О понятии цивилизация

О понятии цивилизация.

Понятие культура часто интерпретируется как синоним понятия цивилизация. При этом под цивилизацией подразумевают или совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, или только материальную культуру. Так, знаменитый английский этнограф Э.Тайлор считал, что цивилизация, или культура, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Слово Цивилизация впервые появилось во Франции в середине 19 века. Оно произошло от латинского слова, что означало гражданский, государственный. В Средневековье данное понятие получило юридический смысл и было отнесено к судебной практике, в последующие периоды значение понятия расширилось. Цивильным стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, т.е. с хорошими манерами и навыками самоконтроля.

Нередко говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые появился во Франции в 18 веке, в трудах Вольтера. Однако революция постепенно развивалась, и обнаруживались ее последствия. Исследователи подчеркивали, во-первых, что цивилизация может умереть. В эпоху Реставрации стали создаваться различные теории цивилизации. В 1827 году появились Мысли о философии человечества И.Гердера. В том же году вышли Принципы философии истории Дж-Б.Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием цивилизация.

Это Франсуа Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, есть цивилизация. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать.

Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального. В 19 веке значение слова было расширено и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь цивилизованного поведения, слово стало применяться и для характеристики стадий человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации 1877г. Сопоставление понятий культура и цивилизация в Словаре Аделунга издания 1793г. означает облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа.

И.Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса, развитие наук, искусств, ремесел и торговли, наконец, политика. Представления Гердера во всем совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира. Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось.

Именно в своих сочинениях А.Фон. Гумбольдт часто пользуется словом культура наряду со словом цивилизация, не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. А.Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы человека цивилизованного к ученому, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому.

Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И тем не менее эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий. Третий смысл понятия Цивилизация заимствован английской литературой из немецкого языка. В 20 веке антропологическое понятие культуры как результата приобретенных в отличие от наследственных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.

Р.Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей простых и устойчивых, народных обществ. 3.