Утраченные шедевры

Утраченные шедевры. Однако гасконские стрелки того же Людовика XII, захватив Милан, безжалостно расправились с другим великим творением Леонардо потехи ради расстреляли гигантскую глиняную модель конной статуи миланского герцога Франческо Сфорца, отца Людовико Моро. Эта статуя так и не была отлита в бронзе, потребовавшейся на пушки.

Но и модель ее поражала современников. Погибло и другое великое творение Леонардо Битва при Ангиари, над которой он работал позднее, вернувшись во Флоренцию. Ему и другому гению Высокого Возрождения Микеланджело Боунаротти было поручено украсить зал Совета пятисот во дворце Синьории батальными сценами во славу побед, некогда одержанных флорентийцами. Картоны обоих вызвали восторг современников и были признаны знатоками школой для всего мира. Но картон Микеланджело, прославляющий выполнение воинского долга, показался флорентийцам более отвечающим патриотическому заданию.

Совсем иные мотивы увлекали Леонардо. Но и их воплощение не было им доведено до конца. Его новые, слишком смелые эксперименты с красками опять не дали желаемого результата, и, видя, что фреска начала осыпаться, он сам бросил работу. Картон Леонардо тоже не дошел до нас. Но, к счастью, в следующем столетии Рубенс, восхитившись этой батальной сценой, воспроизвел ее центральную часть.

Это клубок человеческих и конских тел, сплетенных в яростной схватке. Смертоносную стихию войны во всем ужасе беспощадного взаимного уничтожения вот что пожелал запечатлеть в этой картине великий художник. Изобретатель страшнейших орудий для причинения вреда, он возмечтал показать в живописи ту цепную реакцию смерти, которую может породить воля человека, охваченная тем предельным ожесточением, которое Леонардо называет в своих записках животным безумием. Но, преодолевая кровь и пыль, его гений создает мир гармонии, где зло как бы тонет навсегда в красоте.