Титульные листы и колофоны

Титульные листы и колофоны. Далеко не во всех ранних изданиях Альда Мануция есть титульные листы, что впрочем, характерно не для одних только альдин, но и для большинства книг ранней печати вообще. В такой превосходно сделанной книге, как Об Этне 14951496 годов, титула нет вовсе. В Полициане 1498, Сие Полифила 1499 и в маленьких альдинах, начавших регулярно выходить с 1501 года, есть титульные листы, но они напоминают скорее авантитулы наших современных книг с их лаконизмом и мелким шрифтом.

В изданиях Альда титульные сведения разбросаны, в большинстве случаев, по всей книге но на примере альдин можно проследить особенно с появлением издательской марки зарождение и развитие титульного листа в современном понимании этого слова. В одном из наиболее прославленных ранних изданий Альда пятитомнике собраний сочинений Аристотеля нет титульных листов в нашем понимании.

Первый том начинается тремя короткими стихами на греческом языке, с заглавиями, набранными крупными греческими прописными. В первой из них сообщается название книги Органон и имя ее автора во втором упомянуто имя Картеромаха корректора греческого текста в третьем имя издателя, Альда Мануция. На обороте первого листа помещено предисловие обращение Алььда к его щедрому покровителю, молодому князю Альберту Пию ди Карпи, а за ним следует содержание книги. Фирма, место и точная дата издания ноябрь 1495 г. напечатана как и обычно, к колофоне, в конце книги, на лицевоцй стороне последнего листа.

На обороте этого листа анонсируется, что издания сочинений Аристотеля будет продолжено. Всего выпущено 5 томов I в 1495 г, II, III, IV в 1497 г, V в 1498 г. Том четвертый начинается прямо с перечня входящих в него книг Аристотеля и других авторов. Содержание это напечатано сперва на греческом языке курсивными литерами, а затем на латинском очень красиво и чисто награвированной антиквой.

Подобный же перечень является титульным листом пятого тома. Выглядет он очень скромно, гораздо скромнее, чем заставные листы отдельных книг, входящих в его состав они украшены орнаментальными заставками и начинаются с больших арнаментированных инициалов. И не начальные полосы отдельных томов, но единый формат ин-фолио, декоративное убранство заставных листов и концевые полосы, наранные косынкой, создают впечатление, что все пять томов Сочинений Аристотеля создавались по единому замыслу.

В Комедиях Аристофана 1498 роль титульного листа тоже играет перечень помещенных здесь девяти комедий. Их названия на грческом и латинском языках расположены в двух вертикальных столбцах, фланговым набором, в то время как краткие титулы всей книги греческий и латинский, набраны крупными прописными, образуют две горизонтальные строки, расположенные над этим перечнем. В собрании Сочинений Полициано ин-фолио. Июль 1498 есть титульный лист с развернутым заглавием в три строки, расположенными на первом листе книги, ai, немного выше уровня, делящего этот лист в пропорции золотого сечения.

Он набран теми же прописными и строчными буквами. В одной из наиболее прославленных книг, вышедших из типографии Альда до 1500 года, в Сне Полифила ин-фолио, декабрь 1499 два титульных листа. Они набраны великолепными прописными буквами в двух размерах, примерно соответствующих современным 14 и 16 пунктам. Скомпонованы оба титула в форме косынок. С 1501 года начинают выходить в свет маленькие альдины книжечки ин-октаво.

Появление издательской марки Альда связано именно с этой серией. С 1502 г. марка с якорем и дельфином, имеющая многочисленные варианты, становиться обязательным компонентом титульных листов альдин. Во всех трех форматах ин-фолио. Ин-кварто и ин-октаво встречаются исключительно красивые титульные листы с альдинской маркой. Интересно, что ни в оной книге, напечатанной при жизни Альда старшего, не использовалось красная краска. Позже она появиться в Библии 1518 года. Быть может.

Появление второго, красного цвета в изданиях, по-прежнему маркированных альдинским якорем и с колофоном, в котором, как и прежде сказано, что книга напечатана в Доме Альда и Андреа-тестя. Является косвенным свидетельством того, что в прижизненных изданиях безраздельно господствовал более суровый вкус зятя-Альда Вопрос о роли Андреа в этом, не только родственном, но и творческом содружестве крупного ученого и издателя с опытным топографом, каким был Андреа Торрезане де Азола, нельзя решать умозрительно.

Он требует специального исследования, тщательного сравнения самостоятельных изданий обоих мастеров, вышедших из-под их прессов до того, как они объединились в общем издательском деле доме Альда и Андреа-тестя, а также изданий, продолжавших выходить после смерти Альда, без его участия и под руководством только Андреа, с их совместными изданиями. Что же сказать в заключение о титулах Альда старшего Прежде всего они чрезвычайно разнообразны есть титулы предельно лаконичные, в которых названы только имена авторов.

Есть очень распространенные титульные листы, в которых сообщается читателю содержание всей книги, часто не имеющей общего заглавия и состоящей из произведений разных авторов, имена которых также называются в этом своеобразном титуле-перечне. Имя издателя ALDUS прочно входит в состав титульного листа как обязательный компонент лишь с появлением издательской марки, но место издания и дата по-прежнему помещаются только в колофоне.

Что касается композиции титулов в изданиях Альда, то они столь же разнообразны, как и их словесное содержание. Преобладают симметричные построения по центральной оси они чередуются с фиоловыми. Встречаются и более сложные много осевые построения. Выбор шрифтов также чрезвычайно разнообразен в одних случаях титул набран одними прописными в других прописными в сочетании со строчными антиквой иногда греческими и латинскими прописными в сочетании с греческим курсивом и латинским курсивом альдино.

Так как у старшего Альда не было крупнокегельных шрифтов, специально предназначенных для титульного набора, приходилось набирать титульные листы больших книг теми же текстовыми шрифтами, что и титулы карманных форматов. И, как это ни странно может показаться на первый взгляд, наиболее эффектные решения получались именно от сочетания, показалось бы, чересчур мелких для формата ин-фолио шрифтов с очень большой издательской маркой. Во всяком случае, небольшой ассортимент этих нетитульных, некрупных шрифтов, при необычно изобретательном их использовании, высокоразвитом чувстве пропорций и хорошем вкусе тех лиц, которым была поручена их верстка и установка в печатной форме, приводил к результатам, вызывающим сегодня неподдельное восхищение.

Титулы старых альдин кажутся несравненно более современными, чем титулы наследников Альда или великое множество еще более совершенных титулов XVI-XIX столетий.