рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ментальность средневекового человека

Работа сделанна в 2001 году

Ментальность средневекового человека - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре Ментальность Средневекового Человека. Средневековье Породило Универсал...

Ментальность средневекового человека.

Средневековье породило универсальную культуру, нацеленную на идеал Абсолюта. В ней наивысшей ценностью становится Бог как надмировая абсолютная духовность, источник вечной красоты. Этот новый поворот в культуре можно рассматривать в качестве грандиозного эксперимента, нацеленного на бесконечное совершенствование человека, актуализацию его неограниченных потенций. Всё это повлияло и на эстетическое мироотношение, которое существенно укрепляется с ростом понимания особой значимости человеческой жизни, ощущением смысловой наполненности каждого прожитого мгновения, осознанием вселенской ответственности за свои поступки.

На умы и души людей Средневековья влияло, прежде всего, тотальное чувство неуверенности, как неуверенности в материальной обеспеченности, так и духовной неуверенности в будущей жизни, блаженство которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Помимо зримых опасностей человека средневековья повсеместно подстерегали враги незримые, которых олицетворяли дьявол и его многоликая армия в лице злых духов.

Считалось, что именно они являются сеятелями дурных внушений, душевных расстройств, всяческой порчи, скверны. Абсолютно свободно перемещаясь в пространстве, злые духи имели возможность тонкого проникновения в ход мыслей, вкладывания в ум и сердце порочных внушений. Внезапно нахлынув, они могли произвести какое-либо действие и тут же бесследно исчезнуть.

Невидимый мир колдовал, строил козни, провоцировал, соблазнял, убивал в каждое мгновение. Всё это побуждало человека самозабвенно искать надёжную точку опоры. Наконец, присутствие ада обжигало жгучим страхом сердца многих людей. Как доказывал один из наиболее рьяных проповедников, шансы быть осуждёнными на вечные муки имели сто тысяч человек против одного спасённого. Вот почему средневековая цивилизация формировалась в атмосфере постоянного беспокойства, недоверия друг к другу, неуверенности в завтрашнем дне. Человек остро переживал зыбкость, неустойчивость земного бытия, осознавая гигантский разрыв между божественной и человеческой природой.

Творимые дьяволом опасности казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Переориентация индивидуального и общественного сознания на мир идеальный, сверхчувственный, духовный, стремление научиться управлять не столько внешней, сколько внутренней природой становится главной тенденцией средневековой культуры.

Земной мир в средневековье рассматривался как центр Мироздания, как поле столкновения низкого и высокого, уродливого и возвышенного, злого и доброго, дьявольского и божественного за каждую человеческую душу, за абсолютную гармонию. Присутствие единого Абсолюта как носителя вечной красоты становится основным вдохновляющим источником для культуротворчества. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Динамика восприятия прекрасного в западноевропейской культуре

С течением эпох меняется отношение человека к самому себе и окружающему миру, структура знания трансформируется, и сам предмет культурологического… Между тем, от человека к человеку, от культуры к культуре, невзирая на… В связи с этим в данной работе предлагается к рассмотрению отношение человека к миру, его место в культуротворчестве,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ментальность средневекового человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Космичность чувства прекрасного
Космичность чувства прекрасного. Для зарождающейся древнегреческой цивилизации эталоном красоты становится Космос, который представал как одухотворённое, упорядоченное, целесообразное, самод

Значимость личностного восприятия
Значимость личностного восприятия. Вместе с тем древнегреческая культура не была однородной, монолитной по своему эстетическому мировосприятию. Уже в эпоху зрелой классики не только в литературе, н

Нравственное обоснование прекрасного
Нравственное обоснование прекрасного. В целом, различная трактовка красоты воплотилась в трёх моделях, сущностные проявления которых будут неоднократно воспроизводиться в последующих культур

Проявление эстетического чувства в искусстве
Проявление эстетического чувства в искусстве. Тайное распространение христианства, а позднее его государственное признание, привело к рождению катакомбного искусства. Это так называемые подз

Красота человека душа и тело
Красота человека душа и тело. В рамках готического мировосприятия заметно возрастает внимание к внутренней, душевной красоте личности, соотнесённой с Абсолютом. Считалось, что без Бога человек гряз

Внецерковные тенденции восприятия красоты народные празднества и куртуазная любовь
Внецерковные тенденции восприятия красоты народные празднества и куртуазная любовь. В культуре, где поиск возвышенного стал главной целью, устремлённость к земной красоте проявила себя в самых разл

Предпосылки создания новой ментальности
Предпосылки создания новой ментальности. В XVII в. европейская цивилизация берёт мощный разбег в своём научно-техническом развитии. С утверждением капитализма вызревают качественно иные принципы ми

Философское обоснование эстетики
Философское обоснование эстетики. Быстро меняющаяся картина бытия побуждала человека более трепетно относиться к тайне мироздания, идее бога, который олицетворял метафизический свет. Возможно поэто

Классицизм возвышение разума
Классицизм возвышение разума. Один из основных типов художественной гармонии воплотился в классицизме, который отразил тенденцию, связанную с рационализацией общественного сознания, с желанием макс

Барокко апология чувственности
Барокко апология чувственности. В отличие от классицизма, стиль барокко утверждал качественно иные принципы мировосприятия. В буквальном переводе барокко означает странный, вычурный или жемчужина н

Двадцатый век новая духовность
Двадцатый век новая духовность. Стремительное развитие индустриального общества внесло принципиально новые изменения в формирование духовного облика человечества. Но, главное, в двадцатом столетии

Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна
Представления о прекрасном в эпоху модерна и постмодерна. Многообразие типов художественного мировосприятия в культуре двадцатого столетия столь впечатляюще, что с трудом поддаётся даже простому оп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги