рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История Шорского народа

Работа сделанна в 2005 году

История Шорского народа - Реферат, раздел Культура, - 2005 год - Коренное население Кемеровской области. Шорцы История Шорского Народа. Предки Шорцев Занимались Металлургией, Кузнечеством,...

История Шорского народа. Предки шорцев занимались металлургией, кузнечеством, охотой, рыболовством, подсобным скотоводством, примитивным ручным земледелием, собирательством.

Изделия из железа, сделанные шорскими кузнецами, славились на всю Сибирь. Ими они платили дань албан джунгарам и енисейским киргизам.

Когда пришли русские казаки, они назвали шорцев кузнецкими татарами. Именно благодаря шорским кузнецам земля, которую они населяли, была названа Землей кузнецкой, а затем Кузбассом. В XVII веке Южная Сибирь была покорена русскими казаками. Приводя шорцев в русское подданство, русские воеводы вначале выдавали шорским паштыкам старостам владельные грамоты и указы, признающие и закрепляющие права шорцев на те или иные земли. Но когда Южная Сибирь была покорена полностью, эти земли были объявлены собственностью царя, а владельные грамоты были отобраны.

Шорцы платили дань ясак русскому царю пушниной. Охотничьи территории были поделены между родами. После прихода русских шорцам было запрещено заниматься металлургией и кузнечеством, чтобы их противники - джунгары и кигризы - не могли заказать у шорцев военные доспехи и снаряжения. Предки шорцев жили родами. Отцовский род у шорцев управлялся на демократических началах. Во главе родовой общины стоял паштык, который выбирался на родовом собрании.

Родовое собрание считалось высшим органом рода. Оно решало все важнейшие общие дела выборы паштыка, раскладку албана, а затем ясака, принятие христианства. На общих собраниях происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал 6 человек, чаще умных стариков, которые вместе с паштыком судили. О своем решении спрашивали народ чарар ба согласны ли. Если большинство говорило чарарсогласны, то достигалось соглашение было достигнуто, если нет, то дело разбиралось снова.

Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению. По своей религии шорцы были шаманистами. Согласно традиционному мировоззрению шорцев мир был разделен на три сферы небесную землю, где находится высшее божество Ульгень среднюю землю, где живут люди и земля злых духов, подземный мир, где властвует Эрлик. Шорцы верили также и в духов - хозяев тайги, гор, рек, озер. Общение с духами и божествами происходило через посредника-шамана - особого избранника божеств.

К услугам шаманов прибегали очень часто при болезнях, во время похорон, перед охотой, при трудных родах, перед сбором урожая. С участием шамана проходили традиционные родовые моления верховному божеству Ульгеню. В годы советской власти в 1926 году на территории, где проживали шорцы, был создан Горно-Шорский национальный район. За годы его существования многое было сделано в области образования шорцев, развития культуры, появилась национальная интеллигенция, стали выходить книги и учебники на шорском языке.

Но, на беду, Горная Шория оказалась богатой полезными ископаемыми углем, железной рудой, золотом. В конце 30-х годов в Шорию стало прибывать население из других мест для работы на горнодобывающих предприятиях. В 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидирован. С этого времени началось этническое развитие шорцев вспять. Перестали выходить книги на шорском языке, прекратилось преподавание шорского языка. Во время репрессий, а затем войны были уничтожены лучшие представители шорцев. После войны началась новая волна бурного промышленного освоения Горной Шории, наблюдался большой приток пришлого населения, ассимиляция шорцев, утрата языка и традиций.

Горная Шория была покрыта сетью исправительно-трудовых колоний, что отрицательно сказалось на нравственном состоянии шорцев. В конце 80-х - 90-х годов началось движение за возрождение шорского народа, его языка и культуры. Были созданы общественные организации в городах и Ассоциация шорского народа.

Благодаря их работе, в городских администрациях были введены должности заместителей глав администраций по национальному вопросу, был создан областной комитет по национальному вопросу, в 1993 году шорцы были отнесены к малочисленным народам Севера. Первые успехи движения были обнадеживающими. На шорцев оказала свое действие Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годы была открыта кафедра шорского языка, стали проводиться традиционные шорские праздники Пайрамы, в школах стали преподавать шорский язык. Но нерешенных вопросов еще много, самый главный - это вопрос о земле, о территориях традиционного природопользования, о выплате компенсации за нарушенные земли и уклад жизни.

Власти не желают решать этот вопрос. Мало того, в январе 1996 года был сокращен областной комитет по национальному вопросу, который координировал эту работу. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Коренное население Кемеровской области. Шорцы

Численность шорцев в Российской Федерации 1926 г 12,6 тыс. чел. 1939 г 16,3 тыс. чел. 1959 г 14,9 тыс. чел. 1970 г 16 тыс. чел. 1979 г 15,2 тыс.… В 1897 г. южные шорцы составляли 51,3 численности шорцев, северные 48,7. Язык… Современный литературный язык сформировался на базе мрасского диалекта.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История Шорского народа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отношение шорцев к иному миру. Звуки иного мира
Отношение шорцев к иному миру. Звуки иного мира. Устный характер тюркской культуры с его повышенным вниманием к слову превратил диалог в универсальный механизм взаимодействия человека с внешней сре

Отношение тюркских народов к младенцам
Отношение тюркских народов к младенцам. Отличной от нормы нечленораздельной была речь некоторых героев эпических сказаний. Однако их немота, заикание, картавость исчезали в момент обретения

Шаманизм у Шорцев
Шаманизм у Шорцев. Своего рода языковой подготовке отводилось большое место в процессе становления шамана у тюрко- монгольских народов Сибири. Владение размером и ритмом шаманского стиха, зн

Брачные отношения Шорцев
Брачные отношения Шорцев. Экзогамность брака в прошлом была нормой у всех народов Саяно-Алтая. Она не просто имела характер императива, но относилась к основным ценностям культуры, создавала некую

Принципы охотничьего промысла Шорцев
Принципы охотничьего промысла Шорцев. Принцип иноговорения действовал и во время охотничьего промысла. Живя в тайге, люди соблюдали ряд правил, регламентировавших их быт и речевое поведение

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги