рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Законы Ману

Работа сделанна в 2000 году

Законы Ману - Реферат, раздел Культура, - 2000 год - Культура Древней Индии Законы Ману. Хронологическая Фиксация Которых Также Представляет Большие Труд...

Законы Ману. хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности ок. III в. до н.э. ок. III в. н.э Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака. Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки III в. до н.э высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя. Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени V в. до н.э следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В свом Анабасисе Александра он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении Индия дал подробный географический очерк страны11 Бонгард-Левин Т.М.Древнеиндийская цивилизация М 1993 . Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов ведийский, эпический, период классической санскритской литературы.

Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии Махабхарата и Рамаяна.

В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь из устной поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа. В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч Панчатантра, основанный на фольклоре.

Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России. Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша 1-2 век н.э Написанная им поэма Буддхачарита была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрики и поэтике. Появляется несколько школ поэтической науки, ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке. Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе наук и искусств.

В грамматике Панини Восьмикнижие анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой. Первым памятником мысли древних индийцев были ВЕДЫ, буквально означающие в переводе с санскрита знание, ведение. ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли.

ВЕДЫ состоят из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее. В них впервые делается попытка к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими.

В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре группы или части. Древнейшая из них - Самхиты гимны. Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов около полутора тысяч лет до нашей эры. Вторая часть ВЕД - Брахманы сборник ритуальных текстов.

На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД - араньяки лесные книги, правила поведения для отшельников. Четвертая часть ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры. Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений и религиозно-идеалистических и материалистических. Упанишады сидеть около, т.е. у ног учителя, получая наставления или - тайное, сокровенное знание - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.

В общей сложности известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии и прежде всего - веданты.

В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами вода, воздух, земля, огонь, или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью через все Упанишады проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта человека и объекта природы, что нашло свое отражение в знаменитом изречении Тат твам аси Ты есть то, или Ты - одно с тем. Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции.

При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое.

Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу. Познание и приобретенное знание подразделяются в Упанишадах на два уровня низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию является отрывочным, не полным.

Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром. Одна из важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. Мыслители Древней Индии отмечают сложность структуры человеческой психики и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание, раздражение, успокоение и т.п. подчеркивается их взаимосвязь и взаимовлияние.

Несомненным достижением следует считать характеристику различных состояний человеческой психики и, в частности, бодрствующее состояние, легкий сон, глубокий сон, зависимость этих состояний от внешних стихий и первоэлементов внешнего мира. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно-созерцательного отношения к миру высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей и забот. В Упанишадах проводится различие между материальными и духовными ценностями, между благом, как спокойным состоянием души, и низменной погоней за чувственными удовольствиями.

Кстати, именно в Упанишадах впервые высказывается концепция переселения душ сансара и воздаяния за прошлые действия карма. Здесь выражено стремление определить причинно-следственную связь в цепи человеческих поступков. Делается также попытка с помощью нравственных принципов дхармы скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования.

Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время питали философскую мысль в Индии. Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником философской мысли более позднего - эпического периода является обширная эпическая поэма Махабхарата, которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами.

Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах Махабхараты имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения представляют Бхагавад-Гита, Мокшадхарма, Анугита и некоторые другие VII в. до н.э II в. н.э По своему содержанию и направленности большинство философских идей Махабхараты представляют собой продолжение и развитие господствующих в Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары.

Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в Махабхарате появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.

Главное значение среди этих концепций в эпосе приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях Махабхараты излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане материя, природа, как источнике всего наличного бытия в том числе психики и сознания и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе - Пуруше именуемом также Брахманом, Атманом.

Наибольший интерес с философской точки зрения представляет одна из книг - Бхагавад-Гита божественная песнь. В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем.

Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите материи, природе, как источнике всего бытия в том числе и психики, сознания и не зависимом от нее чистом духе - Пуруше именуемом также Брахманом, Атманом. Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал. Основное содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны.

Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой воплощением бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные варновые функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии о тайне рождения и смерти о соотношении пракрити и природы человека о генах трех материальных началах, рожденных природой тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало.

Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей о нравственном законе дхарме исполнения долга о пути йогина человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному.

III. Религиозный культ в Древней Индии Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность. О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли.

Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем Ригвед и других ведийских сборников самхит. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого сообществом богов-небожителей и отдельных природных и социальных явлений Так Индра - бог грозы и могущественной воли Варуна - бог мирового порядка и справедливости Агни - бог огня и домашнего очага Сома - бог священного напитка.

Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну пространство между ними, и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов.

Творцом всего богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти триединство богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов тхарм, деление на варны он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма.

Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры. В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах низхождениях Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения.

Книгой книг индуизма была и остается Бхагавадгита часть этической поэмы Махабхарата, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению. Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой.

Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не был порожден откровением достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи.

Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка и названный позднее типитака санскр трипитака - три корзины закона.

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура Древней Индии

Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его… Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их… Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Законы Ману

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги