Эстетическая культура

Эстетическая культура. Цель воспитания эстетической культуры не может быть расшифрована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений к окружающему миру. Эстетическое воспитание - обязательный элемент формирования всей совокупности духовного богатства индивида. Сам процесс эстетического роста в становлении сознания юношества должен быть демократичен.

Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков. Эстетическое воспитание осуществляется всей системой целенаправленной деятельности, ориентированной на достижение в развитии соответствующих способностей, навыков, а также получения знаний, составляющих в своей совокупности необходимый обществу уровень эстетической культуры личности.

Задача эстетического развития в процессе профориентации - выявлять и развивать творчески-эстетические задатки, неразрывно связанные с изначальными трудовыми навыками. Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали что эстетическое освоение действительности - это прежде всего деятельно-эмоциональное восприятие. В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов и в организационном плане, с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь.

Первый этап 1-4 классы.

Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, поэтому начальный курс эстетического воспитания должен представлять собой не отдельные исторически обособившиеся виды искусства, а целостный курс общеэстетического развития. Курсу эстетического развития целесообразно посвятить год обучения шестилетку, после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин.

Эта дифференциация исходно необходима, т.к. лишь специалисты в отдельных конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их по мере возникновения интереса с необходимыми профессиональными приёмами. В этот период акцент преподавания художественных дисциплин делается на эмоциональную отзывчивость ребёнка при восприятии окружающего мира. Второй этап - 5-9 классы.

Возросшая аналитичность подростка и его возрастные особенности в овладении эталонами деятельности и поведения человека создают благоприятные условия для осознанного приобщения к художественной культуре человечества. В этом возрасте уже возможно сотворческое восприятие произведений искусства. Третий этап - 10-11 классы. Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности, что в итоге поможет более правильно познать себя и найти своё место в будущей жизни.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору - дизайном, изобразительным искусством, музыкой, любительским кино, видеосъемкой и т.д. Уже в средних классах нужно предусмотреть широкие возможности для желающих испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках, студиях по свободному выбору.

В результате в старших классах выделиться группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. В свою очередь, предоставленная возможность углублять знания, способности, умения в понравившемся виде искусства в дальнейшем даст толчок, станет своеобразным компасом в выборе профессии.

Эффективным способом повышения эстетической грамотности учащихся может стать проведение дополнительного курса эстетического воспитания в процессе профориентации. Вести занятия может преподаватель эстетического воспитания, библиотекарь или приглашенные специалисты. 2.2.4. Творчество Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том, что социальные, в том числе школьные, условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.

В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность, жесткая дисциплина, рутинный режим, в результате чего резко подавляется собственно творческая способность. В старших классах безынициативность, насаждение хвостизма как все, так и я и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность, помноженную на интеллектуальную активность.

В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей вытравить творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак, чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному, больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу, в гости, в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты, определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.

Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом, гонением новаторов.

Творческое воспитание - это, прежде всего борьба с рутиной один день не должен быть похож на другие дни, ни один урок - на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом, чтобы не было времени на ничегонеделание, а всё время - чередование дел плановых, необходимых, неплановых необходимых и по выбору. Каждый человек по своему темпераменту имеет норму одиночества - большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить побыть одному, собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.

Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот - ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве - с игрой, с книгой, с рисунком. На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно - статистическое мироощущение не делить всё на чёрное и белое, плохое и хорошее, неправильное и правильное стремиться не к максимуму, а к оптимуму, делая выбор из множества вариантов, при этом, проигрывая в одном и выигрывая в другом рассчитывать вероятность возможных событий, понимая, что 0 и 100 - гарантии никогда не бывает а для этого следует смотреть в мир глазами статиста.

Это значит, что есть авторитеты, но нет непререкаемых авторитетов нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных новая идея всегда необычна, спорна, противоречит старой идее, и когда она победит, появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит такова диалектика природы развития.

У человека важно выработать привычку приподниматься с четверенек текущих дел, оглядываться, смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное резко изменить масштаб как это проделал Свифт, наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.

Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности - сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии. Познакомимся несколько подробнее с процессом производства и накопления культурных ценностей.

III. Традиции и новаторство в культуре У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая и развивающаяся новаторская стороны. Устойчивая сторона культуры - это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями. В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в рамках традиции.

На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ обычаев, ритуалов и т.п. деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно.

Такова в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций. Культурные традиции как историческая память - непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности - это общий закон развития, который действует и сфере культуры, имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт нашей страны.

После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры.

И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников. Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре.

Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру - на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности.

Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство - творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее - это распространение, а не созидание культуры.

Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры.

В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться. 3.1