рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религия как общественный невроз

Работа сделанна в 2004 году

Религия как общественный невроз - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2004 год - Фрейдизм и неофрейдизм о культуре Религия Как Общественный Невроз. Культурологические Размышления Фрейда...

Религия как общественный невроз.

Культурологические размышления Фрейда неизбежно подвели его к проблеме религии и оказались тесно переплетенными с решением этой проблемы. При рассмотрении культурных запретов Фрейд не мог не обратить внимание на их связь с религиозными представлениями, тем более теологи приписывали древнейшим нормам, регулирующим человеческую жизнь, божественное происхождение. Издавна считалось, что вся человеческая культура строится на религиозной основе. Из этого вытекает вывод, что при падении религии деградирует и культура. Появление религии Фрейд рассматривает так человек слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

Человек должен войти в сообщество, которое в результате своего развития налагает запреты на его желания. Как мы уже упоминали, чтобы выжить, личность должна отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный вознаградить человека за его жертву своими влечениями, защитить его от проявлений природы и от посягательств на него других индивидов общества. Встает вопрос кто же выполнит все эти функции В раннем детстве каждый замечал влияние отца в семье.

Он обладал властью, устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по отношению к отцу вырабатывается комплекс он считает отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ребенок ревнует отца к своей матери и пытается занять его место, но позже инцестуальные влечения утрачивают свою силу, тогда как уважение и страх перед отцом остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из тотема Тотемизм.

Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настроений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними а может, ужаснулись своему кощунству и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и всебремя власти возложили на него. Позже образ отца перешел в образ животного. Чтобы снять стресс, это животное раз в год убивается племенем. появился целый понтеон богов, а из них, в свою очередь, выделился единый, могучий, карающий бог, который потом стал добрым, справедливым богом.

Итак, люди всю ответственность за антисоциальные поступки возложили на плечи бога, сделав его, таким образом, как бы громоотводом. Люди надеются получить от бога вознаграждение за свой отказ от влечений, и, наконец, авторитет бога помогает им избавиться от внутрисоциальных противоречий. Мы видим, что религия является одной из основополагающих частей культуры. Однако Фрейд установил, что религия является массовым неврозом.

На основе чего он сделал такие выводы Дело в том, что религия по многим своим положениям напоминает навязчивое невротическое состояние. Так, например, если невротик боится не производить какие-то определенные движения, то любой истинно верующий человек так же боится не выполнить какой-либо религиозный обряд. Разница заключается лишь в том, что невротик не может объяснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений Под упражнениями подразумеваются любые навязчивые мысли и движения и действия а верующий человек, в зависимости от своего познания теологии, объясняет те или иные обряды.

Таким образом, с некоторыми оговорками, можно назвать религию общественным неврозом. Тем не менее религия имеет положи тельное значение. Дело в том, что частный невроз куда опасней общественного, так как он отрицательно влияет на физическое состояние больного, тогда как данный общественный невроз является совершенно безобидным. Так же религию можно назвать и антиневрозом, так как она помогает растворять частные неврозы и сглаживать социальные противоречия.

И разрушение религии ведет к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции, хотя позже произошла подмена веры. Для развития общества нужны какие-то основы, и с падением старых появляются новые. Так, например, религиозную основу в России сменила коммунистическая. Сейчас, в наше время, старые основы уже рухнули, а новые еще не установились, и поэтому резко возросло астеническое состояние общества, возросла преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков и т.д. Неофрейдизм Карл Густав Юнг В качестве критиков теоретических постулатов Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг 1875-1961, вплоть до 1913 г. разделявший основные идеи своего учителя.

Юнгу, как и Фрейду, присуща психологизация культурных и социальных процессов. Впрочем, такой подход к исследованию закономерностей общественного развития характерен не только для новаторов типа К. Юнга, но и для многих других неофрейдистов, включая К. Хорни, Г. Салливэна, Э. Фромма.

Альфред Адлер Как и Юнг, разошелся с Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа - Альфред Адлер 1870-1937. В противовес фрейдовскому постулату о первичных влечениях и юнговскому постулату о комплексах и архетипах, которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека.

Адлер не совершает революционного переворота в психоанализе, ибо его понимание социального не выходит за рамки бессознательных влечений человека. Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти. Поэтому изучение социальных побуждений личности сводится, по сути дела, к расшифровке вытесненных желаний властвования, преобладания, превосходства над другими.

Однако, оставляя без внимания взаимоотношения между личностью и обществом, Адлер лишь констатирует, что человек от природы является социальным существом. Разумеется, одного этого недостаточно для понимания подлинных связей и отношений в общественной жизни. Поскольку раскрытие социальных детерминант человеческого поведения проводится Адлером на бессознательном мотивационном уровне развития человеческой психики, то и результаты такого рассмотрения страдают психологической ограниченностью.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Фрейдизм и неофрейдизм о культуре

Расширяя сферу применения психоанализа Психоанализ от греч. psyche-душа и analysis-решение - часть психотерапии, врачебный метод исследования,… Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на… В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от физиологического материализма и механизма школы Гельмгольца к…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религия как общественный невроз

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теория Фрейда
Теория Фрейда. Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволюционировал к сложному психоа

Роль культуры в развитии социальных отношений
Роль культуры в развитии социальных отношений. По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенде

Роль личности в культуре
Роль личности в культуре. Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства элиты над массами, потому что массы костны и недальновидны, он

Культурный психоанализ
Культурный психоанализ. Поворот в психоаналитическом движении от биологической обусловленности человеческого поведения к его социальной и культурной детерминации объясняется прежде всего тем бурным

Вильгельм Рейх
Вильгельм Рейх. Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Рейхом 1897-1957 сексуально-экономическая теория уже не замыкалась на исследовании отдельного человека, а распространялась на социально-политически

Философия бессознательного Э. Фромма
Философия бессознательного Э. Фромма. Проблема отношения личности и общества, взаимодействия психологических и социальных факторов - центральная тема теоретических работ Эриха Фромма 1900-1980. В к

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги