Музыка и Театр

Музыка и Театр. Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими традициями. Новый этап в ее развитии связан с принятием христианства.

Религиозная музыка, получившая широкое распространение, сосуществовала с народной, корни которой уходили в языческие времена. Становление христианской религии, споры отцов Церкви о новой духовности, о месте музыки в богослужении, в миросозерцании и жизни приводят к появлению христианской литургии и развитию новых жанров вокального искусства. С утверждением же христианской морали музыка стала выделяться из остальных видов искусства. Она должна была не только выражать идею универсальности мира, но и устремлять человеческие души к единой высшей цели. Теологи считали музыку важнейшим элементом мироздания, средством воздействия на человеческую душу. Возникновение византийского музыкознания тесно было связано с древнегреческой традицией.

Следует особо отметить влияние пифагорейской и платоновской философии. Но средневековые теоретики музыки своеобразно переломили античное учение о внутреннем строе музыки и о характере ее воздействия на человека. По их мнению, музыка связана с нравственным состоянием души, а плохая музыка способна привести к порче нравов, упадку духа, даже к безумию.

Византийской музыке, как и античной, была чужда тесная связь между теорией и практикой музицирования. Наши представления о ранневизантийской музыкальной культуре несколько фрагментарны. Известно, что основными жанрами были псалмы, гимны, духовные песни. Со временем изменяется литургия, происходит ее унификация. В нее вводится чередование хоров антифонное пение, более изысканной становится вокальная культура, богослужение становится более пышным, широкое распространение получают юбиляции и другие музыкальные формы.

Музыка всё больше включается в формирующийся культ. Она повсеместно распространялась, проникая в повседневную жизнь, быт, поощрялась государством, Церковью. Для подготовки музыкантов были созданы специальные школы, появилась возможность нотной фиксации. Светская музыка, особенно инструментальная из-за своих языческих корней, Церковью отрицается и даже запрещается.

Поэтому до исследователей она не дошла, о ней можно судить только на основании косвенных данных. И, тем не менее, несмотря на все попытки регламентации культовой музыки, она была подвержена светскому влиянию, новым тенденциям, связана с национальными и народными традициями. В первую очередь музыка являлась составной частью богослужения. Трактат О церемониях и другие источники свидетельствуют, что на одну мелодию пелось от 5 до 22 различных текстов.

При этом, вероятно, существовала жесткая соотнесенность между группой текстов и мелодией. Разнообразие достигалось в основном варьированием исполнения. Как взаимодействовали византийские композиторы, поэты и исполнители, судить трудно. Возникают сложности и в изучении музыкальных инструментов. Источники свидетельствуют, что в ранневизантийский период особая роль принадлежала органу, имевшему несколько разновидностей основными были гидравлический и воздушный. Императорские процессии часто сопровождались целыми оркестрами, в которые входили трубачи, горнисты, цимбалисты, флейтисты.

Кроме литургических жанров существовали и другие. Например, антифонное пение исполнение произведения поочередно двумя хорами или солистом и хором, акламации песнопение, прославляющие императора, членов императорской семьи, государственных и духовных сановников, кондак, просуществовавший до VII века, затем его заменил канон. С середины VII столетия Церковь активно боролась с многочисленными жанрами народной музыки лигисма, теретисма и другие. Поскольку прихожане, а то и церковные певчие нередко использовали интонации народных песен в музыке богослужений, VI Вселенский собор принял постановление Мы желаем, чтобы присутствующие в церкви не применяли бессмысленных воплей, не принуждали свое естество к крикам, не добавляли не подобающих и не свойственных Церкви звучаний, а с великим вниманием и благочестием возносили псалмодии. Оградить официальную музыку от этого влияния могло только создание специального музыкально-поэтического искусства.

Во второй половине VII - Х в. была упорядочена литургия.

В церковный обиход были введены новые песнопения, произошли систематизация и регламентация репертуара, канонизация ладотональной системы. Исполнение религиозных песнопений было распределено между восемью последовательными воскресеньями византийская традиция приписывает создание этой системы Иоанну Дамаскину. Упорядочению богослужения способствовало и закрепление в практике определенных жанров псалом, антифон.

С середины VII в. самым популярным жанром становится канон - музыкально-поэтическая композиция, исполнявшаяся во время утренней службы. Канон содержал девять разделов, называвшихся одами. Каждая ода представляла собой поэтический пересказ девяти библейских песен. Другим популярным жанром стал тропарь, первоначально представлявший собой краткую молитву, следовавшую за стихом какого-либо псалма. Позднее он становится основной составной частью гимнографии.

Усложняется организационное и художественное руководство хором. Появляется канонарх - монах, который ударами палки призывал братию к пению и суфлировал им доместики осуществляли художественное обучение хоров, дирижировали, исполняли сольные партии. Певчие для хора воспитывались с детства при церквях и монастырях. Обширность и разнообразие музыкального репертуара привели к созданию литургических книг - рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения Стихирий , Ирмолог. Сложилась система нотаций - знаков, дающих певцу возможность восстановить в памяти основные мелодические контуры произведения.

Важное место отводилось музыке в жизни византийской армии, которая заимствовала многое из военной музыки римлян. Исполнялась она букциной и ее разновидностью - скиталием, трубой и ручным барабаном. Со второй половины IX века в византийском обществе возобновляется интерес к античной музыкальной культуре. Он был связан со стремлением византийцев понять духовные достижения древности и осознать себя наследниками греков и римлян.

В конечном счете византийская Церковь всё-таки добилась желаемого результата религиозная музыка заняла доминирующее положение в музыкальной культуре империи. Подобное положение сложилось и в театральном искусстве. Театр эпохи эллинизма не устраивал христианскую Церковь, и она нашла для театрального зрелища новые формы и применение. Элементы театрализованных действий вошли в богослужение, сделав его более эмоциональным и впечатляющим.

В литургию стали вводить диалоги на евангельские темы. Священники осваивают ряд сценических приемов жесты, мимику, манеру говорить, двигаться и т.п Качественно новый момент в отношениях Церкви с театром наступает с появлением литургической драмы - мистерии. Содержанием мистерий были различные эпизоды из Ветхого и Нового Заветов. Показывали их обычно в дни крупных церковных праздников. В ХI - XII веках в Византии мистерия практически полностью вытеснила светский театр, хотя он продолжал существовать.