рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шумерская цивилизация

Работа сделанна в 2003 году

Шумерская цивилизация - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Культура древних циилизаций Шумерская Цивилизация. Ф Страна Шумер Получила Свое Название От Народа, Посел...

Шумерская цивилизация. ф Страна Шумер получила свое название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения е в Персидский залив. Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки рукава, которые то сливаются, то вновь расходятся. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжелые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время привлекали внимание земледельцев и скотоводов Передней Азии. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда здесь были очень опасны.

В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была еще людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля. Все изменилось, когда в стране рек и болот появились новые, энергичные хозяева шумеры.

Кроме плодородных, но еще не освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей крыши этих домов настилались из тростника.

Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, так как кирпичи были сделаны из необожженной глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял свое русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали слепить новый поселок на берегу кормившей их реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетеные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.

Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожаи можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам. Небогат растительный мир Двуречья, шумеры же акклиматизировали зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда по каналам поступало слишком много воды, она просачивалась под землю и соединялась с подземными грунтовыми водами, а они в Междуречье соленые.

В результате снова соль вместе с водой выносилась на поверхность полей, и они быстро портились пшеница на таких землях вообще не росла, да и рожь с ячменем давали невысокие урожаи. Шумеры далеко не сразу научились определять, сколько воды нужно для правильного полива полей излишек или недостаток влаги были одинаково плохи. Поэтому задачей первых общин, образовавшихся на территории южной части Месопотамии, было устройство целой сети искусственного орошения.

Ф. Энгельс писал Первое условие земледелия здесь это искусственное орошение, а оно является делом либо общин, либо провинций, либо центрального правительства. Организация больших оросительных работ, развитие древнейшей меновой торговли с соседними странами и постоянные войны требовали централизации государственного управления. В документах времени существования шумерийских и аккадских государств упоминаются самые разнообразные оросительные работы, как, например, регулирование разлива рек и каналов, исправление повреждении, причиненных наводнением, укрепление берегов, наполнение водомов, регулирование орошения полей и различные земляные работы, связанные с орошением полей.

Остатки древних каналов шумерской эпохи хранились до настоящего времени в некоторых районах Южной Месопотамии, например, в области древней Уммы современная Джоха. Судя по надписям, эти каналы были настолько велики, что по ним могли ходить большие лодки, даже корабли, груженные зерном.

Все эти крупные работы организовывались государственной властью. Уже в четвертом тысячелетии до н. э. на территории Шумера и Аккада возникают древнейшие города, которые являются хозяйственными, политическими и культурными центрами отдельных маленьких государств. В самой южной части страны находился город Эриду, расположенный на берегу Персидского залива. Крупное политическое значение имел город Ур, который, судя по результатам недавних раскопок, был центром сильного государства.

Религиозным и культурным центром всего Шумера был город Ниппур с его общешумерийским святилищем, храмом бога Энлиля. Среди других городов Шумера крупное политическое значение имели Лагаш Ширпурла, который вл постоянную борьбу с соседней Уммой, и город Урук, в котором, по преданиям, некогда правил древнешумерийский герой Гильгамеш. Разнообразные роскошные предметы, найденные в развалинах Ура, указывают на значительный рост техники, главным образом, металлургии, в начале третьего тысячелетия до н. э. В эту эпоху уже умели изготовлять бронзу, сплавляя медь с оловом, научились применять метеоритное железо и достигли замечательных результатов в ювелирном искусстве.

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определнное значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.

В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растт. Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьм в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам кунжут, служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.

Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы муфлоны и козы, а в болотистых зарослях юга дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде. Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Афразийская засуха заставила отцов шумерской цивилизации переселиться в устья рек Тигра и Евфрата и преобразовать болотистые низины в плодородную землю Среднего Междуречья. Испытание, через которое прошли отцы шумерской цивилизации, сохранила шумерская легенда. Убиение дракона Тиамат богом Мардуком и сотворение мира из его останков - аллегорическое переосмысление покорения первозданной пустыни и сотворения земли Сеннаара.

Рассказ о Потопе символизирует бунт Природы, восставшей против вмешательства человека. Болота, образовавшиеся на территории Нижнего Ирака между Амарой на Тигре, Эн-Насирией на Евфрате и Басрой на Шатт-эль-Арабе, остаются нетронутыми с момента возникновения до настоящего времени, ибо на исторической сцене так и не появилось ни одного общества, которое хотело бы и было в состоянии их освоить. Болотные люди часто посещающие эти места, пассивно, приспособились к ним, однако они никогда не обладали достаточной потенцией, чтобы повторить подвиг отцов шумерской цивилизации, живших в непосредственном соседстве с ними какие-нибудь пять или шесть тысяч лет назад.

Они даже не пытались преобразовать болота в сеть каналов и полей. Памятники шумерской цивилизации хранят молчаливое, но точное свидетельство о тех динамических актах, которые, если обратиться к шумерской мифологии, были совершены богом Мардуком, убившим Тиамат.

Египет Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в IVв. до нашей эры. История государства и культуры Египта. делится на несколько периодов раннее, древнее, среднее и новое царство. Ранний Египет это было время образования рабовладельческого строя и деспотического государства, на протяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозные верования культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень.

Древнее и среднее царства характеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В культурном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса, создание уникальных памятников искусства, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из египетских пирамид пирамиды Хеопса, которая не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят е размеры высота 146м, а длина основы каждой из 4 граней 230м. Новое царство было последним периодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и северной Африке.

В это время особенно расцветала архитектура храмов. Среди наибольших достижений художественного творчества этого периода образ царицы Нифертии из скульптурной мастерской в Ахетатоне, золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив. Они продолжали характерную для Древнего Востока традицию изображения головы и ног фигуры в профиль, а торса в фас. Эта традиция исчезает в заключительный период падения Египта, когда его завоевывает Персия.

В границах своеобразного мировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян о построении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено к определенной божественной иерархии, где культ бога Ра наиболее главного среди всех божеств слился с культами других богов.

В Древнем Египте, где лишь фараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными перед творцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальное бессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремление оставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченные иероглифами. Если в эпоху древнего царства только фараоны могли войти в царство мертвых, построив себе пирамиду, то со времен среднего царства каждый имел право построить собственную гробницу. В древнем Египте все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, которые составляла властвующая в обществе каста жрецов.

Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и, научившись их предвидеть. В древнем Египте впервые в мире возникла практическая медицина, определнного развития достигла десятичная система счета в арифметике.

Древние египтяне владели также некоторыми элементарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже философские диалоги и политические трактаты позднее появляется религиозная драма и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществе привело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических и философских размышлений.

Именно здесь впервые в истории мировой культуры возник гуманизм. Культурное наследство Древнего Египта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировой культуры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура древних циилизаций

Следовательно, цивилизация античности один из периодов развития культуры, которое происходило в границах Древней Греции и Древнего Рима. Все древние… Ещ одним условием в те далкие времена было наличие воды. В связи с этим многие… Эти реки играли огромную роль в жизни людей. Потому, что плодородная почва в их дельтах способствовала развитию…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шумерская цивилизация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура Древней Индии
Культура Древней Индии. Ранняя индийская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III в. до н.э. Е центры Хараппа и Мохенджо-Даро теперь Пакистан поддерживали связи с Ме

Культура Древнего Китая
Культура Древнего Китая. Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования государства Шан, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Е столицей стал город Шан, дав

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги