рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Славянофилы и западники

Работа сделанна в 2003 году

Славянофилы и западники - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Культура "Серебряного века" Славянофилы И Западники. Ликвидация Крепостного Права, Развитие Буржуазных От...

Славянофилы и западники. Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений западнического и славянофильского.

Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос по какому пути развивается культура России По западному, то есть буржуазному, или она сохраняет свою славянскую самобытность, то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.

Поводом для выделения направлений послужили Философические письма П. Я. Чаадаева. Он считал, что все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной идеи. Как считал философ, история России - это отрицательный урок миру. Резкую отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог е дал. Российское общество разделилось на славянофилов и западников.

К западникам относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. Славянофилов представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин. Для западников был характерен определнный набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили отрицание самобытности культуры любого народа критика культурной отсталости России преклонение перед культурой Запада, е идеализация признание необходимости модернизации, осовременивания российской культуры, как заимствования западноевропейских ценностей.

Идеалом человека западники считали европейца делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося здоровым эгоизмом. Характерной для западников была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм слияние католицизма с православием, а также космополитизм. По политическим симпатиям западники являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.

По сути, западники были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений. Им противостояли славянофилы, отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы е неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения.

С другой стороны, их отличало национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация е уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. Славянофилы свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая е как хранительницу всего святого в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму.

Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, хозяина, и негативное отношение к рабочим как язве общества, продукту разложения его культуры. Таким образом, славянофилы, по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции. Противостояние западников и славянофилов отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами.

Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура "Серебряного века"

Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы… Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это… Однако иногда говорят, что Серебряный век явление западническое.Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Славянофилы и западники

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образование и просвещение
Образование и просвещение. В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1 у мужчин - 29,3, у женщин - 13,1, около 1 н

Духовные поиски
Духовные поиски. В период Серебряного века люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охо

Театр и музыка
Театр и музыка. Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данче

Архитектура
Архитектура. Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как бан

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги