рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек и культура - внутренняя и внешняя

Человек и культура - внутренняя и внешняя - Реферат, раздел Культура, Внутренняя и внешняя культура Человек И Культура - Внутренняя И Внешняя. Само Становление Личности Есть Не ...

Человек и культура - внутренняя и внешняя. Само становление личности есть не что иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится лич- ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный мир, как богатство своего Я. Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности.

Культура - это процесс развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в человеке, характеристика развития человека как человеческого су- щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс- тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого труда и мысли. Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура - мир человека.

Культура - это развитие духовно-практических способ- ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз- витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является сам человек во всем богатстве его способностей, потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль- тивирования Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са- мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла- нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ- ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы- бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец, способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож- на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на- чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си- туациях, но и планировать, моделировать свое будущее. Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс- тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на- ряду с этим характеризует и уровень культуры личности.

Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов- лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно- го мировоззренческого стержня. Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе- нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза- даптации. Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного развития и самосовершенствования требует выработки четких мировоззренческих установок.

Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности. В становлении личности важное место занимает образование, од- нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают. Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека.

В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети- ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль- турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях. Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со- четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов- ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре- делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз- ни каждого человека. Что же такое духовность Основной смысл ду- ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к остальным людям.

Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов- ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен- ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте- ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу- ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира- ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духов- ным миром и глубокой внутренней культурой. Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог- ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто- кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об- щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций - в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест- венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль- туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию интеллигентность, которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано- вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по- лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен- ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс- тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло- ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью.

Этот набор харак- теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены. В становлении культуры личности большое место отводится куль- туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека.

Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе- нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз- витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя- зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво- дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг- рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для твор- ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи- вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб- ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д в решаю- щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об- щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да- вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс- тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента. Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня в условиях многопартийности и плюрализма мнений.

В такой обстанов- ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать своих оппонентов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Внутренняя и внешняя культура

Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в пайдейе, т.е. воспитанности, которую они считали… В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев- ропе не позволяло… Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек и культура - внутренняя и внешняя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество и культура внешние и внутренние факторы
Общество и культура внешние и внутренние факторы. Развитие культуры - органическая составная часть истории об- щества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги