рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изобразительное Искусство и Иконопись

Изобразительное Искусство и Иконопись - Реферат, раздел Культура, Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год) Изобразительное Искусство И Иконопись. Византийское Изобразительное Искусство...

Изобразительное Искусство и Иконопись. Византийское изобразительное искусство было представлено прежде всего монументальной живописью и иконописью, которые в своем развитии прошли те же этапы становления, расцвета и упадка, что и вся художественная культура. Целью византийской художественной системы было создание на земле некоего образа небесного мира. Добиться этого можно было, только соединяя архитектуру с живописной росписью. В переходный период происходит разрушение старых изобразительных форм и определяются направления поиска новых решений и нового художественного языка, способного передать христианские идеалы.

Эти поиски осуществляются и в церковной мозаике, и во фресковой живописи, и в иконописи, и в книжной миниатюре. Христианские богословы и художники уже сосредоточили внимание на разработке иконографического канона. Преобладающими в раннехристианском искусстве Византии стали символика и геометрический орнамент, почерпнутые с Востока.

Крупнейшим центром формирования изобразительного искусства была Александрия, но не только она. Значительное воздействие на византийскую культуру оказали и памятники сиро-палестинского круга. Иконопись как особый вид христианского искусства появилась в V веке. Церковь санкционировала ее существование в VI столетии. Как предмет культа икона получила особое значение у восточных христиан. Но случилось это далеко не сразу. Причиной стал официальный запрет изображать Бога императорский указ 572 г. затем развилось движение иконоборчества.

Этим был вызван упадок традиций изобразительного искусства византийской культуры. Однако именно в этот период - отчасти в ходе полемики с иконоборцами - произошло формирование византийской теории образа, изображения, иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась теоретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского, и древнегрузинского, и, отчасти, средневекового западного искусства. Среди первых защитников иконописи был известный византийский богослов, философ и поэт Иоанн Дамаскин около 675 - около 754 года. По Дамаскину, сущностной характеристикой образа является подобие его прототипу по основным его параметрам.

Образ близок к оригиналу, но не является его копией. Дамаскин считает, что изображено может быть практически всё - весь универсум, и, прежде всего, видимое глазу. Что касается образа Бога, то невидимого и неописуемого Бога написать невозможно, но Бога, воплотившегося, вочеловечившегося не только можно, но и необходимо изображать.

Иконопочитатели доказывали, что Писание запрещает изображать только Бога бестелесного, и призывали живописцев изображать все события земной жизни Христа. Но художник должен следовать канону - правилам иконографии, диктовавшим композицию, тип фигур и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обуславливал и образный строй, и основные сюжеты иконописи - Рождество Христа, Крещение в Иордане, Преображение на Фаворе, страдания, смерть, и символы Его Божественной природы - спасительный крест, гроб, и т.п. Так, тип Оранты стоящая фигура с распростертыми руками предопределял торжественность и величие, тип изображения Богоматери с прижавшимся к ней Младенцем и т.д. Икона-образ становится предметом поклонения.

С появлением в христианской иконописи изображений святых и персонажей Писания объединяются две культовые функции - поминовение и поклонение. Число дошедших до нас ранневизантийских икон невелико. Все они датируются VI - VII веками например, иконы монастыря Св. Екатерины на Синае. Изображение в этот период было, как правило, плоскостное.

Основной их чертой кажется отсутствие внутренней динамики и предпочтение число внешних связей образ - зритель. На монументальное искусство также оказали влияние идеи отцов Церкви, видевших в образе важное связующее человека с Богом звено. Излюбленной техникой была мозаика. Монументальная мозаика украшала стены и перекрытия церковных и светских зданий. Характерной ее особенностью можно считать употребление смальты.

В цветовой гамме господствовал ярко-зеленый и золотой тона. Ярко-зеленая поверхность олицетворяла землю, фоном служил золотой цвет одежды ангелов - белые, пурпурные одежды олицетворяли власть и т.п. Наиболее известными памятниками этого периода являются мозаичные ансамбли церкви Святого Георгия в Салониках, церквей Равенны. Одним из видов изобразительного искусства в IV веке становится книжная иллюстрация. Широко распространились кодексы - рукописи, состоящие из отдельных сброшюрованных листов с упорядоченным форматом.

Кодекс пришел на смену античному свитку. В V веке получили распространение пурпурные кодексы - манускрипты, выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст нередко писали золотом и серебром Венская Библия, VI век. Изменяются приемы иллюстрации. Типичными стали отдельные картинки, вшивавшиеся в книгу. Художественная деятельность подчинялась нуждам богословия - или воле заказчика. Личность художника отступала на второй план. На византийских памятниках и в документах имя художника почти никогда не фигурирует, зато очень часто встречаются имена тех лиц, для которых данные памятники были исполнены.

Из сущности иконы вытекало требование подобия в изображении одинаковых сюжетов и персонажей. Индивидуальное и тут отступало на второй план перед всеобщим и отвлеченным. Этот принцип и в дальнейшем превалировал в византийском, да и вообще в средневековом искусстве. Правда, представления о том, как подобные принципы реализуются, менялись.

Интересны мозаичные памятники VII века например, церковь Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ощущается отход от торжественно-величавых идеалов, преобладавших в VI веке. В мозаику введен синий фон вместо золотого, за спинами фигур помещены занавеси. Живописные разработки отличаются большей легкостью и свободой. Основной задачей художника в этот период стала передача духовно-эмоциональной стороны образа, его человеческое содержание. В IX - XII веках основная роль в развитии изобразительного искусства принадлежала Константинополю.

В художественных памятниках столицы - с большей последовательностью, чем в провинции разнообразные тенденции вписывались в совершенную и унифицированную систему. Постепенно эта система усваивалась и в других центрах. В расположении сюжетов на сценах собора художники тоже подчинялись правилам канона апсида была посвящена Богоматери, купол - Иисусу Христу, окруженному архангелами. По сторонам от Богоматери размещались архангелы Михаил и Гавриил.

Стены апсиды украшались обычно композицией Евхаристии принятия апостолами причастия от Христа. К этой группе сюжетов добавлялся цикл праздников - двенадцать сцен. Композиция, напоминавшая о Страшном суде, завершала этот ансамбль. Параллельно с выработкой канонов идет освоение образцов античного искусства. Возвращение к античным образцам наметилось и в рукописях, которые копировались с наибольшим приближением к оригиналу. В XI веке в миниатюрах и мозаике утверждается классический византийский стиль, весьма распространенный на окраинах империи Греция, Фокида. Очень интересна мозаика Дафни конец XI века. Отход от монументальности происходит не только в живописи, но и в манускриптах. Достигаются равновесие иллюстраций и текста, их образное и графическое единство.

Возродилась миниатюра на полях. Иногда при сохранении постраничных иллюстраций лист дробился на множество мелких сцен и изображений, порой фигуры вплетались в текст, образовывали очертания букв. Заставки и инициалы воспринимались как ювелирное изделие.

В миниатюрах усиливаются декоративные мотивы, использовались изображения животных, порой имевшие символический смысл. Краски приобрели густоту и плотность. Заметную роль в убранстве храма XI - XII веков начали играть иконы, расположенные на алтарной преграде. Наряду с иконами, исполненными яичной темперой на деревянной доске, существовали переносные мозаичные иконы - на металлической доске, к которой прикрепляли мелкие кусочки смальты, скрепив их воском.

Были и перегородчатые эмали на золоте. Вместе с традиционными сюжетами в живописи XI - ХII веков появляются светские сюжеты - военно-триумфальные сцены и т.п. Период с ХIII до начала ХV века многие исследователи называют временем застоя и упадка. Но в среде современных исследователей существует и иное мнение. А именно то, что тогда зародился и развился вполне самобытный палеологический стиль. С падением столицы в 1204 году был уничтожен основной стержень византийской культуры. Начинается эмиграция византийских художников, вместе с нею происходит экспансия византийского искусства в Европу.

Новый стиль, сформировавшийся в ХIII - XV веках, проявился в том, что художники стали стремиться к оптическому единству образа. Они пытаются дать целостное пространственное построение, фигуры и архитектура у них неразрывно связаны. Изображаются драматические эпизоды и чисто жанровые детали. Это особенно характерно для изображений святых с клеймами. В клеймах на полях иконы размещаются сцены из жизни подвижников.

Новый стиль сказался и на оформлении манускриптов. Возрос интерес к портретным изображениям и к пространственному построению миниатюры. Но подъем изобразительного искусства оказался недолгим, его сменил отрешенный аскетический живописный стиль, нашедший сторонников далеко за пределами Константинополя.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Византии от Времен Константина Великого и до Крестовых Походов (1081 год)

И, несмотря на то, что с момента исчезновения Византийской Империи прошло более 500 лет, интерес ученых к ней не ослабевает. Вообще, существует несколько концепций толкования понятия культура 1.… В фокусе находится результат деятельности, а не она сама. 2. Процесс творческой деятельности человека. В центре…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изобразительное Искусство и Иконопись

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образование Византийской Империи
Образование Византийской Империи. Византийская цивилизация возникла на рубеже двух эпох крушения поздней античности и зарождения средневекового общества. Это было связано с разделением в IV веке Ри

Образование Городов
Образование Городов. Ранний период охватывает первые 3,5 столетия существования Византии, ее территория в это время превышала 750 000 км2. Судьба же византийских городов этого периода складывалась

Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого IV - VI века
Империя от времени Константина Великого до Юстиниана Великого IV - VI века. Период IV - VI веков характеризуется смешением разных элементов культуры в новое искусство, получившее название византийс

Юстиниан Великий и его ближайшие приемники
Юстиниан Великий и его ближайшие приемники. годы Почти все писатели и архитекторы этого времени были родом из Азии и Северной Африки. Эллинистический Восток продолжал оплодотворять интеллект

Эпоха династий Ираклия
Эпоха династий Ираклия. годы В том, что касается культуры, период с 610 по 717 годы является самой темной эпохой за все время существования империи. Основной причиной творческого упадка этог

Эпоха Македонской династии
Эпоха Македонской династии. годы Время Македонской династии было отмечено интенсивным развитием в сфере образования, литературы, воспитания и искусства. Это было время, когда проявились самым четки

Музыка и Театр
Музыка и Театр. Важным компонентом византийского искусства являлась музыка. В ней сочетались авторитарность с демократизмом, античность с древнееврейскими традициями. Новый этап в ее развитии связа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги