Гуманистическое представление о культуре в эпоху Возрождения

Гуманистическое представление о культуре в эпоху Возрождения. Слово Возрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения.

А словосочетание эпоха Возрождения даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом истории. Эти ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения время с XIV по XVI века в Италии переходная эпоха от средневековья к новому времени насыщено неординарными событиями и представлено гениальными творцами. Термин Renissance Возрождение был введен Дж. Вазари известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 гг как времени возрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход историко-философского мышления.

Идея обращения к античности сложилась еще в позднем средневековье. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. К XVI в. Содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари.

С этих пор Возрождение означало возрождение античности как идеального образца. В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало. Под Возрождением понималось эмансипация науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма. Итальянское Возрождение Почему в культуре Возрождения присутствует такая четкая ориентация на человека антропоцентризм С социологической точки зрения причиной независимости человека, его растущего самоутверждения, нарождающегося свободомыслия явилась городская культура.

Не подлежит сомнению, что интенсивное развитие городской культуры было связано с социально-экономическим фактором, развитием простого товарно-денежного производства. Но ранний расцвет итальянских городов в транзитной торговле. Одной из причин раздробленности Италии выступало как раз соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов.

В VIII-IX веках Средиземное море становится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители получают от этого выгоду. Заниматься морской торговлей прибрежные города заставляло отсутствие достаточных природных ресурсов, благодатных земель. А, связывая между собой богатые приморские страны, эти города имели немалую выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы перевозка огромного числа со снаряжением и конями оказалась очень выгодной.

Совсем не случайно особой интеллектуальной разработке в эту эпоху подвергся неоплатонизм. А.Ф. Лосев блестяще вскрывает причины особой распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Античный космологический неоплатонизм привлек внимание возрожденцев идеей эманации исхождения божественного смысла, идеей насыщенности мира космоса божественным смыслом, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе человеку.

Он слит с миром. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала уделом небольшого высшего слоя общества, приобрела аристократический характер. Ее влияние на широкие слоя народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.

Среди представителей культуры Возрождения есть личности, наиболее полно выразившие черты того или иного периода этой эпохи. Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Перу Данте принадлежат оригинальная лирическая автобиография Новая жизнь, философский трактат Пир оба произведения написаны на итальянском языке, трактат О народном языке, сонеты, канцоны и другие произведения. Конечно, Данте более всего известен как автор Илиады средних веков по выражению В.Г. Белинского Комедии, названной потомками Божественной.

В ней великий поэт использует привычный для средневековья сюжет изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю, в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия. Несмотря на далекий от повседневности сюжет, произведение полно картин жизни современной ему Италии и насыщено символическими образами и иносказаниями.

Наряду с Данте крупнейшей фигурой Ренессанса является Франческо Петрарка. Общепризнанно, что Петрарка является первым европейским гуманистом. Древняя латинская