рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория локальных цивилизаций

Работа сделанна в 2002 году

Теория локальных цивилизаций - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Культурология и теория цивилизаций Теория Локальных Цивилизаций. К Числу Наиболее Представительных Теорий Цивили...

Теория локальных цивилизаций. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А.Тойнби 1889 1975, который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера.

Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий локальных цивилизаций. Монументальное исследование А. Тойнби Постижение истории многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.

Они называются локальными цивилизациями. Таких развившихся локальных цивилизаций Тойнби насчитывает более двадцати. Это - западная, две православных русская и византийская, иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает так же на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять мертворожденных. Однако сразу возникает вопрос почему некоторые общества, подобно многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают этого уровня Ответ Тойнби таков генезис цивилизации нельзя объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна. Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации.

Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне.

Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Среда намеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.

Возникает и второй вопрос почему четыре цивилизации дальнезападная христианская ирландская, дальневосточная Христианская несторианская в Средней Азии, скандинавская и сирийская развивались ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская застыли в своем развитии на ранней стадии, тогда как остальные успешно развивались. Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества.

Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.

Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост это непрерывное отступление и возвращение харизматического богоизбранного, предназначенного свыше к власти меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения. Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация это постоянное единство.

Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального своеобразия развивающейся цивилизации. И еще один, третий вопрос как и почему цивилизации надламываются, разлагаются и распадаются Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас мертвы и погребены.

Из оставшихся в живых десяти цивилизаций - полинезийская и кочевая находятся сейчас при последнем издыхании а семь из восьми других в большей или меньшей степени под угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более того, не менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения. Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию.

Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники следствием или симптомом первого. Сам упадок это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия.

Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет окаменевшего существования, жизни в смерти. Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и разложения. Но все же он считает, что мы. можем и должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, причем просить ее вновь и вновь с сокрушенным духом и сердцем, полным раскаяния. Подробный анализ повторяющихся моментов, симптомов и фаз упадка цивилизаций дается в разных томах исследования Тойнби.

Здесь можно коснуться только некоторых. Творческое меньшинство, опьяненное победой, начинает почивать на лаврах, поклоняться относительным ценностям, как абсолютным. Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему. Поэтому приходится все больше и больше использовать силу, чтобы контролировать внутренний и внешний пролетариат.

В ходе этого процесса меньшинство организует универсальное вселенское государство, подобное Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством для сохранения себя и своей цивилизации вступает в войны становится рабом косных установлении и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели. Именно в такие периоды внутренний пролетариат отделяется от меньшинства и часто рождает универсальную вселенскую церковь, например, христианство или буддизм, как свою собственную веру и установление. Таким образом, нетворческие силы общества совершают творческий акт. Это, вообще говоря, одно из многочисленных противоречий в системе Тойнби.

Когда универсальное государство господствующего меньшинства рушится, универсальная церковь внутреннего пролетариата например, христианство служит мостом и основанием для новой цивилизации, отчужденной и в то же время дочерней по отношению к прежней.

А как поступает в такой ситуации внешний пролетариат Стремится врасти в старую цивилизацию Отнюдь, нет. Он организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Он приводит к росту распрей и братоубийственным войнам Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком изменении настроенности и поведения членов разлагающегося общества. Он ведет к возникновению четырех типов личностей и спасителей архаистов, футуристов спасителей с мечом, отреченных и безразличных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном мире Бога. В такие времена чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают.

Половая распущенность и смещение принципов синкретизм становятся господствующими. Вульгаризация и пролетаризация захватывают искусства и науки, философию и язык, религию и этику, нравы и установления. За исключением преображения, никакие усилия и спасители не могут остановить разложения.

В лучшем случае, как отмечалось, цивилизация окаменевает и может века и даже тысячелетия существовать в этой форме жизни и смерти. Но рано или поздно она обычно исчезает. Единственный плодотворный путь это путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие. Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от града человеческого к граду Божьему, как предельному итогу человека и цивилизации.

Эти свои рассуждения Тойнби заканчивает почти на апокалиптической ноте Цель преображения дать свет тем, кто погряз во тьме Она достигается в поисках царства Божьего, чтобы привести его жизнь в действие Таким образом, цель преображения царство Божие Следовательно, вся человеческая история или весь процесс цивилизации превращается в творческую традицию.

Через отдельные цивилизации и их ритмы, совпадающие в единстве, но конкретно различные, реальность разворачивает свое богатство и ведет от подчеловека и подцивилизации к человеку и цивилизации, а в итоге к сверхчеловеку и преображенной сублимированной эфирной сверхцивилизации царствия Божьего. Деятельность духа, струящегося по земле и влекущего свои нити по ткацкому станку времени, это история человека, как он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ.

Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения. Вечные повороты колеса не пустое повторение если с каждым поворотом они влекут колесницу все ближе к цели, и если возрождение означает рождение чего-то нового, то колесо существования не просто дьявольская выдумка, не простое средство подвергнуть вечной муке осужденного Иксиона. Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе все существующее на небе и на земле.

Этот общий скелет философии истории Тойнби одел в богатую и плодотворную плоть фактов

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культурология и теория цивилизаций

Как они возникли Какова их судьба Способны ли они воспринимать друг друга В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной… Тогда же возникла иная мысль эти культуры на самом деле различны, самобытны, и… Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория локальных цивилизаций

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культура и цивилизация
Культура и цивилизация. уже не воспринимаются как синонимы. Органика культуры противопоставляется мертвящему техницизму цивилизации. Второе значение слова предполагает движение мира от раско

Стадиальные концепции цивилизации
Стадиальные концепции цивилизации. Феномен западоцентризма наиболее полно воплотился в группе концепций, которые можно назвать универсалистскими в связи с тем, что в них явно или неявно присутствуе

Противники теории локальных цивилизаций
Противники теории локальных цивилизаций. С предложенной Тойнби теорией локальных цивилизаций согласны далеко не все исследователи. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина 188

Аксиоматика минимальной теории цивилизации
Аксиоматика минимальной теории цивилизации. Нынешнее состояние общества классифицируется как кризис цивилизации. С наиболее опасным исходом - самоуничтожением в ближайшем будущем в глобальных нравс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги