рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Во что они верили

Работа сделанна в 2003 году

Во что они верили - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Быт и Культура Древнего Египета Во Что Они Верили. Религия Древнего Египта Представляла Собой Сложное Напласт...

Во что они верили. Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток.

Так, главный бог Египта бог Солнца как Восходящее Солнце назывался Хепри, или Хепрер, как Солнце в зените Ра, как Солнце перед закатом Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи. Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка.

Одним из важнейших богов был Птах бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе. Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут.

От них родились Геб бог Земли и Нут богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди. Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра, и его обычно называли добрым богом. Супругой и сестрой Осириса была Исида Иэида богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания.

Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола. Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Именно он научил египтян возделывать землю.

Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор. Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счет. Египтяне признавали присутствие божественного начала во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе.

Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами. Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью.

Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался земным воплощением и служителем бога Птаха, символом плодородия. Бык Апис жил в священном специальном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим.

Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника новорожденного Аписа были исключительно сложным делом Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати. Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос.

Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски. В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной.

Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так Тот, кто существует сам по себе, Первопричина всякой жизни, Отец отцов, Мать матерей. Это Высшее Существо творец Вселенной едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру. На вершине божественного египетского пантеона говорит Мариэтт, известный французский египтолог восседает бог единый, бессмертный, несотворенный, невидимый и скрытый для обыкновенных смертных в глубине его сущности. Он - творец, неба и земли, он сотворил все, что существует, и ничто не сотворено без него. Это бог, существующий исключительно для посвященных в таинство святилища.

Новейшие открытия египтологии подтвердили эти предположения.

Но вне святилища бог принимает тысячу самых разнообразных образов. Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покоренных Египтом племен, усилению центральной власти.

Живший в XIV в. до н. э. фараон Аменхотеп IV пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетанон современное городище Эль-Амара и сам принял имя Эхнатона, что означало угодный богу Атону. Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано.

Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколько-нибудь уверенно проводить его линию, и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали ненормальностью. Египтяне верили в бессмертие души это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте.

Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение. Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах тело человека, Шунт его тень, Рен его имя, Ах его привидение, Ба проявление сущности.

Ведущую роль играла Ка душа человека, являющаяся его бессмертным двойником. Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды.

Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности. Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в Книге мертвых, Книге о вратах, Книге о подземных пещерах, Книге о том, что есть в другом мире, в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются подробные советы, как их избежать.

В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов. Предполагалось, что если этот путь был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами.

Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов а их было более 40 задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян ответы всегда должны были быть отрицательными. Я не причинил людям зла, должен был сказать праведный египтянин, Я не мучил животных, Я не богохульствовал, Я не совершал насилия над бедными, Я никого не убил, Я ни к кому не посылал убийц, Я чист. Взвесив все за и против, Осирис выносил приговор.

В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит Пожирательницы существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной следствием ее становилось полное небытие человека.

Усилия египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам. Для греков Египет стал символом тайной мудрости. Геродот и Страбон донесли эллинам египетские мифы. Египетской Исиде поклонялись женщины Римской империи.

Библейские сюжеты связали Египет с иудео-христианской культурной традицией. И, наконец, в науке есть спорная и смелая гипотеза связи древнеегипетской культуры с культурами Южной Америки. Древние египтяне больших успехов достигли в астрономии. Они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Быт и Культура Древнего Египета

Кажется, народ, сумевший построить великие, необъяснимые и по сей день пирамиды, обладал какими-то удивительными знаниями, мудростью, тайнами. В связи с этим большой интерес представляет изучение повседневного быта… Часть 1. Чем они жили. Глава 1.Додинастический период Медленно нест свои жлтые воды великий Нил. Именно на его берегах…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Во что они верили

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чем они жили
Чем они жили. Глава 1.Додинастический период Медленно нест свои жлтые воды великий Нил. Именно на его берегах 4-5 тысяч лет до нашей эры возникли первые поселения, которые привели к появлению перво

Раннее и Древнее царства
Раннее и Древнее царства. Приблизительно в 3100 году до н.э. возникло Раннее царство или Архаический период. А за периодом Раннего царства начался период Древнего царства одна из величайших

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги