рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Аполлоническое и дионисийское начала в культуре, по Ф. Ницше

Работа сделанна в 2004 году

Аполлоническое и дионисийское начала в культуре, по Ф. Ницше - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Международный Университет Природы, Общества И Человека Дубна Кафедра Социолог...

Международный университет природы, общества и человека Дубна Кафедра социологии и гуманитарных наук Реферат по культурологии на тему Аполлоническое и дионисийское начала в культуре, по Ф. Ницше. Выполнила студентка II курса 2033 группы Ярмак Елена Владимировна Проверила С. П. Хохлова Дубна, 2004 Оглавление Оглавление 2 Введение 3 Дионисическое и аполлоническое 5 Сны, иллюзии, индивидуальность 5 Чары Диониса 7 Музыка 9 Взаимодействие 10 Заключение 13 Примечания 14 Список используемой литературы 15 Введение В конце XIX нач. XX вв. философы находили, что западноевропейская цивилизация также переживает культурный упадок.

По их мнению, европейцы погрязли в эгоизме, потребительском отношении к вещам, в их мире царит посредственность, и их духовная жизнь находится в застое. Они искали причины упадка и возможную панацею от него, чтобы началось культурное возрождение, при этом часто заглядывая в прошлое в попытках там найти ответы на их вопросы.

Последователь Шопенгауэра, Ницше, ставил в пример Европе восточную систему ценностей и жизнь предков самих европейцев. Интерес к древности, а также к жизни и учению Шопенгауэра, у Ницше не случаен. Он непосредственно вытекает из его критики европейской культуры, которой он пытается противопоставить естественную жизнь, какой, по мнению Ницше, люди жили в далекие времена.

В Европе естественное бытие он видит в жизни греков досократической эпохи, изучением которой он сильно увлекался. Приземленность обывателей и рассудочность ученых, упадок в искусстве и бюрократизм в общественной жизни - все это Ницше считал проявлениями болезни человеческого рода. Ставя человека в искусственные рамки, культура обезличивает его, считал Ницше, подавляет волю индивида, лишает его творчества. Так что же делать Здесь усиливается расхождение между Ницше и Шопенгауэром, который стремился ограничить Мировую Волю. В отличие от Шопенгауэра, Ницше считает, что если культура сковывает индивидуальную волю, становясь цивилизацией, то именно поэтому следует отказаться от культуры.

Как мы видим, западная цивилизация не устраивает Шопенгауэра и Ницше по разным причинам. Если Шопенгауэра возмущала ее агрессивность и индивидуализм, то Ницше раздражает вырождение и упадок. Но если агрессивность и индивидуализм привели к вырождению и упадку, то нужно ли возвращаться к этим основам Тем не менее, учение Ницше несводимо к элементарному противопоставлению варварства цивилизации.

В его учении все сложнее, и чтобы разобраться, уточним еще один момент, касающийся расхождений между Ницше и Шопенгауэром. Дело в том, что, противопоставив Восток и Запад, Шопенгауэр не указал той развилки, где разошлись их пути. Иначе подошел к этому вопросу Ницше. Но как изменится вдруг эта, в таких мрачных красках описанная нами, заросль нашей утомленной культуры, как только ее коснутся дионисические чары Бурный вихрь схватывает все отжившее, гнилое, разбитое, захиревшее, крутя, объемлет его красным облаком пыли и, как коршун, уносит его ввысь Время сократического человека миновало возложите на себя венки из плюща.

Возьмите тирсы в руки ваши и не удивляйтесь, если тигр и пантера, ласкаясь, прильнут к вашим коленям Готовьтесь к жестокому бою, но верьте в чудеса вашего бога1. Свои надежды Ницше связывал с возрождением в культуре мятежного дионисического духа и связанного с ним созерцательного аполлонического искусства, о которых будет подробно рассказано в данной работе.

Самые существенные понятия, связанные с ницшеанством, это антихристианство, сверхчеловек, ценностный перспективизм, аморализм, воля к власти, переоценка ценностей, нигилизм и, конечно, аполлоническое и дионисическое начала. Ницше это ниспровергатель кумиров, его учение нельзя уложить в научные рамки, его работы написаны на подсознательном уровне. Не без содействия его сестры Элизабет немецкого философа считали своим идеологом фашисты, запятнав тем самым его доброе имя перед человечеством.

Можно сказать, что в конце прошлого века его работы были реабилитированы, и Ницше обрел популярность, что нельзя было сказать при его жизни.

Дионисическое и аполлоническое

По определению это свойство представленности объекта, явления, феномен... Считая себя нравственно здоровыми, они не замечают, как бедна и призра... Если под влиянием сновидений человек становился художником, то под вли... Миф становится между музыкой и дионисическим зрителем. Слушателю кажет... Когда человек уже изнемогает в судорожном напряжении чувств, готовый о...

Взаимодействие

противоположностей Противопоставленный этим непосредственным художеств... е. его единство с внутренней первоосновой мира в символическом подобии сн... О лирике можно говорить, как о подражательном излучении музыки в образ... Проанализировав причины появления аполлонического начала, Ницше заключ...

Заключение

Заключение Мы должны иметь в виду, что в учении Ницше перед нами скорее легенда о Востоке, с помощью которой он надеялся излечить болезни Запада. В принципе его труд не просто догма или учение, это глубокое философское исследование, опирающееся не на доказательства, а на непосредственный эмпирический опыт человечества. Чтение Рождения трагедии из духа музыки это как путешествие в глубину собственного подсознания, открытие того, что всегда было, но только теперь стало очевидным.

Стоит заметить, что тот, кто подойдет к чтению Ницше без той искренности, с которой говорил сам философ, ничего не поймет в его работах. Но в своем восхвалении Диониса Ницше слишком увлекся, сведя до вредного и презренного явления то, что он называл сократизмом, а проще науку. Неужели те достижения человечества, которые были рождены не метафизическими силами, а логическими измышлениями, ничего не значат Ведь именно они двигали общество по пути прогресса. Если грек грезил красочными образами с прекрасными формами, то прогрессивные люди времен Ницше уже видели во сне химические таблицы.

С другой стороны наука и так была на первом месте и не нуждалась в поддержке, даже напротив, она повлияла на то, что и в искусстве стали искать логичность и стремиться к рациональному познанию. Тучи критиков, не способных проникнуть в тайны подлинного творчества, раздражали Ницше, и он хотел оградить его от разрушительного воздействия науки. В том, что искусство нужно ограждать от омассовления, развлекательности и оставить его в сфере взаимодействия аполлонического и дионисического начал, я полностью согласна с Ницше, но, по-моему, это невозможно без отрицания науки.

Каждая эпоха хороша по-своему, как и время жизни человека. Оставим греков в детстве человечества, иногда на них оглядываясь, так как дважды в одну воду не войдешь. Ницше сделал нечто потрясающее, объяснив, причем успешно, сущность музыки. Это великое открытие было совершено не без помощи Шопенгауэра, но Ницше довел его до конца.

Примечания

Примечания 1. Цит. по Ф.В. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, пер. Г. А. Рачинского, СПб. Азбука, 2000. С.186 187. 2. То же. С.50. 3. То же. С.51. 4. То же. С.51. 5. То же. С.53. 6. То же. С.54. 7. То же. С.55 56. 8. То же. С.194. 9. То же. С.57. 10. То же. С.72. 11. То же. С.74. 12. То же. С.80. 13. То же. С.80. 14. То же. С.69

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Ф.В. Ницше. Рождение трагедии из духа музыки, пер. Г.А. Рачинского, СПб Азбука, 2000. 2. Культурология учебник для студентов технических вузов Н.Г. Багдасарьян, М. Высшая школа, 1999. 3. Культура Теории и проблемы.

Учебное пособие Т.Ф. Кузнецова и др. М 1995. 4. А.И. Шендрик. Теория культуры. Учебное пособие для вузов. М 2002.

– Конец работы –

Используемые теги: Аполл, ческое, сийское, начала, культуре, Ницше0.091

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Аполлоническое и дионисийское начала в культуре, по Ф. Ницше

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Фридрих Ницше: теория аполлонического и дионисийского начала в культуре, смерть Бога и проблема сверхчеловека
Фридрих Ницше теория аполлонического и дионисийского начала в культуре смерть Бога и проблема сверхчеловека... Ницше поднял важные вопросы о природе человека о его бытии о культуре как средстве человеческой самореализации Он...

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Русская культура в начале XX века
Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…

КУЛЬТУРА. ДИАЛОГ КУЛЬТУР
I... Есть некий круг целостность явлений за которым закрепилось в сознании в... Назову несколько беспокоящих наше мышление признаков такого сдвига смещения...

Эпистемология культуры: история и философия наук о культуре
Ю В Ларин... Эпистемология культуры история и философия наук о культуре...

Российская культура в начале ХХ в.
Возникла сетьвысших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу.Развиваласьсистема профессиональных - горных, речных,… Национальная идеяспособствовала усилению националистических настроений, и, в… Развитие науки.В связи с возросшими нуждами промышленности и армиибыстро развивались естественные и технические…

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
На сайте allrefs.net читайте: Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры.

Феномен культуры как предмет изучения дисциплины История мировой культуры
Само понятие происходит от слова cultio лат возделывание обработка В настоящее время определений Базовое культура это все то что... История мировой культуры Основные принципы изучения История культуры как... Основные достижения в развитии того или иного народа и его вклад в ИМК...

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Гармонические колебания. Энергия простого гармонического движения Гармонические колебания возникают тогда когда на частицу действует сила возвращающая их обратно т е к положению равновесия... F kx... При гармонических колебаниях сила выражается через закон Гука...
  • Русская культура в начале XX века Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Рассмотрению двух из них и посвящена данная работа. “СИМВОЛИЗМ” - направление в европейском и русском искусстве,…
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…
  • Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…
  • Русская культура в начале XX века Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности.… Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не… Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической…