Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу

Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу. летнего ритма. После Октябрьской революции устраняются препоны мешавшие пролетариату пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати, киностудии и театры.

Конституция закрепляла за государством обязанность предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование В качестве долговременной перспективы большевистская партия выдвигала задачу создания нового типа культуры - культуры социалистической. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать марксистская идеология, выражающая интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, а главная цель культуры - служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

В это время на базе министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры. Появление подобного административно-идеологического монстра не было, конечно, чисто революционной импровизацией.

К жизни его вызвало стремление как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими культурной революции опираясь на государственную власть, политизировать культуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу, искусство, театр и другие общественные институты, формирующие образ мыслей и настроения в обществе, в инструмент воспитательного воздействия правящей партии на народные массы. Первые представители беспартийной интелегенции пошли на сотрудничество с властью вскоре после Октября.

Среди них были деятели науки и культуры с громкими именами литераторы А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, В.И. Немирович- Данченко, В.Э. Мейерхольд и другие. В качестве инструмента в укреплении контроля правящей партии над политической и духовной жизнью общества, решено было использовать органы ВЧК. 1921 году, в сфере культуры, большевики держали в центре внимания старую интелегенцию. В этой среде политические настроения выражались в двух моментах не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России глубокая и искренняя уверенность в том, что в ходе возрождения большевизм будет под напором жизненной стихии изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков.

Власти, стремясь вовлечь старую интелегенцию в активную трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали такие настроения. В то же время всячески ограничивались возможности интелегенции участвовать в политической жизни страны, влиять на массовое сознание. В 1922 году был создан специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за враждебными выпадами против марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма, религиозных идей и т.п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком - для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий.

В августе из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и другие. В следующем году произошла массовая чистка библиотек от антисоветских и антихудожественных книг, в число которых попали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных писателей, философов, историков, экономистов.

К середине 20-х годов прекратилась деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, были закрыты независимые научные и литературно-художественные журналы.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличались многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты серебряного века русской литературы А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и другие. Гроза, пронёсшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Ставили спектакли классики театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи Мира искусства, Бубнового валета, Голубой розы и других дореволюционных объединений художников П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и другие. Большую активность проявляли представители ультрасовременных течений - футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма - в поэзии, живописи, театре, архитектуре.

Но и в этой области правящая партия постепенно наводила революционный порядок, используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации. В авангарде ревнителей пролетарской чистоты литературы и искусства действовали рапповцы и напостовцы. Они рьяно пытались внести классовую борьбу в художественное творчество, травили в печати как внутренних эмигрантов М.А. Булгакова, Е.И Замятина, других писателей и деятелей культуры, уклонявшихся от воспевания героики революционных свершений.

Под огнём критики находились, и так называемые попутчики-литераторы, сочувствовавшие большевистским планам переустройства России, но допускавшие, по мнению их строгих судей, отклонения от пролетарской идеологии. К попутчикам причислились участники литературных групп Серпионовы братья М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин и другие , Перевал Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин и другие Л.М. Леонов, А.Н. Толстой и другие. Но, несмотря на нарастающий идеологический прессинг, 20-е годы по праву вошли в историю как время создания выдающихся произведений в разных областях культуры.

В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала проводимая властями унификация и жёсткая регламентация. Постановлением - ЦК ВКП б от 23 апреля 1932 года О перестройке литературно-художественных организаций ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству творческие союзы интелегенции Союз композиторов, архитекторов, писателей, художников.

Господствующим творческим явлением был провозглашён социалистический реализм, требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описание объективной реальности, но и изображения в её революционном развитии, служением задачам идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Сочинения подобного рода представляли собой, в сущности, сказки, иногда, впрочем, весьма талантливые.

Это, например, фильм Волга-Волга режиссёра Г.В. Александрова. Символами народного счастья здесь служат канал Москва-Волга о том, что его строили заключённые, в фильме не упоминалось и сама Волга - как Родина, свободная. Более честные произведения Реквием А.А. Ахматовой, Мастер и Маргарита М.А. Булгакова при сталинской цензуре не имели шансов увидеть свет. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х годов.

Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергались гонениям, и замалчивалось творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, О.Э. Мандельштама, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, П.Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры только в Москве в 30-е годы были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведённый на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

После прошедшей Великой Отечественной войны миллионы советских граждан - участников освободительного похода Красной Армии и репатрианты - впервые лицом к лицу столкнулись с капиталистической действительностью. Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разителен, что они испытали нравственный и психологический удар. В среде интелегенции, широко распространились надежды на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах народной демократии.

Её представители являли собой самый чувствительный нерв общественного сознания, служили своего рода генератором идей, которые, проникая в массы и овладевая ими, превращались в реальную политическую силу. Именно интелегенция могла подвести общество к пониманию необходимости его обновления. Поэтому на неё и обрушился главный удар сталинского руководства. В августе 1946 года по инициативе И.В. Сталина было принято постановление ЦК ВКП б О журналах Звезда и Ленинград, а, затем и серия других идеологических постановлений.

Они дали сигнал к публичной травле многих выдающихся деятелей культуры А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, Э.Г. Казакевича, Ю.П. Германа, композиторов В.И. Мурадели, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Д.Д. Шостоковича, кинорежиссёров Г.М. Козинцева, В.И. Пудовкина, С.М. Эйзенштейна и других. Компания имела цель приструнить интелегенцию, втиснуть её творчество в прокрустово ложе партийности и социалистического реализма.

Аналогичные цели преследовали и дискуссии по естественным и гуманитарным наукам. Начало им положил разгром генетики, учинённый при поощрении политического руководства страны президентов Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук им. Ленина ВАСХНИЛ Т.Д. Лысенко. Вскоре последовало осуждение кибернетики как оккультной науки и служанки империализма, квантовой механики.

Национальные эпосы мусульманских народов азербайджанская эпопея Деде Куркут, узбекская Альтамыш, казахский эпический цикл Ер Санн, Шота Батыр и Кобланды Батыр, киргизская эпопея Манас были осуждены за клерикальную и антинародную направленность и были запрещены. В конце 40-х годов началась пропаганда провозглашающая, что во всех неудачах и бедах виноваты евреи и вообще иностранцы, которых И.В. Сталин, задавший тон всей компании, не постеснялся на встрече с руководством Союза писателей обозвать засранцами.

Страницы газет и журналов заполняются статьями вроде сочинённой А.А. Караваевой. Всячески разжигая шовинистские и антисемитские чувства, власти пытались усилить идейно- политическую и культурную изоляцию страны. Спецслужбы организовывали серию новых судебных дел Ленинградское дело, дело врачей-убийц и другие. Жертвами репрессий стали тогда сотни тысяч людей, приговорённых к расстрелу или к разным срокам лишения свободы. Среди них были видные деятели науки и культуры актёр С.М. Михоэлс, писатели П.Д. Маркиш и Л.П. Перец, академик А.А. Григорьев. 5 марта 1953 года умер И.В. Сталин и его пост занял бывший секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. В сентябре 1953 года Верховный Совет СССР, специальным указом открыл возможность пересмотра решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД. К 1956 году было освобождено из лагерей и реабелитированны посмертно около 16 тысяч человек, а после XX съезда КПСС развенчавшего культ личности Сталина, масштабы реабилитации были увеличены, миллионы заключённых обрели долгожданную свободу. По горьким словам А.А. Ахматовой, две России глянули друг другу в глаза та, что сажала, и та, которую посадили.

Под напором перемен стал расшатываться камень в фундаменте государственного социализма - тотальный контроль властей над духовной жизнью и образом мышления людей.

На проводившихся с марта 1956 года чтениях закрытого доклада Н.С. Хрущёва в первичных парторганизациях поднимались многие вопросы, касающиеся последствий культа личности в том числе и о некомпетентном вмешательстве в дела литературы и искусства.

После огласки этого доклада общественность начала требовать отменить позорные постановления ЦК по идеологическим вопросам 1946-48 годов. В ответ было заявлено, что они, несмотря на явные перегибы и несправедливые оценки отдельных лиц, сыграли огромную роль в развитии художественного творчества на пути социалистического реализма и в своём основном содержании сохраняют актуальное значение. Несмотря на это этот период в отечественной культуре является переломным и вошёл в историю под названием оттепели.

Особенно заметно оттепель проявилась в литературе и искусстве. Восстанавливается доброе имя многих деятелей культуры - жертв беззакония В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Г.И. Серебряковой и других. После долгого перерыва стали издаваться книги А.А. Ахматовой и М.М. Зощенко. Широкая аудитория получила доступ к произведениям, незаслуженно замалчиваемым или ранее неизвестным.

Публиковались стихи С.А. Есенина, распространявшиеся после его смерти преимущественно в списках. В консерваториях и концертных залах зазвучала почти забытая музыка западноевропейских и русских композиторов конца XIX - начала ХХ веков. На художественной выставке в Москве, устроенной в 1962 году, были выставлены картины 20-30-х годов, долгие годы, пылившиеся в запасниках. Оживлению культурной жизни общества способствовал выход журналов Юность, Иностранная