Культура Возрождения в Западной Европе

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева Реферат на тему Культура Возрождения в Западной Европе Выполнил студент 301 группы ф-та Истории и права Костин Е. М. Проверил Житаев В. Л. Саранск 2002 План Введение 1. Гуманизм. ценностная основа культуры Возрождения 2. Отношение к античной и средневековой культуре 3. Особенности художественной культуры Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение Список литературы Введение Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества феодального к буржуазному.

Наступает перио первоначального накопления капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в форме мануфактуры Развивается банковское дело, международная торговля. Зарожда ется современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий прежде всего в области астрономии.

Крупнейшие ученые эпохи Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Га лилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир. Ренессанс возрождение это эпоха великих открытий. Цивилизация средних веков называлась морской, по скольку развивалась вокруг морей Средиземного и Балтийского. К 1517 году Колумб и другие первооткрыватели возвестили эру оке анической цивилизации, в которой главными путями мира стали океанские дороги. Корабль Магеллана совершил первое кругосвет ное путешествие. Два богатых континента западного полушария бы ли открыты для освоения старым миром.

Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны. Приблизительны и хронологические границы в Италии ХIV-ХVI века, в других странах ХV-XVI века. Наивысшей точки своего развития культура Ренессанса достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением это, так называемое, Высокое, классическое Возрождение, за которым последовало позднее Возрождение последних десятилетий XVI века. 1. Гуманизм ценностная основа культуры Возрождения В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на первый план выдвигаются идеи гуманизма лат. Ьитапиз человечный.

Заимствованный у Цицерона I в. до н. э который называл гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей, этот принцип наиболее полно выразил основную направленность европейской культуры XIV-XVI веков. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.

Складывается но вая светская интеллигенция. Ее представители организуют кружки, читают лекции в университетах, выступают ближайшими советни ками государей. Гуманисты привносят в духовную культуру свободу сужде ний, независимость по отношению к авторитетам, смелый критичес кий дух. Они полны веры в безграничные возможности человека и утверждают их в многочисленных речах и трактатах.

Для гуманис тов не существует более иерархического общества, в котором чело век только выразитель интересов сословия. Они выступают про тив всякой цензуры, и особенно против цензуры церковной. Гумани сты выражают требование исторической ситуации формируют человека предприимчивого, активного, инициативного. Человек уже сам кует свою судьбу и провидение господне тут ни причем.

Человек живет по своему собственному разумению, он отпущен на свободу Н. Бердяев. Гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической карти не мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр могучая и прекрасная личность. Краеугольный камень нового мировоззрения закладывает Данте Алигьери 1265-1324 последний поэт средневековья и вме сте с тем первый поэт Нового Времени Ф. Энгельс.

Созданный Дан те в его Божественной комедии великий синтез поэзии, философии, теологии, науки является одновременно итогом развития средневе ковой культуры и подступом к новой культуре эпохи Возрождения. Вера в земное предназначение человека, в его способность собствен ными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте сделать Божественную комедию первым гимном достоинству человека. Из всех проявлений божественной мудрости человек для него величайшее чудо. Эта позиция была развита Франческо Петраркой 1304-1374, философом и блестящим лирическим поэтом, который считается ро доначальником гуманистического движения в Италии.

Преклонени ем перед человеком, его красотой, разумом наполнена работа Джа ноццо Манетти 1396-1439 О достоинстве и превосходстве человека. Трактат О наслаждении Лоренцо Валла 1407-1457 утверж дает естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Пико делла Мирандола 1463-1494 в сочинении О досто инстве человека проводит мысль о том, что человек творец своей судьбы, себя самого мы становимся тем, чем мы желаем быть Гуманисты Возрождения убеждены в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он сам управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление и расцвет гуманизма глубоко противоречи вы. Небывалого размаха достигает наука, расцветает поэзия, ар хитектура, изобразительные искусства. Покровителями искусств становятся многие властители.

Но проблемы общественных отно шений решаются кинжалом и ядом, заговорами и войнами. Вошло в историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был наделен блестящим талантом государственного деятеля. Из вестный историк, поэт и дипломат Макиавелли находит этому оп равдание идеальный государь, отмечает он, должен уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только человеком, но и зверем, По свидетельству современников, тиран Сигизмунд Малатеста и жестокости превзошл всех варваров, собственноручно закалы вая свои жертвы.

Но он же обладал широкими познаниями в фило софии, среди его придворных было немало гуманистов, а при об суждении произведений искусства проявлял самый тонкий вкус. А кинжал, которым пользовался Малатеста, был образцом юве лирного искусства. Исследователи многократно отмечали, что добро и зло пере плетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь, но они еще новички в свободомыслии.

Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях 2.

Отношение к античной и средневековой культуре

Ренессанс не был безрелигиозной куль турой. Таким образом, универсальность, разносторонность, творче ская одаренно... Высокое Возрождение конец XV в. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника Лео... оставалась самостоятельной, остальные итальянские кня жества утратили ...

ЛИТЕРАТУРА 1. А. А. Радугин Философия курс лекций Изд-во Центр М. 1999 год 2. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.

М 1989. 3. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения ХIV-ХV веков. М 1977. 4. Лазарев В. Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. М 1979. 5. Эразм Роттердамский. Философские произведения М 1986. Эстетика Ренессанса. В 2-х гг. М 1981.