Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Пензенский государственный университет Кафедра Философии Реферат на тему Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда Выполнили студент группы 02РА1 Заонегин Антон Александрович cтудент группы 02РА1 Ботунов Григорий Николаевич Проверил Садчиков Владимир Николаевич Пенза 2003 Содержание Содержание 1 Введение 2 Часть 1. Концепция зарождения культуры 3 Эволюция культуры 3 Основа концепции 4 Часть 2. Концепция происхождения современной культуры 5 Путь к культуре 5 Роль красоты, чистоплотности и порядка в культуре 6 Культура как регулирующий фактор социальных отношений 8 Культурные запреты 9 Культурный процесс в современном обществе 11 Культура и личность 12 Эпилог 13 Список литературы 15 Введение Первый человек, который бросил ругательство вместо камня, был творцом цивилизации. Зигмунд Фрейд Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе Тотем и табу. Психология первобытной культуры изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры.

Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу Недовольство культурой, которая первоначально была названа Фрейдом Недовольство в культуре.

Во многом это объясняется тем, что термин культура чрезвычайно многозначен, и если в русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который вкладывается в него немецкоязычными философами, то в английском и французском переводах Civilization and Its Discontents, Malaise de civilization пришлось поменять культуру на цивилизацию - Фрейд специально оговорился, что не проводит между ними различий.

К тому же немецкое название передает два оттенка - недовольство в культуре существует у людей потому, что они недовольны ею, имеется недовольство культурой, о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе.

Мы считаем необходимым охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза ОНТОГЕНЕЗ от греч. on, род п. ontos сущее и генез индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни КиМ предложенный Э. Геккелем.

В применении к анализу культур он означает, что в детстве онтогенез, индивидуальное развитие человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества филогенез, родовое развитие происхождение. Этот теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство вхождение в культуру и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным.

На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между психологией первобытных народов и невротиков. Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

Часть 1.

Концепция зарождения культуры

Концепция зарождения культуры

Эволюция культуры

Эволюция культуры. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впо... Но во время ритуальных праздников, когда разрешено запрещенное, тотеми... Таким образом 3.

Основа концепции

Шефтсбери В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил п... Громадное большинство людей, замечал он, нуждается во власти, которой ... Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика и индивид... В соответствии с этим религия универсальный невроз навязчивости, а нев... Часть 2.

Концепция происхождения современной культуры

Концепция происхождения современной культуры

Путь к культуре

Минеральные ресурсы добываются и перерабатываются в необходимые орудия... Порядок является принудительным повторением единожды установленного. Он определяет, когда, где и как нечто должно делаться, дабы избежать п... Можно было бы ожидать, что порядок с самого начала и без принуждения у... Польза от порядка очевидна, чистоплотность включает в себя гигиеническ...

Культура как регулирующий фактор социальных отношений

устанавливались бы в зависимости от интересов и влечений физически сил... Сущность его в том, что члены общества ограничивают себя в своих возмо... Высшая точка такого развития обнаруживается в западноевропейской культ... Культура не удовлетворяется уже существующими союзами, она желает связ... Так как культура требует принесения в жертву не только сексуальности, ...

Культурный процесс в современном обществе

Задачей культурного процесса является объединение одиночек в сообществ... Конечно, культурное развитие человеческого рода есть абстракция более ... Но при однородности целей не удивляет сходство средств осуществления з... Иначе говоря, индивидуальное развитие предстает как продукт наложения ... Подобно тому, как планета вращается не только вокруг собственной оси, ...

Культура и личность

Культура и личность. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усове... Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданн... В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, кот... Эпилог Иногда сигара - всего лишь сигара.

Список литературы

Список литературы 1. Тотем и табу, Новый век, Москва, 2001 г. 2. Недовольство культурой, Олимп, Москва, 1997 г. 3. Я и Оно, Олимп, Москва, 1997 г. 4. Сборник сочинений Зигмунда Фрейда, Новый век, Москва 1995 г. 5. Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия, 2003, полная версия.