Культура и личность

Культура и личность. В каждом человеке намешано всего понемножку, а жизнь выдавливает из этой смеси что-нибудь одно на поверхность.

Братья Стругацкие Систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе Я и Оно 1923. В ней 3игмунд Фрейд дополняет принцип удовольствия, влечение к Эросу стремлением к смерти Танатос как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Для понимания этой психоаналитической концепции весьма важна его усовершенствованная модель личности, в которой Я, Оно и Сверх-Я борются за сферы влияния.

Оно id глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. Я Ego сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью культурной и природной. Сверх- Я Super Ego сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Сверх-Я есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности.

Данная структурная схема универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного. Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию садизм. В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти.

Части, элементы культуры Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру религия, искусство, наука есть сублимация вытеснение подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Эпилог Иногда сигара - всего лишь сигара. Зигмунд Фрейд Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции массу недостатков, прежде всего недопустимость сведения всего многообразия культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим несоответствие ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований даже его исходная циклопическая семья это плод воображения Аткинсона пансексуализм как ведущий объяснительный принцип, который отвергнут даже последователями Фрейда как несостоятельный.

Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда можно продолжать. Но хотелось бы, чтобы противоречия психоаналитической концепции культуры 3. Фрейда не заслоняли его несомненных достижений.

В качестве последних хотелось бы выделить расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения стереотипы сексуального поведения, ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления межкультурных исследований направления Культура-и-личность исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры формирование направления изучения особенностей отклоняющего поведения, соотношение нормы и патологии в различных культурах, впоследствии составившее основу этнопсихиатрии или транскультурной психиатрии.

Психоаналитический подход к изучению культур получил дальнейшее развитие в культурологии XX в. В качестве наиболее убежденных и правоверных последователей Фрейда в области исследования культур были В. Райх, О. Ранк, Г. Рохейм.

Значительное место постулаты фрейдизма, правда в модернизированной форме, заняли в концепциях М. Мид, Р. Бенедикт, Дж. Долларда и других представителей направления Культура-и-личность психологическая антропология. Самостоятельную психоаналитическую концепцию культур разработал К. Юнг. Обновленный вариант психоаналитической теории культур создал Э. Фромм. Но все же самым известным продолжателем дела Фрейда в области применения догм классического психоанализа в изучении культур был Г.Рохейм.