рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство первобытного общества

Работа сделанна в 1998 году

Искусство первобытного общества - Реферат, раздел Культура, - 1998 год - Культура первобытного общества Искусство Первобытного Общества. Искусство Эпохи Палеолита Первые Произведени...

Искусство первобытного общества. ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые палеолитические венеры - примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э. первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами различными оттенками жёлтой и красной краски, чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов.

Линия контура также изменилась она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов, передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета.

Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные полотна, покрывшие своды глубоких пещер. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность усилилась стилизация обобщение и схематизация предметов. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА В эпоху мезолита, или среднего каменного века XII-VIII тысячелетия до и. э изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия лук и стрелы, приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия.

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь - фигуры людей, изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени.

Кроме различных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегy посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами.

В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни на первом плане - фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором - тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко они, как правило, статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Зато поражают детальность композиций и количество персонажей иногда это сотни изображений человека и животных.

Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрения второстепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы, действие, саму суть происходящего. Человек для него - это прежде всего воплощённое движение. искусство ЭПОХИ НЕОЛИТА Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке 5000-3000 гг. До н. э привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее багоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.

В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек! Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищенных от внезапного нападения. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Таковы найденные на территории Норвегии наскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метров в длину.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д изображения оружия топоры и кинжалы и средств передвижения лодки и корабли. Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества.

Научившись создавать изображения скульптурные, графические, живописные, человек приобрёл некоторую власть над временем. музыка древнего мира Нам трудно представить себе музыку первобытны людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по сохранившимся следам жизни людей тех далеких времен например по наскальным и пещерным рисункам, а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей.

Матери, напевая, укачивали детей воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями - кличами пастухи протяжными словами собирали стада а когда люди собирались вместе для какой-нибудь работы, размеренные выкрики помогали им объединить усилия и легче справиться с работой.

Когда умирал кто-либо из первобытной общины, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах. Так возникли древнейшие формы Музыкального искусства колыбельные, военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень сильно изменились. Ведь музыкальное искусство непрерывно развивается, как и само человеческое общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение к окружающей жизни.

Это главная особенность настоящего искусства. Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки различных видов искусства - поэзии, музыки, танца, театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое перасчлененное синкретическое искусство, похожее, скорее, на игру, сохранилось и в наши дни у племен, живущих в условиях первобытнообщинного строя.

В древнейшей музыке было много подражания звукам окружающей жизни. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков и шумов звуки музыкальные, научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека.

Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием это самая древняя форма пения с сопровождением. По сравнению с музыкой первобытного общества музыка древнейших цивилизаций стояла на неизмеримо более высокой ступени развития. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили для нас изображения музыкантов. Но что именно играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться.

Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Она тогда звучала в театральных представлениях, где декламация сменялась пением хора, и на народных праздниках, и в повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Пляски у греков сопровождались игрой на авлосе - духовом инструменте.

И все же наша современная музыкальная культура обязана античности очень большими ценностями. Античные мифы, предания, трагедии в течение многих столетий были источником вдохновения для музыкантов. Сюжеты первых опер, созданных в Италии на рубеже XVI и XVII вв были основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы бесчисленное множество раз возвращались к поэтичным преданиям древнегреческого народа.

Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло певцу проникнуть в царство мертвых, вызвал появление оперы Глюка, симфонической поэмы Листа, балета Стравинского. История Троянской войны, легенда о несчастном семействе Атридов, несущем наказание за преступление родоначальника, послужили источником сюжетов для многочисленных оперных произведений-от Ифигении в Авлиде Глюка до Орестеи Танезва. Но не только сюжеты и образы античного искусства унаследованы нами от греков.

Греческие ученые уделяли большое внимание законам музыкального искусства, его теории. Пифагор, знаменитый философ и математик, положил, начало и особой науке - музыкальной акустике. До сих пор музыкальная наука пользуется многими терминами и понятиями, ведущими свое происхождение от греческой теории музыки. Слова гармония, гамма, названия некоторых музыкальных ладов например, ионийского, дорийского, фригийского пришли к нам из Древней Греции, где они были связаны с именами племен, ее населявших.

Древнейшие формы театральных представлений В Первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы. Смена времен года, неожиданные холода, пожары, падеж скота, неурожай, болезни - все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо было умилостивить расположить к себе. Одним из наиболее важных средств достижения успеха в каком-нибудь деле считалось, по представлениям древних, волшебство магия. Оно состояло в том, что перед каким-нибудь трудовым процессом разыгрывалась мимическая сценка, изображавшая успешное осуществление этого процесса.

Так родились обрядовые игры. Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра. Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа.

У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал добычу, украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем все участники исполняли пляску под звуки бубна или барабана, сопровождая ее воинственными криками и пением.

У земледельческих народов мимические игры входили в праздники, связанные с весной - с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью - со сбором урожая, замиранием природы. Поэтому большинство земледельческих обрядов изображают рождение и умирание божества - покровителя природы, торжество светлых сил жизни над темными силами смерти. На этих праздниках траур и печаль сменялись радостью, весельем, шутками. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах.

В Древнем Египте уже с конца III тысячелетия до н. э. ежегодно при храмах, особенно во время коронации фараонов, жрецы разыгрывали театрализованные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников - боге Осирисе. Изображалось убийство Осириса его коварным братом Сетом, поиски и погребение тела Осириса его супругой Исидои, месть Гора, сына Осириса, за отца и чудесное воскресение. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура первобытного общества

Ее нижняя грань по новейшим данным-от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет в Азии и Африке первые… Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век,… Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 5-3 тысячелетиями до н. э. конец эпохи неолита, когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство первобытного общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Духовная жизнь первобытного общества
Духовная жизнь первобытного общества. НАЧАЛО РЕЛИГИИ У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т. е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в расп

Первобытные машины и изобретения
Первобытные машины и изобретения. ПЕРВЫЕ МАШИНЫ Жизнь живого существа в условиях девственной природы необычайно тяжела. Но человек, в отличие от своего собрата из животного мира наделенный у

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги