Атланты и кариатиды Петербурга

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ МУРМАНСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине История и культура Санкт-Петербурга на тему Атланты и кариатиды Петербурга ВЫПОЛНИЛ Студент Митичев Руслан Сергеевич Группа Г-2-22 Курс 1 зачетной книжки 06375 дом. телефон 43-75-11 ПРОВЕРИЛ Преподаватель 2003 Содержание Введение 3-4 стр. Глава 1 Ставшие шедеврами 5-8 стр. 1.1 Атланты Нового Эрмитажа 5-6 стр. 1.2 Атланты и кариатиды Екатерининского дворца6 стр. 1.3 Нимфы Адмиралтейства6-7 стр. 1.4 Теламоны Инженерного замка.7 стр. 1.5 Атланты и кариатиды особняка Демидова8 стр. Глава 2. Более поздние постройки 9-10 стр. 2.1 Особняк Мясникова 9 стр. 2.2 Дворец князя Белосельских- Белозерских 9 10 стр. 2.3 Гостиница Европейская 10 стр. Глава 3. Доходные дома 11 стр. Глава 4. Кариатиды .12-13 стр. 4.1 Дворец Строгановых 12 стр. 4.2 Дом Департамента уделов 12-13 стр. 4.3 Ново-Михайловский дворец 13 стр. Глава 5. Интерьеры 14-15 стр. 5.1 Парадный зал дворца Монплезир 14 стр. 5.2 Интерьеры Екатерининского дворца 14-15 стр. Вывод 16 стр. Список литературы 17 стр. Список литературы 1. Матвеев П.Н. Атланты и кариатиды Петербурга, Санкт- Петербург, Искусство-СПБ, 2. Тарасова Л. А К истории создания атлантов портика Нового Эрмитажа Л 1983 стр. 3. Г Питанин В.Н. Литейный проспект, Л 1989 г. Введение В ряду общепризнанных шедевров мирового градостроительства искусства Санкт-Петербург занимает одно из достойнейших мест как город неповторимой красоты.

По существу, вся центральная часть города, с которой и начиналась его застрой ка, представляет собой уникальный культурно-исторический комплекс, характе ризующий развитие архитектурно-художественных идей и стилей мирового зод чества на русской почве на протяжении 18-19 х веков.

Однако, несмотря на очевидное влияние на градостроительное искусство Санкт-Петербурга со стороны зарубежного, прежде всего европейского, зодчест ва, петербургская архитектура не копирует механически иноземные стили, но вносит в них нечто свое, исконно русское Архитектура Петербурга формирова лась применительно к водным пространствам, плавным линиям Невы и каналов небесным просторам, тучам, туманам, инею. На протяжении трехвекового развития архитектурно-декоративного облика Петербурга зодчие, скульпторы и живописцы широко использовали весь арсе- нал наиболее выразительных художественных средств, доводя уровень их совер шенства до степени истинных произведений искусства. В мировой архитектурной практике довольно широкое распространение по лучили такие варианты декоративной скульптуры, как атланты и кариатиды. Вы разительные возможности этого вида скульптуры весьма широки, атланты и кариатиды могут быть использованы как в экстерьерах зданий, так и в оформле нии их интерьеров, могут являться не только элементами декора на фасаде от дельного здания, но и влиять на художественное восприятие целых архитектур ных ансамблей.

В некоторых случаях атланты или кариатиды выполняются на таком высоком профессиональном уровне, что воспринимаются уже не как разновидность декоративного убранства какого-нибудь строения, а как самосто ятельные произведения искусства.

Даже коренные петербуржцы имеют весьма смутное представление об истинном множестве доставшихся нам в наследство атлантов и кариатид.

Среди огромного числа изданий, посвященных архитектуре Петербурга и пластическим средствам декоративного оформления строений, вообще отсутствуют работы, рассматривающие в полном объеме вопросы становления и развития в Петербурге этого вида скульптуры.

В путеводителях по городу характеристика объектов зодчества дается обычно очень обобщенно и кратко, атланты и кариатиды большей частью вообще не упоминаются.

Только в изданиях, дающих описание отдельных, наиболее известных зданий и архитектурных комплексов, встречаются сведения весьма ограниченного объема и отрывочного характера об использовании декоративной скульптуры в художественном оформлении этих объектов.

А между тем стоит лишь немного отклониться во время прогулок по Петербургу в сторону от привычных маршрутов, от широких магистралей, пройти по небольшим улицам и переулкам и каждого ожидают внезапные встречи с атлантами и кариатидами самого разнообразного стилевого и художественного исполнения.

Многие из этих произведений отличаются ориги- нальным образным решением, носят отпечаток тех или иных стилевых эпох. Декоративно-художественная тема атлантов и кариатид возникла еще в ан -тичном зодчестве, но в те времена она получила ограниченное распространение. Однако с течением времени, с появлением новых видов конструкционных ма териалов и методов строительства, образы атлантов и кариатид стали все чаще применяться для декорирования конструктивных опор. Это расширяло арсенал декоративно-художественных средств архитектуры. Особо широкое распростра нение атланты и кариатиды получили в архитектуре 17- начала 20 века. Именно на этот период приходится градостроительное формирование центральной час- ти Петербурга, заложенного 16 мая 1703 года. ГЛАВА 1

Ставшие шедеврами

Ставшие шедеврами 1.1

Атланты Нового Эрмитажа

1.2 . Позы атлантов, обхвативших архитрав могучими руками, как бы представля... Е. Стасова и Н. Атланты Нового Эрмитажа.

Атланты и кариатиды Екатерининского дворца

1.3 Нимфы Адмиралтейства Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 год... Д. Ф. 1.4 Теламоны Инженерного замка Среди многочисленных исторических и арх... Интересен северный фасад, обращенный в сторону Летнего сада.

Атланты и кариатиды особняка Демидова

В последующие годы художественные решения декоративного оформления осо... Интересно и необычно образное и композиционное решение многофигурной г... Этот трехэтажный особняк был возведен по проекту архитектора О.Монферр... По углам балкона установлены две пары фигур атлант и кариатида, развер... Если бородатый атлант, стоящий слева от центрального въезда, изображен...

Более поздние постройки

Более поздние постройки 2.1

Особняк Мясникова

Возвратившиеся в творческий арсенал зодчих и скульпторов образы атлант... Мясникова. Штакеншнейдера и относится к числу первых в Петербурге примеров необар... И. Фонтана гостиница Европейская с богатым эклектическим декором, заимств...

Доходные дома

Центральная часть фасада на уровне второго и третьего этажей украшена ... 4.1 . ГЛАВА 4 Кариатиды Среди всего многообразного комплекса декоративной ск... Сюда же можно отнести здания на Итальянской улице, д.31, дом 13 по Сап... Доходные дома.

Дворец Строгановых

4.2 . Строганова. Дворец был построен по проекту Ф Б. Наиболее ранними скульптурными изображениями кариатид из числа дошедши... Дворец Строгановых. Растрелли в 1752-1754 годах на пересечении Невской першпективы и набер...

Дом Департамента уделов

5.1 . Дом Департамента уделов. Этого создателям дворца удалось добиться применением архитектурных фор... Пашкова. В 1848 году дом был куплен графом А.М. написал свое знамени тое стихотворение Размышление у парадного подъезд...

Парадный зал дворца Монплезир

Эти совершенные полепки и проработки деталей 4-е пары полуфи- гур атла... Именно в интерьерах сохранились до наших дней первые из скульптурных и... Стены на всю высоту обли цованы дубовыми тонко профилированными филенк... 5.2 . Впечатле- ние пространственности достигается конструктивным решением п...

Интерьеры Екатерининского дворца

Среди всего великолепия декоративного убранства зала яркое впечатле ни... Примером может являться декора тивное оформление Зеленой столовой, соз... В целом интерьер Зеленой столовой отличается гармонией архитектурных и... Количественные показатели и образные решения этих скульптурных произве... В количественном отношении именно в этот период появилась основная час...