Эпоха династий Ираклия

Эпоха династий Ираклия. годы В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой темной эпохой за все время существования империи.

Основной причиной творческого упадка этого периода являлись политические условия существования империи, которая была вынуждена направлять все силы на защиту от внешних врагов. Персидская и позже арабское завоевание культурно развитых и продуктивных в интеллектуальном отношении восточных провинций - Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки, арабская угроза Малой Азии и самой столице, аваро-славянская угроза Балканскому полуострову - все это создавало практически невозможные условия для интеллектуальной и художественной жизни.

В виду внешних событий времени династии Ираклия, не удивительно, что ни один из памятников искусства этого времени не существует в наши дни. Известно лишь несколько памятников, относящихся к VII веку, которые сохранились за пределами Византии. Но и они демонстрируют значительное влияние художественной жизни Византии, заложенной в Золотой век Юстиниана Великого. Среди этих памятников можно выделить собор в Эчмиадзине, восстановленный между 611 и 628 годами и церковь цитадели в Ани 622 год в Армении.

Мечеть Омара в Иерусалиме, построенная 687 - 690 годах, является чистым византийским произведением. Некоторые фрески Санта Мария Антика в Риме относятся к Vii - началу VIII века и также показывают византийское влияние. Литература За это время Византийская империя не имела ни одного историка. Только дьякон Св. Софии Георгий из Писиды провинция в Малой Азии описал в гармоничных и правильных стихах компании Ираклия против персов и авар. Среди его произведений можно выделить Об экспедиции императора Ираклия против персов , О нападении авар на Константинополь в 626 году и их поражении в результате вмешательства Богородицы , Ираклиада - панегирик императору по случаю окончательной победы над персами, Гексамерон Шестоднев - философско-теологическое диалектическая поэма по поводу сотворения мира с намеками на современные автору события.

Последнее произведение распространилось далеко за пределы Византийской империи, в IVХ веке был сделан его русский перевод.

В целом современный научный мир расценивает дьяка Георгия как лучшего византийского светского поэта. Среди хронистов можно выделить Иоанна Антиохийского и анонимного автора Пасхальной Хроники. Иоанн Антиохийский, который жил, вероятно, во время Ираклия, писал всемирную хронику от Адама до смерти императора Фоки 610 год. До наших дней сохранились лишь фрагменты этого труда, который, в отличии от многих предыдущих, не рассматривает всемирную историю с узкой точки зрения, а имеет более широкий взгляд.

Автор демонстрирует также более искусное использование источников, относящихся к ранним периодам. Пасхальная же хроника, написанная также во времена Ираклия и представляющая из себя не более чем перечисление событий от Адама до 629 года, однако, содержит некоторое количество интересных исторических замечаний. Наиболее интересным для современных исследователей в ней представляется описание использованных источников, а также часть, посвященная современным автору событиям.

В области недошедшей до нас теологической монофелитской литературы VII века интересными представляются сочинения Максима Исповедника, который цитировал ее фрагменты в процессе опровержения. Максим Исповедник был одним из наиболее значительных Византийских теологов, являвшимся убежденным сторонником православия. Будучи современником Ираклия и Константа II, за свои убеждения он был посажен в тюрьму и, после многочисленных пыток, сослан в кавказскую провинцию Лазику.

Сочинения Максима имели большое значение для развития византийского мистицизма. К сожалению автор не оставил систематического изложения своих взглядов и их нужно выводить из его многочисленных писаний. В области агиографии можно отметить патриарха Иерусалимского Софрония, который написал обширное повествование о египетских святых - Кире и Иоанне. Это сочинение содержит много информации по географии, истории нравов и обычаев. Еще более интересны писания епископа Неаполя Кипрского Леонтия, который также жил в VII веке. Он был автором многих житий, среди которых Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрии в VII веке. Замечательным в сочинениях Леонтия является то, что он писал, в основном, для народных масс, то есть в разговорном стиле.

Едва ли не единственным автором церковных гимнов был архиепископ Крита Андрей, который был уроженцем Домаска. Как автор он знаменит в основном своим Великим каноном, который и теперь читается в Православной Церкви во время Великого поста.

Некоторые части канона показывают влияние Романа Сладкопевца. Большая часть узкого круга византийских писателей времени династии Ираклия происходила из восточных провинций, некоторые из которых были уже под властью мусульманских завоевателей. Эпоха Иконоборчества 717 - 867 годы Довольно часто утверждалось, что в области искусства эпоха иконоборчества дала только отрицательные результаты. Верно, что иконоборцы разрушили многие ценные произведения искусства. Однако, с другой стороны, эта эпоха внесла новую сторону жизни в византийское искусство, обратившись вновь к эллинистическим образцам, особенно к Александрийским, и заимствовав некоторые направления от арабского искусства.

Несмотря на гонения иконоборцев на изображения святых, они были благосклонны к изображению человеческой фигуры в целом. Благодаря этому оно стало более реалистичным, подвергнувшись влиянию эллинистических моделей. Жанровые сцены повседневной жизни стали любимым сюжетом артистов, и в целом это было время господства чисто светского искусства. Литература Такое глубокое, сложное и интенсивное общественное движение как иконоборчество, неизбежно должно было вызвать большую литературную активность.

Но, к сожалению, литература иконоборцев была полностью уничтожена триумфаторами - иконопочитателями. Она известна в наши дни только по маленьким фрагментам, сохранившимся в трудах оппонентов иконоборцев, которые их цитировали с целью опровержения. Можно сказать, что практически все сохранившиеся литературные произведения иконоборческого периода представляют только одну точку зрения.

Аналогично предшествовавшему периоду, эпоха иконоборчества не имела историков, хотя хронисты этого времени оставили многочисленные сочинения, весьма ценные для изучения периода. Свет на период предшествовавший иконоборчеству проливает Георгий Синкелл, умерший в начале IX века. Хотя его сочинения и не затрагивают современные ему события, они имеют очень большое значение для прояснения некоторых проблем, оказавшихся в основе возникшего конфликта.

По настоянию Георгия Синкелла его Хроника в IX веке была продолжена Феофаном Исповедником. Он был непримиримым врагом иконоборцев во время второго периода движения. По приказу Льва V Армянина он был сослан на один из островов Эгейского моря, где умер в 817 году. Хроника Феофана посвящена периоду от царствования Диоклетиана, где Георгий Синкелл прервал свое изложение событий, до падения императора Михаила I Рангаве в 813 году. Сочинение Феофана весьма ценно благодаря использованию при его создании ранних источников, некоторые из которых не сохранились, и источников, современных событиям иконоборческого движения.

Другим значительным писателем этого времени был патриарх Константинопольский Никифор. В своих теологических сочинениях он защищает истинность взглядов иконопочитателей. Он опровергает аргументы иконоборцев главным образом в своих трех Опровержениях невежества и безбожной бессмыслицы нечестивой Маммоны Константина V против спасительного воплощения Слова Господа. С исторической точки зрения значительную ценность имеет и его Краткая история, охватывающая события от смерти Маврикия в 602 году до 769 года. Это произведение содержит много интересных фактов по политической и церковной истории этого периода.

Убежденным противником иконоборчества был и Георгий Монах Амартол, составивший всемирную хронику от Адама до смерти императора Феофила в 842 году, то есть до окончательной победы иконопочитания.

Хроника Амартола оказала огромное влияние и на начальные шаги развития славянских литератур, особенно русской. Начало русских летописей тесно связано с сочинением Амартола. Иконоборческая же литература была почти полностью уничтожена победителями иконопочитателями, однако часть актов иконоборческого собора 754 года сохранились в актах VII Вселенского собора. К наиболее активным деятелям иконоборчества можно отнести императора Константина V, фрагменты работ которого сохранились в трех Опровержениях патриарха Никифора.

Некоторое количество других иконоборческих поэм сохранились в сочинениях Феодора Студита. Огромное количество литературного материала, посвященного защите иконопочитания, оставил Иоанн Дамаскин, уроженцем Сирии, которая тогда была под арабской властью. Его основным сочинением был Источник Знания, третья часть которого - Точное изложение православной веры - является попыткой систематического изложения основных положений христианской веры и догматики.

В области иконопочитания можно выделить три трактата Иоанна Дамаскина против тех, кто недооценивает святых икон. Известен Иоанн Дамаскин и своими церковными гимнами. Этому автору также принадлежит роман Варлаам и Иосаф, который пользовался огромной популярностью на всех языках в течение средних веков. В основу этого произведения положена известная легенда о Будде. Второй период иконоборчества отмечен активной деятельностью иконопочитателя Феодора Студита, аббата монастыря в Константинополе.

Его догматические и полемические сочинения ставили целью разработать фундаментальное положение об иконах и иконопочитании. Наиболее популярными оказались его проповеди, образовавшие Малый и Большой Катехизис. Этому автору также принадлежит некоторое количество эпиграмм, акростихов и гимнов. Этот период был отмечен творческой деятельностью такой интересной фигуры, как Касия - единственной талантливой поэтессы византийского времени. Ее сохранившиеся поэмы и эпиграммы отличаются оригинальностью мысли и живостью стиля.

Преследования иконопочитателей, прославленные в последствии победившей стороной, дало богатый материал для многочисленных житий святых и обеспечило расцвет блистательного периода византийской агиографии. Просвещение Во время Аморийской династии периода был достигнут известный прогресс в области высшего образования Византии и известные продвижения в разных областях знаний. При Михаиле III Кесарем Вардой была организована высшая школа в Константинополе, расположенная во дворце.

Там обучали семи основным искусствам по системе, созданной еще во времена язычества. Программа делилась на две части - тривиум trivium, включавшую в себя грамматику, риторику и диалектику, и квадривиум quadrivium, включавшую в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В школе изучали также философию и древних классических писателей. Образование было бесплатным. Профессоров университета хорошо оплачивала государственная казна. Одним из них был знаменитый ученый того времени Фотий, имевший разностороннее образование и обширные знания не только в области теологии, но и в грамматике, философии, естественных науках, праве и медицине. Он объединил вокруг себя группу людей, которые хотели обогатить свои знания.

Фотий, как самый ученый человек своего времени, не ограничивался только преподаванием, но посвящал также значительную часть своего времени литературной деятельности. Среди его сочинений можно выделить Библиотеку, или как ее часто называют Мириобиблион тысяча книг. Этот труд представляет из себя обзор книг, прочитанных автором. В Библиотеке Фотий приводил отрывки из множества книг, а также свои выводы и критические замечания.

Это произведение служит великолепным источником о грамматиках, ораторах, историках, специалистах в естественных науках, врачах, соборах, житиях святых и т.д. Очень большое значение Библиотеки Фотия в том, что здесь можно найти фрагменты несохранившихся сочинений. Он оставил также много проповедей и писем.

В двух своих проповедях он упоминает о первом русском нападении на Константинополь в 860 году, свидетелем которого он был. Другим значительным ученым-математиком этого времени был Лев, служивший государственным преподавателем в одной из константинопольских церквей. В последующие годы он был избран епископом Фессалоники, но вскоре низложен за иконоборческие взгляды. После этого Лев продолжил преподавать в Константинополе и стал главой высшей школы Варды. Из числа известных учеников константинопольской высшей школы можно вспомнить апостола славян Константина Кирилла, учившегося под руководством Фотия и Льва и до своей миссии к хазарам возглавлявшего кафедру философии.