают новые - благодаря тому, что элементарные графемы вступают в новые сочетания, которых не было прежде правда, в наши дни это случается редко. Кана насчитывает 48 основных знаков не считая производных поскольку каждый знак имеет по два варианта катакана и хирагана, то эту цифру надо удвоить 96. Японская орфография отличается нерегулярностью и охотно допускает вариантные написания для одного и того же слова. 8. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩИЕ ТОЛЬКО ЯПОНИИ. ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ. Наиболее загадочным и имеющим глубокий философский и эстетический смысл является ритуал Тя-но ю - чайный церемониал.

Это строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Чайная церемония восходит к обычаю берущему свое начало в 7 веке, употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года и сохраняется почти неизменным по сей день. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры, живописи, садово-паркового искусства.

Его сущность отразилась также в различных философских концепциях, а культ чая, в свою очередь стимулировал их развитие. Чайная церемония - воплощение единства творческого начала, восприятия природы, религиозно-философского настроения и социального общения.

Чайная церемония получила широкое распространение по всей Японии и во всех слоях населения, так как дзэн-буддизм проповедовал возможность достижения просветления любым человеком в условиях обыденной жизни. В основу чайной церемонии положены четыре принципа гармония - единение человека с природой, упорядочение мироздания почтение - равноправие всех участников, проявления уважения их друг к другу чистота - очищение через соприкосновение с прекрасным тишина - условие для медитации.

Считалось, что реализация этих принципов открывает путь для достижения внутренней гармонии участников церемонии. Ритуал чайной церемонии проводится в специально отведенном для этого мест, чаще всего в небольших домиках, расположенных в тенистых садах, чтобы суета окружающей жизни отошла на задний план и не мешала погрузиться в глубины сознания посредством медитирования. В чайном действе обычно участвуют несколько человек мастер чая - тот, кто заваривает чай и разливает его, и те, кто присутствуют при этом и затем пьют. Скорее всего, чайная церемония - особая духовная процедура.

Путь чая Дао чая создан монахами Дзэнсю, сторонниками секты Дзэн и по этому следование Пути чая - один из методов осуществления заветов этого учения. Так что из всего вышеперечисленного можно понять, что философские воззрения Востока, в частности Японии, составляют практически единое целое с культурой. Западный человек впервые столкнувшийся с культурой востока, с его философией, зачастую видит в них только внешнею, экзотическую сторону, не видя и не ощущая самого главного, что они содержат в себе глубочайший смысл, смысл понимания и познания жизни.

НЭЦКЭ. Миниатюрная скульптура - нэцкэ - получила широкое распространение в XVIII - первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм - кимоно - не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы трубка, кисет, коробочка для лекарств и др. прикрепляются к поясу с помошью брелока-противовеса.

Нэцкэ поэтому обязательно имеет отверстие для шнурка, с помошью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы употреблялись и раньше, но с конца XVIII столетия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на произведениях. Нэцкэ - искусство городского сословия, массовое и демократичное. По сюжетам нэцкэ можно судить о духовных запросах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан.

Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они любили фигурки семи богов счастья, среди которых наиболее популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными сюжетами нэцкэ были следующие растрескавшийся баклажан со множеством семян внутри - пожелание большого мужского потомства, две уточки - символ семейного счастья. Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной жизни города.

Это бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы, женшины за разными занятиями, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с точки зрения японцев, одежде - широкополых шляпах, камзолах и брюках. Отличаясь тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока, и это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округленную, приятную на ошупь.

С этим связан и выбор материала не очень тяжелого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространенными материалами были разные породы дерева, слоновая кость, керамика, лак и металл. ИКЕБАНА. ИКЕБАНА - традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана - это цветы, которые живут. Этот вид искусства, зародившийся в Индии и проникший в Японию вместе с буддизмом из Китая, получил широкое распространение в этой стране и стал играть значительную роль в культурной жизни ее общества.

Именно в Японии икебана, выйдя за рамки ритуального обряда подношения символически значимых цветов Будде, а также почитаемым предкам, стала особым видом искусства, широко внедрившимся в самые различные сферы общественной жизни. Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого - вот кредо истинных художников икебаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку их отличают те же краткость, глубина и совершенство. Искусство икебаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире. Растительный материал - собственно аранжировка ветвей, цветов и трав - конструируется в икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов - ветвей. Обычно их три, но бывает и от двух до девяти.

Особенности стиля икебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Эстетический смысл имеет не только созданная композиция икебаны, но и процесс обучения этому искусству, да и не только этому. Школа икебаны, процесс обучения этому искусству предстают в контексте японской культуры как особая, во многом изолированная от всего прочего педагогическая провинция, где процесс обучения весьма длителен и где мудрые наставники главным образом кропотливо трудятся над выявлением и всесторонним культивированием природных дарований своих подопечных.

Здесь господствует атмосфера своеобразного благочестия, почтительного вживания в космический ритм бытия, что облекается в форму особой обрядности жесты и позы учителя, а затем и учеников исполнены глубокого смысла. В современном японском интерьере продолжает жить икебана и традиционного толка, и новых школ, в которых, как в архитектуре и садовом искусстве, используются и новые конструктивные принципы, и новые материалы.

Икебана продолжает существовать и как профессиональное, и как самодеятельное искусство. Икебана шествует по всему свету, особенно широкое распространение она получила в США, Франции и Англии, все большую популярность она завоевывает и у нас в стране. 9. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ. После окончания средней школы второй ступени или колледжа большинство девушек обращается на рынок труда.

Некоторые устраиваются на фабрики, другие становятся секретарями, служащими или продавцами. Наниматели знают, что все они проработают несколько лет до тех пор, пока не выйдут замуж. Многие женщины, в том числе учителя и медицинские сестры, могут надеяться на продолжение работы после замужества. Обычно заработная плата женщин составляет 57 от заработка мужчин за выполнение аналогичных обязанностей. Некоторые женщины приобретают какую-либо профессию, становятся менеджерами в корпорациях, занимают высокие должности на государственной службе и в политике.

В 1986 вступил в силу закон о равных возможностях при трудоустройстве, основанный на Конвенции ООН о преодолении всех форм дискриминации женщин. Чем крупнее фирма, тем выше процент женщин, продвинувшихся на должности руководителей отделов и других подразделений такая картина особенно характерна для компаний, специализирующихся на розничной торговле и финансовой деятельности. Большинство женщин после вступления в брак уходит с работы.

Некоторые из них, когда дети становятся старше, вновь устраиваются на работу. В настоящее время работают полный рабочий день либо частично заняты около половины замужних женщин. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ. Многих иностранцев поражает, что японские дети вроде бы никогда не плачут. Кое-кто даже относит это за счет знаменитой японской вежливости, проявляющейся чуть ли не с младенчества. Причина тут, разумеется, иная. Малыш плачет, когда ему хочется пить или есть, когда он испытывает какие-то неудобства или оставлен без присмотра и, наконец, когда его к чему-то принуждают.

Японская система воспитания стремится избегать всего этого. Первые два года младенец как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, по ночам кладет его спать рядом с собой и дает ему грудь в любой момент, как только он этого пожелает. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук, не пытаются приучать его к какому-то распорядку, как-то ограничивать его порывы.

От матери, бабушки, сестер, которые постоянно возятся с ним, он слышит лишь предостережения опасно, грязно, плохо. И эти три слова входят в его сознание как нечто однозначное. Короче говоря, детей в Японии, с нашей точки зрения, неимоверно балуют. Можно сказать, им просто стараются не давать повода плакать. Им, особенно мальчикам, почти никогда ничего не запрещают. Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание японского ребенка начинается с приема, который можно было бы назвать угрозой отчуждения.

Если ты будешь вести себя неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя - вот типичный пример родительских поучений. Боязнь быть осмеянным, униженным, отлученным от родни или общины с ранних лет западает в душу японца. Поскольку образ его жизни почти не оставляет места для каких-то личных дел, скрытых от окружающих, и поскольку даже характер японского дома таков, что человек все время живет на глазах других угроза отчуждения действует серьезно.

Школьные годы - это период, когда детская натура познает первые ограничения. В ребенке воспитывают осмотрительность его приучают остерегаться положений, при которых он сам или кто-либо другой может потерять лицо. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые прежде выражал свободно, не потому, что видит теперь в них некое зло, а потому, что они становятся неподобающими. Однако полная свобода, которой японец пользуется в раннем детстве, оставляет неизгладимый след в его характере.

Именно воспоминания о беззаботных днях, когда было неведомо чувство стыда, и порождают взгляд на жизнь как на область ограничений и область послаблений. Именно поэтому японцы столь снисходительны к человеческим слабостям, будучи чрезвычайно требовательными к себе и другим в вопросах долга. Сила воли, способность ради высшего долга отвернуться от наслаждений, которые вовсе не считаются злом вот что японцы почитают добродетелью.

ОТНОШЕНИЕ К СУПРУЖЕСТВУ. При всем том, что японскому образу жизни присуще суровое подавление личных порывов, секс в этой стране никогда не осуждался ни религией, ни моралью. Японцы никогда не смотрели на секс как на некое зло, никогда не отождествляли его с грехом, не видели необходимости окружать его завесой тайны, скрывать от посторонних глаз, как нечто предосудительное. Японец как бы разграничивает в своей жизни область, которая принадлежит семье и составляет круг его главных обязанностей, от развлечений на стороне - области тоже легальной, но второстепенной.

Жена японского служащего привыкла к тому, что, как правило, видит мужа лишь два-три вечера в неделю. Хотя в Токио насчитывается около ста тысяч баров и обойти их все даже по разу заведомо невозможно, порой начинает казаться, что многие дельцы одержимы именно этой идеей. Жены безропотно терпят подобные отлучки. Существует выражение Вернуться домой на тройке. Оно весьма своеобразно ввело русское слово в японский обиход.

Приведенная фраза означает, что пьяный глава семейства вваливается в дверь среди ночи, поддерживаемый под руки девицами из бара. Жена обязана в таком случае пригласить спутниц в дом, угостить их чаем, осведомиться, рассчитался ли муж по счетам, и с благодарностью проводить их. Не забавы мужа на стороне, а проявление ревности жены - вот что в глазах японцев выглядит аморальным. Терпимость к такого рода похождениям касается, впрочем, лишь женатых мужчин, но отнюдь не распространяется на замужних женщин.

Итак, японская мораль весьма снисходительна к человеческим слабостям. Считая их чем-то естественным, она отводит м хотя и второстепенное, но вполне узаконенное место в жизни. Поскольку японцы не видят в людской натуре противоборства духа и плоти, м также не присуще смотреть на жизнь лишь как на столкновение добра и зла. Деление жизни на область ограничений и область послаблений, где действуют разные законы, объясняет присущую японцам склонность к зигзагу. Народ этот на редкость непритязателен ко всему, что касается повседневных нужд, но может быть безудержно расточительным, когда речь идет о каких-то праздниках или торжественных случаях.

Культ умеренности касается лишь будней. Быть скаредным, прижимистым, даже разумно расчетливым в таких случаях, как, например, свадьба или похороны, так же аморально, как быть невоздержанным в повседневном быту. Если для англичан краеугольным камнем морали служит понятие греха, то для японцев - понятие стыда.

Христианская цивилизация Запада видела путь к совершенствованию человека в том, чтобы подавлять в нем плотские инстинкты и возвеличивать духовное начало. Что же касается японцев, то они и в своей этике всегда следовали тому же принципу, что и в эстетике сохранять первородную сущность материала. Японская мораль не ставит целью переделать человека. Она стремится лишь обуздать его сетью правил подобающего поведения. Инстинктивные склонности и порывы остаются в неизменности, лишь связанные до поры до времени такой сетью.

Именно этим объясняется двойственность и противоречивость японской натуры. 10. ОБРАЗОВАНИЕ. По закону каждый ребенок обязательно должен получить шестилетнее образование в начальной школе и трехлетнее - в средней школе первой ступени. Учебный год в Японии начинается 1 апреля и заканчивается в марте. Он состоит из трех семестров, разделенных 40-дневными каникулами в июле-августе и зимними - в конце декабря. Школьники посещают занятия в среднем 240 дней в году, включая субботу.

В 1996 в Японии из более 1,5 млн. выпускников средней школы первой ступени 99 продолжили обучение в средней школе второй ступени. Поскольку будущее ученика по окончании средней школы зависит от оценки его способностей при поступлении в престижную школу второй ступени и университет, большинство учащихся всех классов несколько вечеров в неделю посещают специальные подготовительные учебные заведения дзюку. Считается, что будущее благополучие и социальная значимость человека в большой мере определяется успехами на вступительных экзаменах в школу второй ступени, колледж и университет, и предварительно подросток должен преодолеть ад вступительных экзаменов дзюкэн дзигоку. Существуют частные средние школы, в которых обучение платное и нет конкурсного отбора учащихся.

Некоторые частные университеты, например Нихон Дайгаку, располагают собственными начальными и средними школами. Программы школ всех ступеней утверждаются министерством образования.

Авторы учебников - признанные авторитеты в своих областях, однако министерство сохраняет за собой и регулярно использует право на цензуру учебных пособий. В настоящее время в Японии действуют более 400 университетов. Древнейший из них - Токийский основан в 1877 , в прошлом Первый Императорский университет, является самым авторитетным высшим учебным заведением Японии. За ним следуют университеты в Киото открыт в 1895 , Сэндае 1907 , Саппоро 1918 . В 1996 из 1,555 млн. выпускников средней школы второй ступени 460 тыс. поступили в колледжи 95 из них - частные и 579 тыс в университеты с четырехлетним курсом обучения.

Из них 20 были приняты в государственные университеты, остальные - в частные. Более 90 студентов двухлетних младших и пятилетних технических колледжей - девушки, а в университетах 75 студентов - юноши. Абитуриенты, не принятые в вуз, обычно готовятся самостоятельно либо с репетитором к повторным вступительным экзаменам в то же учебное заведение. 11. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯПОНСКИЙ КОСТЮМ. Любой национальный костюм так или иначе отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.

Это в полной мере относится и к кимоно, которое в XX веке приобрело большую популярность в мире. Тип кроя, силуэт, отдельные детали и мотивы активно использовались в интернациональной моде, но само кимоно в его традиционном виде по сей день остается для иностранцев одной из наиболее труднопостигаемых областей японской культуры.

Есть немало представителей западного мира, до тонкостей изучивших японский язык и литературу, музыку, чайную церемонию, икебану, боевые искусства и т.д но даже на них кимоно выглядит чужеродным. Много говорилось и писалось о том, что кимоно идеально подходит к японскому типу фигуры, как женской, так и мужской. Оно действительно зрительно корректирует пропорции невысоких по природе японцев, но дело не только в создании иллюзии стройности. Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и является своего рода фокусом национальной психологии.

Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромности, надев кимоно, не в состоянии выразить ту естественную гармонию пластики, которой чаруют японки. То, что именно кимоно участвует в создании образа, подтверждается тем, что в европейской одежде те же японские дамы воспринимаются иначе. Нужно уметь носить кимоно, как, впрочем, и любой костюм, который отличается определенным стилем, характером, образом.

Традиционные мужские кимоно, строгие, темных расцветок, теряются на фоне необычайно богатых декоративными эффектами женских образцов. Индивидуальные особенности и красота кимоно раскрываются только когда его надевает человек. Одно и то же кимоно на разных людях будет выглядеть по-разному. Надевание и ношение кимоно требуют особых знаний и умения, которые регламентируются определенными правилами. Поза, осанка имеют большое значение и должны быть естественны. Спину следует держать прямо, подбородок - слегка втянутым, а плечи - расслабленно.

Необходимо избегать резких и размашистых движений, поскольку в этом случае могут быть видны руки выше кистей и ноги, а даже мимолетное мелькание ног между распахнувшимися полами считается дурным тоном. Важной составляющей женского костюма является пояс оби в мужском варианте он не играет такой роли. Известно выражение Сущность красоты имеется в виду костюма в целом прикреплена к спине женщины, а народная поговорка гласит Женщина, не умеющая завязать оби, ничего не умеет. Если оби выступает как эстетический центр костюма, то рукава получили эмоционально-лирическое значение. Причем эта традиция зародилась задолго до появления кимоно.

Поэтика кимоно не ограничивается темой рукавов. Его декор почти всегда связан с временами года и отражает поэзию и символику природных явлений. История кимоно, необычайно интересная и многообразная, является одной из прекрасных страниц японского декоративного искусства. 12. СПОРТ. Японцы - страстные любители спорта.

Старейшим национальным видом спорта признана борьба сумо, упоминание о которой имеется в хронике 7 в. Нихон Сёки. Ежегодно в стране проводятся шесть соревнований по сумо, в которых в рамках высшей лиги маку-но ути примерно 50 спортсменов борются за Кубок Императора. Борец, показавший лучшие результаты в 15 встречах, становится победителем. Другие национальные виды спорта - кэндо вид фехтования с использованием бамбуковых мечей, дзюдо, каратэ. С Запада первым пришел в Японию бейсбол, и с 1950 существуют две профессиональные бейсбольные лиги, Тихоокеанская и Центральная, каждая из которых включает по шесть команд.

В 1996 состязания по бейсболу посетили примерно 20 млн. человек. Каждую весну и лето проводятся национальные бейсбольные турниры среди команд высших учебных заведений. Летние соревнования были организованы впервые в 1915 и весенние - в 1924. Профессиональным видом спорта стал в Японии также и американский футбол.

В спортивном календаре предусмотрены ежегодные состязания по футболу, регби, хоккею на траве и льду, волейболу, баскетболу и гандболу. Команды финансируются либо университетами, либо фирмами, которые вносят весомый вклад в подготовку спортсменов-олимпийцев. В 1946 был учрежден Национальный спортивный фестиваль. Представители каждой префектуры встречаются на соревнованиях летом плавание, яхты, осенью 27 видов спорта, включая легкую атлетику, бейсбол, регби и гимнастику и зимой коньки, лыжи. Кубок Императора достается префектуре, мужчины которой набрали наибольшее количество очков, аналогичным образом женщинам вручается Кубок Императрицы.

Соревнования проводятся каждый год по очереди в какой-либо из 47 японских префектур. Одним из спонсоров этих состязаний выступает министерство образования. 13.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура и традиции древней Японии

Но все же чтобы попытаться понять суть и особенности японских национальных культурных традиций необходимо погрузиться в безбрежный океан Восточной… Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в… Она непрерывно развивалась, начиная с X - XI веков.C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Японская письменность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Интересные факты
Интересные факты. Знаете ли Вы, что в Японии фигуру из трех пальцев показывать непринято, т.к. она означает намек на непристойное предложение. по статистике продолжительность жизни в Японии на перв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги