Выдающиеся литераторы Древнего Рима

ПЛАН I. ВВЕДЕНИЕ II. Периодизация римской литературы III. Доклассический период 1. Фольклор 2. Аппий Клавдий Слепой 3. Общая характеристика литературного периода IV. Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой 1. Ливий Андроник 2. Гней Невий 3. Квинт Энний 4. Тит Макций Плавт 5. Публий Теренций V. Период гражданских войн 1. Претекстата. Акций 2. Тогата а Титиний б Атта в Афраний 3. Ателлана. Помпоний и Новий 4. Сатира. Луцилий 5. Цицерон 6. Тит Лукреций Кар 7. Неотерики. Гай Валерий Катулл VI. Литература периода принципата 1. Принципат 2. Писатели эпохи принципата 3. Публий Вергилий Марон 4. Тибулл и Проперций 5. Публий Овидий Назон VII. Историография 1. Гай Юлий Цезарь 2. Саллюстий 3. Тит Ливий VIII. Послеклассическая литература. Ранняя Римская империя I в. н. э первая половина II в. н. э. 1. Сенека 2. Марк Валерий Марциал 3. Публий Корнелий Тацит 4. Литература поздней Римской империи II в. н. э. IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ Три специфические особенности римской литературы. Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая.

Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э. Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400-500 лет позже греческой.

Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу.

С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние. Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка.

Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой - черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая. Из этих особенностей литературы - более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы - выступает еще третья особенность.

Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы. Точно так же, например, Энеида Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе.

Но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

II. Периодизация римской литературы. Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический. 1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности.

До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию. С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья включительно по первую половину II в. и начавшихся гражданских войн вторая половина II в 80-е годы I в. до н. э 2. Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики с 80-х годов до 30 года I в. до н. э. и эпоха принципата Августа до 14 года I в. н. э 3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода.

Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы.

Здесь следует различать литературу расцвета империи I в. н. э. и литературу кризиса, падения империи II - V вв. н. э III. Доклассический период 1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. К сожалению, у нас нет почти никаких материалов, которые бы дошли из этой древности и мы принуждены здесь ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей римской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоминаниями о них. Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с лодочной греблей.

Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали большой социальной значимостью.

Ими пользовались не только во время пиров или отдыха от работ, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие. Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры слово неясного происхождения, нечто вроде наших импровизированных сценок. Возвращение сына. Сцена из комедии. П в. до н э. Историк Тит Ливий VII, 2, 4 сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты.

Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.

Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была представлена проза, считавшаяся привилегией знати и получавшая фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоже обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени вроде начала и конца войны, затмения солнца и т. д. памятники частного характера похоронные речи или надписи в домах покойников стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные.

Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве. 2.

Аппий Клавдий Слепой

Аппий Клавдий Слепой. до н. э. Ливий Андроник, грек из Тарента, прибывший в Рим в 272 г после взятия ... Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращени...

Гней Невий

. 270-201 был свободнорожденным уроженцем Кампании его поэтическая деяте... Прославилось и его эпическое произведение Пуническая война, где расска... 3. Сохранились такие заглавия Троянский конь, Даная, Гесиона, Выступающий...

Квинт Энний

гг уроженец Калабрии, был привезен в 204 г. М. Порцием Катоном в Рим и в дальнейшем получил римское гражданство и неб... Из области национальной драмы имеется известие о его претекстате Похищ... И притом в дактилических гекзаметрах, не сухо, как у Невия, но с посто...

Тит Макций Плавт

Эти сведения сообщает нам биография, составленная Светонием и сокращен... К этому можно присоединить также и зависимость Лукреция от более ранни... Они культивировали, как и эллинистические поэты, принципы искусства дл... Литература периода принципата 1. Принципат рrinceps - первый был естественной формой власти и означал у...

Писатели эпохи принципата

Писатели эпохи принципата. Среди тех, кто старался забыть свое республиканское прошлое, были тала... Следует отметить другой литературный кружок - Корвина Массалы, куда вх... Овидию, как и Вергилию, тоже предстояла мировая слава в веках. Этот кр... 3.

Публий Вергилий Марон

в Северной Италии, в деревне Анды, около Мантуи. Образование получил в... Однако уже в 42 г. он вернулся домой, так как не был расположен к городской жизни, а люби... В 41-40 гг. его имение было конфисковано цезарианцами.

Тибулл и Проперций

э а умер в 19 г в один год с Вергилием. Золотом изгнана честь, продается за золото право. Золоту служит закон,... . Проперция вместе с Тибуллом упоминают Марциал, Стаций, Плиний Младший ... Общий характер любовной элегии Овидия отличается по своему содержанию ...

Гай Юлий Цезарь

Всего Цезарем было написано о Галльской войне семь книг восьмая была н... Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационн... принципат Августа, рядившийся вначале в ветхие одежды республики, прев... э родился в Испании в Кордубе Кордова. В своих философских сочинениях Сенека проповедует принципы стоической ...

Марк Валерий Марциал

Получив риторическое образование, он приехал в 64 г. Основной период его деятельности совпадает с правлением Домициана, кот... В своих эпиграммах он стремится к тому, чтобы жизнь узнала свои нравы. В его стихотворениях проходит целая галерея образов в обстановке дейст... 3.

Публий Корнелий Тацит

Публий Корнелий Тацит. Биография Тацита не сохранилась полностью. Он происходил из всадническ... Он скорбит о преждевременной смерти Агриколы, но в то же время признае... Тацит подробно характеризует родовой строй, экономику, культуру и нрав... Первые шесть книг Анналов посвящены правлению жестокого Тиберия.

Литература поздней Римской империи II в. н. э. Во II в. н. э. Римская империя достигла наивысшего развития.

Она занимала почти всю территорию известного в то время мира под именем imperium romanum мыслился весь мир orbis terrarum. Этот период характеризуется ростом городов, развитием путей сообщения и распространением римской культуры по всей территории империи, среди всех народов провинций.

Но со II в. н. э. усиливаются и те социально-экономические противоречия, которые привели впоследствии античный мир к кризису и краху. Со второй половины II в. н. э. в римской литературе чувствуется упадок. Поэты стремятся воскресить старые жанры, в области лексики они обращаются к словарному богатству Катона, Энния, Плавта, любят блеснуть вычурностью формы, ритма стихов. Некоторые из писателей-архаистов, будучи не в состоянии дать творчески самостоятельные произведения, прибегают к собиранию различных выписок из греческих и римских писателей.

Так, например, Авл Геллий около 130-180 гг. оставил нам такой труд под названием Аттические ночи. Начал он работать над ним в Аттике, в Афинах, отсюда и название Аттические ночи. В этом произведении, состоящем из 20 книг, до нас не дошла лишь восьмая книга. Авл Геллий собрал массу цитат или сокращенно переданных отрывков из книг разных греческих и римских писателей. Его больше всего интересуют филологические и историко-литературные вопросы, поэтому он занимается критикой текста писателей, сопоставлением греческой и римской лексики, выписывает редкие грамматические обороты.

Всего в Аттических ночах Авла Геллия собраны цитаты, отрывки приблизительно из 250 авторов. IX. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог всей истории античной литературы, можно сказать следующее. Первое, что бросается в глаза при чтении памятников античной литературы это огромная склонность античных писателей изображать главным образом внешний, предметный мир, по сравнению с чем мир субъективных переживаний и мир психический, несомненно, отступают на второй план и многих писателей совсем не интересуют. Этим античная литература резко отличается как от средневековой литературы, в основе которой лежит духовное, спиритуалистическое понимание мира, так и от литературы XVIII и XIX вв преимущественно посвященной анализу психических переживаний человека.

В то же время эта духовная ограниченность античной литературы имела свое огромное преимущество.

Отвлекаясь от углубления в субъективную психологию, античная литература обращала пристальное внимание на материальный и телесный мир и рисовала его в максимально красивом и благоустроенном виде. Доклассический и послеклассический периоды античной литературы уже не обладают этим стилем и этой идеологией в такой степени, как классический. Доклассический период характеризуется чертами дисгармонии и образами, свойственными первобытной мифологии. Послеклассический период, или эллинизм, является по преимуществу разложением классики.

В нем нет классической простоты, строгости и нет ее принципиальной идейности. Здесь очень много сложностей и психологизма. Античная литература никогда не умирала окончательно. Даже в средние века, т. е. в эпоху совершенно иной общественно-экономической формации феодализм и религии абсолютного духа в противоположность земной античности, мы везде встречаем то там, то здесь античные реминисценции. Почти в самом начале средневековья Карл Великий VIII в. в своей столице Аахене основывает Академию, сзывая для нее ученых из разных стран, здесь культивируется античная литература и пишутся подражания древним поэтам.

В X в. саксонская монахиня Гросвита пишет на латинском языке комедии, хотя и с христианской тематикой, но с использованием стиля Теренция. В XII в. основывается Парижский университет, где преподавалось отнюдь не только богословие, здесь изучались латинские авторы - Вергилий, Овидий, Гораций, Цицерон.

В XI-XII вв. в Провансе, на юге Франции, где и вообще сохранялись в известной мере остатки древнеримской культуры, певцы любви и страсти, так называемые трубадуры, использовали любовную лирику Овидия. В течение всех средних веков латинский язык был официальным языком литературы, философии, историографии, законодательства, школы и церкви. В результате этого Европа нового времени познакомилась с античностью по преимуществу в ее римском обличье. Античность является для людей Ренессанса идеалом полной свободы тела и духа, знаменуя собой бурный рост индивидуализма молодой буржуазии с ее вполне светской культурой.

Первые шаги Ренессанса полны буйной жажды все понять, все охватить, приобщиться к земной мудрости античного мира. Таким образом, римская литература - это органическое соединение универсализма и индивидуализма, когда грандиозность, возвышенность, чувство достоинства, риторика и динамика изображения соединились с беспощадной трезвостью оценок, практически деловым и прозаическим подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом.

Все это делало римлян людьми гораздо более трезвыми и деловыми, чем были греки, и все это лишало их литературную практику греческой фантастичности, склонности к философии, углублению в бесконечные проблемы духа. Однако это не было у них каким-то падением античной культуры. Наоборот, фантастическая мифология, углубление в изощренную поэтическую практику и упоение философско- теоретической мыслью - все это было для них уже пройденным этапом, и их оригинальность заключалась именно в постоянном стремлении создавать грандиозные формы в литературе и жизни, для которых эллинизм был только слабым началом.

Последние века античного мира являются глубоким и органическим смешением исконно греческих и исконно римских элементов, где римская духовная культура действовала нисколько не меньше, чем культура греческая. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Античная литература Под ред. А. А. Тахо-Годи М 1980. 2. Культура Древнего Рима Под ред. Е. С. Голубцова М 1983-1988. 3. История мировой культуры Под ред. Левчука Л. Т К 1994. 4. Н. А. Машкин.

История Рима М 1967.