рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

Работа сделанна в 2001 году

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Санкт-Петербургский Государственный Инженерно - Экономический Университет Фак...

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЭКОНОМИКЕ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ р е ф е р а т ДИНАМИКА ВОСПРИЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ Выполнил студент I курса отделения культурологии вечерней формы обучения Пташинская Юлиана Сергеевна Научный руководитель Асс. Сурова Екатерина Эдуардовна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2001г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 Глава 1. Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации 1. Космичность чувства прекрасного 2. Совершенство, гармония, эталонность - основные ориентиры поиска прекрасного 3. Значимость личностного восприятия 10 4. Нравственное обоснование прекрасного 12 Глава 2. Сакральность красоты в средневековой культуре 1. Ментальность средневекового человека 2. Проявление эстетического чувства в искусстве 3. Красота человека душа и тело 4. Внецерковные тенденции восприятия красоты народные празднества и куртуазная любовь 28 Глава 3. Осознание прекрасного в культуре Нового времени 1. Предпосылки создания новой ментальности 33 2. Философское обоснование эстетики 3. Классицизм возвышение разума 4. Барокко апология чувственности 40 Глава 4. Эстетический мир современной цивилизации 1. Двадцатый век новая духовность 2. Бытие и феномен в западноевропейской культуре XX века 3. Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна 47 Заключение 55 Список использованной литературы 59 ВВЕДЕНИЕ. Во всём многообразии ныне существующих и подвергающихся философскому осмыслению понятий красота претендует на особый статус.

С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического рассмотрения остаётся подвижным.

Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на причудливые изгибы философской мысли, понятие красоты и её восприятие неизменно занимает достойное место в человеческом культурном наследии, варьируя собственное содержание и во многом определяя и другие культурные аспекты, на фоне которых оно проявляется.

В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве, его роль в антропологической проблематике, поскольку в философских попытках познания человеческой сущности фактор конструирования такого понятия, как красота, всегда играл видную роль. Поскольку культурология - это интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, истории и др анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок.

Один из этапов использования культурологических методов - сопоставление различных культур.

При этом культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии, социологии, истории.

Еще один этап культурологического анализа связан с выявлением синтетических, ведущих, т.е. определяющих особенностей культуры ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития динамики канонов прекрасного в человеческом обществе.

Мне потребовалось обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам, как, например - синтетически-культурологический метод исторический анализ эпох антропологический взгляд на проблематику отчасти герменевтический метод в частности, при сравнении культуры античности как языческой культуры и культуры христианства. В работе я использую подходы, которые, взаимодействуя друг с другом, способны помочь определить уровень актуальности темы работы.

В ходе исследования обнаружилось, что довольно большой круг авторов затрагивает данную проблематику. Многих выдающихся философов, культурологов интересовала проблема поиска значения таких понятий как прекрасное и красота. Используя те или иные культурологические методы, они рассуждали в своих работах о восприятии прекрасного через призму собственной концепции. Вопросы, касающиеся культурологической проблематики, и связанные с ними антропологические константы возникают фактически в каждую эпоху человеческой истории.

Но среди множества эпох и культурных типов следует выделить некоторое определяющее направление для исследования данной проблематики. Предлагаемая работа является историко-антропологическим рассмотрением указанного понятия и, что существенно, связанных с ним проблем в истории европейской философской мысли. При этом, поскольку рамки данной работы крайне ограничены, рассмотрению будут подвергнуты лишь несколько важнейших, можно даже сказать опорных эпох в истории западноевропейской культуры, что позволит далее в заключение работы на основании уже продуманного провести их сравнительный анализ.

Такими эпохами в данном случае будут выступать античность рассмотрение которой предполагается ограничить лишь анализом древнегреческой культуры, средневековье, Новое время XVII-XVIII вв. и современность двадцатое столетие. Данный выбор указанных эпох в качестве основных пунктов исследуемой традиции обусловлен, прежде всего, классическим характером и парадигмообразующим значением этих этапов становления западноевропейской культуры.

Помимо этого, его актуальность обусловлена следующим обстоятельством при первом рассмотрении способов и типов эстетического мировосприятия, культивируемых данными эпохами, бросаются в глаза многочисленные различия в их тематических горизонтах, терминологии, лексике, форме построения мысли - тогда как их концептуальная общность остаётся открытой проблемой.

Поэтому до сих пор не исчерпаны возможности ответа на вопрос были ли переходы от эпохи к эпохе эволюцией в осознании человеком прекрасного, эволюцией, определяющейся имманентными законами развития человеческой культуры, или же это был скачок, прерывание постепенности. Иными словами, являются ли античный, средневековый и т.д. варианты раскрытия смысла прекрасного различными совершенно независимыми друг от друга усилиями или же между ними существует какое-то родство? При этом следует учитывать, что если, например, учение о прекрасном в эпоху Нового времени относительно завершено в том смысле, что представлено в работах виднейших немецких философов как относительно завершённая понятийная система, то современное представление о прекрасном претерпело и продолжает претерпевать чрезвычайно существенные трансформации, в том числе и на методическом уровне, что требует, с одной стороны, обстоятельного анализа его структуры в исторической перспективе, с другой же стороны - выявления проблемных мотивов этих трансформаций.

В связи с этим данное исследование прежде всего будет посвящено выявлению и описанию различных пластов восприятия и осознания красоты в указанную эпоху, не претендуя на создание некой универсальной матрицы или шаблона средневековой эстетики, а, скорее, указывая на проблематичность и неоднозначность этого аспекта взаимодействия человека с природным и культурным универсумом.

Глава 1.

Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации

Всеохватность прекрасного в древнегреческой цивилизации . 1.

Космичность чувства прекрасного

Прекрасны одеяния, щиты, шлем, мечи, дома, кубки, чаши стол, ларец, со... Античная лирика. М.1968. Возвышение общества над природой, тенденция к построению культуры на р... Эрос же Афродиты небесной восходит к богине, которая причастна только ... Платон.

Значимость личностного восприятия

Значимость личностного восприятия. Вместе с тем древнегреческая культура не была однородной, монолитной п... Так возникает искусство Праксителя, сочетающее в себе элементы строгос... Нарастающая тенденция в осмыслении различных граней красоты, в углубле... Весьма драматична ещё одна скульптурная группа галл, не желающий сдава...

Нравственное обоснование прекрасного

. О нравственной чистоте граждан заботился и Платон. Гармоничный человек должен ощущать верный ритм во всём - в пении, игре... Однако нередко человек оказывается рабом страстей и общественного мнен... В этом же направлении развивалось учение стоиков. Мудрец, заботясь о Л...

Сакральность красоты в средневековой культуре

Сакральность красоты в средневековой культуре . 1.

Ментальность средневекового человека

. Этот новый поворот в культуре можно рассматривать в качестве грандиозн... Всё это повлияло и на эстетическое мироотношение, которое существенно ... Помимо зримых опасностей человека средневековья повсеместно подстерега... Присутствие единого Абсолюта как носителя вечной красоты становится ос...

Проявление эстетического чувства в искусстве

Ле Гофф Ж. в 3-х т. С. Добрый Бог - это, прежде всего прекрасный Бог, и готические скульптуры... Весьма характерным является факт отсутствия какого-либо единого принци...

Красота человека душа и тело

С.143. Для большего эффекта волосы в верхней части лба нередко устранялись. Желание приоткрыть какие-либо части тела рассматривалось как великий г... Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровож... Она была пронизана духом суровости, строгости, серьёзности, ригоризма.

Внецерковные тенденции восприятия красоты народные празднества и куртуазная любовь

Главным считалось не богатство дамы, не её знатность, а гармония внешн... Карнавал - это яркое, праздничное зрелище, массовое народное гулянье, ... Христианство, настраивая человека на глубокую нравственную работу, не ... . Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось.

Осознание прекрасного в культуре Нового времени

Осознание прекрасного в культуре Нового времени . 1.

Предпосылки создания новой ментальности

В век, когда совершались новые научно-технические открытия, приводивши... Ещё одно весьма характерное размышление Декарта состояло в том, что вс... Космос уже не являлся живым организмом. Так, по мнению Мандевиля, красота является фикцией. Так много новостей за двадцать лет И в сфере звёзд, и в облике планет,...

Философское обоснование эстетики

Эстетическое восприятие, по его мнению, вообще не имеет никакого отнош... Но если при созерцании прекрасного не осуществляется акт познания, то ... Зато мы располагаем неким душевным состоянием свободной игры познавате... Между тем само эстетическое чувство - сложная интеллектуальная способн... Чем сложнее предмет, тем сложнее, тем специфичнее его эстетическая оце...

Классицизм возвышение разума

Буало. Превыше всего в поведении человека ценилось верховное начало разума, к... Понимание красоты в эпоху классицизма заключало мощный нравственный за... Т.6. Требование идейности, высокой духовности будет подхвачено, к примеру, ...

Барокко апология чувственности

Вот почему новый тип мироощущения утверждал экспрессию, порыв, драмати... В барокко воплотились представления о безграничности мироздания, остро... Синонимом красоты становится это сияющее величие, богатство. Дворцы, церкви и даже дома, благодаря роскошной причудливой пластике ф... Реформация, начавшаяся в Германии, привела к отпадению от католической...

Эстетический мир современной цивилизации

Эстетический мир современной цивилизации . 1.

Двадцатый век новая духовность

Стремительное развитие индустриального общества внесло принципиально н... Активизировался процесс дифференциации наук, изучающих единую реальнос... Произведение искусства сплачивает вокруг себя единство тех путей, где ... Искусство впервые даёт вещам облик, а человеку - взгляд на самого себя. Искусство содержит в себе несокрытость существующего, истину бытия. Кр...

Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна

Его мир сиюминутен, ясен, утончённо живописен, оптимистичен по колорит... Особую значимость приобретает самоценность эстетической эмоции, котора... Эта линия получает своё логическое продолжение в психологическом абстр... С.45. В этих формах художественного освоения мира доминирует стремление к ан...

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Августин А. Исповедь.

М 1991. 2. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М 1997. 3. Анри Матисс. Статьи об искусстве. Письма. Переписка. Записи бесед. Суждения современников. М 1993. 4. сб. Античная лирика. М 1968. 5. Античность как тип культуры. М 1988. 6. Аристотель. Поэтика. Соч. В 4-х тт. М 1983. 7. Асмус В.Ф. Платон эйдология, эстетика, учение об искусстве. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М 1984. 8. Барг М.А. Эпохи и идеи становление историзма.

М 1987. 9. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М 1994. 10. Башляр Г. Мгновение поэтическое и мгновение метафизическое. Новый рационализм. М 1987. 11. Бессмертный Ю.А. Жизнь и смерть в средние века. М 1991. 12. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. М 1991. 13. Бодлер Ш. Об искусстве. М 1986. 14. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М 1992. 15. Валери П. Об искусстве. М 1993. 16. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. М 1993. 17. Гадамер Х Г. Актуальность прекрасного.

М 1991. 18. Гомер. Илиада Одиссея. М 1987. 19. Дали С. Дневник одного гения. М 1991. 20. Жорж Дюби. Европа в средние века. Смоленск. 1994. 21. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М 1987. 22. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5т. Т. 1. М. 1962. 23. Каган М. Эстетика как философская наука. СПб 1997. 24. Кандинский В.О. О духовном в искусстве. М 1992. 25. Кант И. Критика способности суждения.

М 1994. 26. ж. Кентавр Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии. М.1992. 27. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М 1992. 28. Лихачёв Д.С. Поэзия садов. Спб 1991. 29. Лосев А.Ф. Форма - Стиль - Выражение. М 1995. 30. Лосев А.Ф Шестаков В.П. История эстетических категорий. М 1965. 31. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск. 1999. 32. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М 1990-1994. 33. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М 1992. 34. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.

М 1972. 35. Философия эпохи постмодерна. М 1993. 36. Фуко М. Слова и вещи. Санкт-Петербург, 1994. 37. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. Современные концепции культурного кризиса на Западе. М 1976 38. Хайдеггер М. Искусство и пространство. М 1969 39. Хейзинга Й. Осень средневековья. М 1988. 40. Шпенглер О. Закат Европы. М 1993. 41. Эко У. Имя розы. М 1989.

– Конец работы –

Используемые теги: динамика, вос, ятия, прекрасного, западноевропейской, культуре0.091

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре
С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического… Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на… В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве,…

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре
С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического… Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на… В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве,…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура речи - культура поведения
К ним относятся основные качества речи: - содержательность; - точность, понятность; - богатство и разнообразие; - чистота, выразительность; -… В культуре речи выделяют две стороны: 1. правильность речи; 2. речевое… Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов…

Особенности зрительного восприятия младших школьников с умственной отсталостью
Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии… В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их… Процесс восприятия значительно замедлен. У детей с умственной отсталостью нарушения восприятия зависят от степени и…

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Психология восприятия рекламы людьми
Академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875—1942) установил, что деятельность человека во многом определяется доминантой, т.е. устойчивым очагом… Известно, что человек думает всегда, даже во сне. Но все его думы, размышления… Точно так же и Джеймса Уатта, долго и упорно решавшего проблему создания силовых установок, при наблюдении за кипящим…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам