рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Первобытная культура

Работа сделанна в 2005 году

Первобытная культура - Реферат, раздел Культура, - 2005 год - Министерство Путей Сообщения Российской Федерации Петербургский Государственн...

Министерство Путей Сообщения Российской Федерации Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Факультет заочный Специальность ПГС Кафедра Прикладной психологии и социологии Реферат ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 03-ПГУПС-31 Преподаватель Студент А.Ю.Журавлв г. Санкт- Петербург 2005 г. СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ 1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА. 2. РЕЛИГИЯ. 3. МИФЫ. 4. МИФ И ЛИТЕРАТУРА. 5. АРХИТЕКТУРА. 6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 7. МУЗЫКА. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ВВЕДЕНИЕ. Культурология - это наука о культуре и предметом е являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Слово культура - в лексиконе практически каждого человека.

Явления культуры изучает множество конкретных наук археология, этнография, история, социология, а также науки, изучающие различные формы сознания философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. В настоящее время понятие культура означает исторически определнный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.1 Культура это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по е носителю.

В зависимости от этого вполне правомерно. Прежде всего, выделять мировую и национальную культуры.

Мировая культура это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слов и групп соответствующего общества. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей, семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной и профессиональной культуры. Материальная культура это культура труда и материального производства, культура быта. Культура топоса, т.е. места жительства, культура отношения к собственному телу, физическая культура. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд исследователей предлагает делить е на прогрессивную и реакционную. Исторически культуру связывают с гуманизмом.

В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники. Ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нм нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры всестороннее развитие человека. 1. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА. Поиски начала едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло это кажется нам очевидным.

Но, шаг за шагом добираясь до его истоков, можно обнаружить бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое. Оказывается всякое начало относительно, оно само является следствие долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни и человеческого рода на Земле не мыслится как единовременный акт творения или появления, но и происхождение собственно человеческих институтов.

Таких как семья, собственность, государство также итог длительного процесса, звено в цепи превращений. То же можно сказать и о развитии культуры, цивилизации человеческого общества. Если говорить в широком этнографическом смысле, культура и цивилизация слагаются из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Человек сказал Вильгельм Гумбольдт всегда вс ставит в связь с тем, что перед ним имеется2. Мысль о непрерывности цивилизации, содержащаяся в этом выражении, вовсе не какое-то сухое философское положение.

Она приобретает совершенно практическое значение в силу простого соображения, что всякому желающему понять свою собственную жизнь необходимо узнать последовательные ступени, которые привели его воззрения и привычки к их настоящему состоянию. Огюст Конт едва ли преувеличил эту необходимость, высказав мысль, что никакая идея не может быть понята без е истории3. Эта фраза может быть распространена на культуру вообще.

Основными источниками изучения первобытного общества и первобытной культуры являются, конечно же, археологические изыскания, этнография, данные геологии, антропологии, мифологии, фольклора. С незапамятных времн человека волновало его прошлое, но только научные достижения последнего века дали возможность ответить на ряд вопросов, интересовавших человечество на протяжении столетий.

Одним из таких вопросов был вопрос о том, когда появился первый человек на Земле. Благодаря неустанным поискам была обнаружена одна из древнейших на Земле человеческих культур, восходящая к эпохе палеолита. Человека, чьи останки были обнаружены при раскопках, назвали синантропом. Обнаружение культуры синантропов относится к 20-м гг. нашего века, когда в 40 км от Пекина были найдены следы их деятельности. По костным останкам синантропа воссоздан его физический облик. Средний рост для женщины- 152 см, для мужчины- 163 см. В пещере, где производились раскопки, в большом количестве найдены орудия труда и оружие синантропов изделия из кварца и кварцита, песчаника и роговика. Это грубо обработанные рубящие орудия с широким овальным лезвием.

Синантропы систематически пользовались огнм. Спрессованный слой золы от кострищ в пещере достигал семиметровой толщины. Это значит, что пещера была обитаема, вероятно, в течение нескольких тысячелетий. Некоторые кости животных, обнаруженные в пещере, обожжны, на основании чего можно сделать вывод, что синантропы поджаривали мясо животных на огне. Охота, поддержание огня, добывание материалов для изготовления каменных орудий труда и оружия, наконец, общее жилище- пещера - объединяли синантропов в устойчивое общество.

Для суждения об уровне интеллектуального развития синантропов решающее значение имеет факт овладения ими огнм как техническим средством и стихией природы. Неандертальская эпоха была значительным шагом вперд в развитии производительных сил первобытного общества, его материальной и духовной культуры.

Следующим шагом в первобытной истории человечества стал переход от стадных обществ к родовому строю, к формированию материнской родовой организации. Именно в это время период ориньякской культуры, вместе с усовершенствованием кремневых орудий для охоты, изготовлением орудий труда из кости, начинается развитие изобразительного искусства и формирование первичных религиозных представлений и верований.

Итак, на стадии дородового общества человечество пребывало около миллиона лет. В области духовной культуры у людей этого времени сформировались зачатки знаний о внешнем мире, нравственные и моральные нормы, религиозные представления и некоторые виды и формы искусства мифология, архитектура, изобразительное искусство, музыка- то есть то, что определяется понятием художественная культура. 2. РЕЛИГИЯ. Зачатки религии начали формироваться несколько десятков тысяч лет назад. Испытывая огромные трудности в борьбе за существование, страшась непонятных явлений, человек стал приписывать силам природы сверхъестественный смысл.

Это фантастическое понимание действительности прошло ряд ступеней в свом развитии и, в конце концов, привело к возникновению современных религий. Наши далкие предки были не только бессильны перед грозными стихийными явлениями, такими как наводнение, бури, но и беспомощны по отношению к повседневным явлениям, не имели защиты от холода, жили под угрозой голода.

Человек имел в свом распоряжении только самые простые орудия труда, сделанные из камня или из дерева. В поисках пищи люди вынуждены были постоянно менять место своих стоянок. Будет ли завтра и послезавтра у них пища во многом зависело от удачи на охоте. На каждом шагу угрожали человеку и другие опасности нападение хищного зверя, удар молнии, лесной пожар Не зная естественных причин явлений природы, не понимая того, что происходит вокруг них, люди стали одухотворять предметы и силы природы, наделять их сверхъестественными свойствами.

Различные благоприятные явления они считали добрыми, а те которые приносили болезни, голод, смерть наоборот злыми. Позднее люди стали представлять себе эти явления в виде могущественных существ- духов, демонов и т.п. Обожествлял человек и животных. У людей, которые занимались главным образом рыболовством, обожествлялись рыбы. С приручением животных в первобытном обществе появляются боги в виде быка, собаки и других домашних животных, от которых люди ждали помощи в хозяйственной жизни.

О том, что наши предки когда-то одухотворяли явления природы, говорят, например, такие факты. Негритосы Андаманских островов, стоящие на очень низкой ступени общественного развития, и сейчас верят в то, что Солнце, Луна и звзды это живые существа. Религия доклассового общества очень разнообразна. Одной из древнейших форм религии был тотемизм. О сущности тотемизма в науке ещ не сложилось единого мнения. В наиболее общем виде тотемизм- это вера в таинственную родственную связь между группой людей, с одной стороны, и определнным предметом, видом растений, животных или явлением природы- с другой.

Тотемизм самым тесным образом связан с родовым строем. И существует мнение, что эта форма религии возникла как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Обычно каждый род был одновременно и отдельной тотемической группой и назывался по имени тотемного животного, растения и т.п. тотемические верования имеют несколько разновидностей кроме родового тотемизма, существует племенной, половой и индивидуальный тотемизм.

Для первобытного человека огромное значение имела окружающая его географическая среда. Природа довлела над человеком. Отсюда возникновение культа природы в его разнообразных вариантах. Так, среди первобытных людей было широко распространено почитание солнца, земли, воды. Были развиты и различные промысловые культуры. Очень распространена была среди первобытных людей также вера в магию.

Согласно магическим представлениям, путм определнных действий, заклинаний можно воздействовать на какое- либо явление природы или на человека. Рано возник в первобытном обществе и фетишизм- почитание неодушевлнных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами. Более высокая форма первобытных верований - анимизм, то есть вера в духов и душу. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир. Душами, по его представлениям, обладают растения, животные, явления и предметы природы.

Для развитого родового строя, в первую очередь для отцовского рода, весьма характерен культ предков - почитание духов умерших предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. 3. МИФЫ. Слово миф - греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлнных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных.

Так и культурных. Мифология это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире. Мифотворчество было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества это природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией4. Главными предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения и нерасчленнности, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы.

На не переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлнность, разумность, человеческие чувства, часто человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных.

Определнные силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика болезни могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу. Для мифа характерно, что различные духи, боги и герои связаны семейно- родовыми отношениями.

В мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние. Нынешнее состояние мира рельеф, небесные светила, виды животных и растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, примы охоты и приготовления пищи - вс это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических предков, богов, героев.

Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются кирпичиками мифической картины мира. Мифическое время есть время начальное, раннее, первое это правремя, время до времени, до начала исторического отчта текущего времени. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа создание примера, модели, образа. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени.

В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их вечное возвращение и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка.

Мифология это самое древнее, архаическое идеологическое образование, имеющее единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Миф, и особенно ритуал, имел прямое отношение к религии. 4.

МИФ И ЛИТЕРАТУРА

Непосредственно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки ... Волшебная сказка своим излюбленным героем выбирает обездоленного. Геро... В ранних эпосах имеются и следы образов трикстеров. Отдельные черты мифа могут сохраняться и в самых развитых эпосах. В мифологии средневековья преобладала мифология христианства, ориентир...

литература впитала в себя мощный мифологический пласт и продолжает подпитываться из этого богатейшего источника. 5. АРХИТЕКТУРА. Слово архитектура в переводе с греческого означает строительство. Это один из древнейших видов человеческой деятельности.

Сохранившиеся остатки поселений человека указывают на существование различных укладов жизни людей в разных районах земного шара и на разных этапах развития человечества. Древнейшие из дошедших до нас монументальных сооружений относятся к каменному веку и называются мегалитическими. Название произошло от греческих слов мегас- большой и литос- камень, то есть сооружения из больших камней. Они встречаются в самых разных странах Европы, Северной Африки, Малой Азии, в Индии, Японии и других уголках мира. Называются такие постройки менгирами, дольменами, и кромлехами.

Самое простое из мегалитических сооружений менгир, огромный, грубо обработанный камень, вертикально установленный на поверхности земли. Менгир- кельтское слово. Наибольшее количество этих памятников сохранилось на севере Франции, в Бретани, где некогда жили племена кельтов. Самый высокий из известных менгиров имеет высоту 20,5 метра. Можно только догадываться о том, какого титанического труда стоила древним транспортировка и установка менгира и какое колоссальное воздействие оказывало на них это сооружение.

Назначение менгиров до конца не ясно. Предполагается, что они воздвигались в честь памятных событий, выдающихся лиц, первобытных божеств. Более сложное мегалитическое сооружение дольмен два вертикальных камня, на которых покоится третий. Лежащий горизонтально. Ещ далеко до атлантов и кариатид, но именно здесь начало пути архитектуры как вида искусства разделение элементов сооружения на несущие и несомые, опоры и перекрытия.

Постепенно конструкция дольмена усложнялась, вертикальных опор становилось вс больше. Смыкаясь друг с другом. Они образовали стены погребальной камеры, перекрытием которой служила лежащая на них погребальная плита. Засыпанный снаружи искусственным холмом земли курганом, дольмен становился местом захоронения, гробницей, своего рода монументальным домом умерших знатного лица или целого рода. Со временем размеры погребальных камер увеличивались, перекрытия научились делать в несколько слов каменной кладки, напуская, их друг над другом, пока они не сомкнутся посредине.

Такая конструкция получила название ложного свода, потому что она передат всю нагрузку на опоры вертикально, без бокового распора. Ещ один шаг и возникает первый купол, наиболее совершенная в конструктивном отношении форма покрытия гробницы-дольмена. Самым сложным и загадочным из всех типов мегалитических сооружений можно считать кромлех. Учные думают, что это святилище, служащее местом жертвоприношений и ритуальных торжеств, связанных с захоронением мртвых.

Некоторые особенности ориентации самого значительного из дошедших до нас кромлехов в Стоунхендже Англия- наводят на мысль о том. Что он отражает первичные астрономические познания доисторического человека и, в частности, связан с культом солнца. Есть и такая версия, что концентрические круговые дорожки Стоунхенджа, образованные равномерно расставленными вокруг святилища камнями, могли служить для проведения конских состязаний.

Ведь кромлех самое молодое из мегалитических сооружений. Если менгиры датируются 5000-2000 гг. до н.э то Стоунхендж относят всего к 1600 г. до н.э. в это время на территории Европы уже активно шло разложение родового строя, и лошадь приобрела особо важное значение для привилегированных слов населения. Если эти догадки справедливы, то выходит, что кромлех первое в мире многофункциональное сооружение, да ещ какое и собор, и зал для собраний, и стадион, и даже обсерватория в одно и то же время.

Однако для чего бы ни служил кромлех нашим далким предкам, несомненно, одно ко времени его создания они научились значительно лучше обрабатывать каменные глыбы, придавая им правильные, относительно прямоугольные формы. Установленные по внешнему периметру Стоунхенджа массивные каменные блоки образуют правильный круг и связаны воедино общей горизонтальной линией каменных перемычек. Регулярная повторяемость однотипных пролтов стала вполне осознанным строительным примом.

Наружная ограда Стоунхенджа ясно показывает разделение конструкции на стойки и балки и в этом смысле может быть названа прототипом колоннады. Разве не удивительно, что вс, кажется, безграничное разнообразие форм мировой архитектуры, включая и самые современные е достижения, всего лишь на разные лады воспроизводит эти извечные начала, заложенные ещ безымянными зодчими каменного века Металлические сооружения выступали в роли общественных построек, однако человеку издревле требовалось жиль. Вряд ли кто-нибудь в состоянии узнать, где и когда человек построил свой первый дом. В неолите в одних местах строят жилища из дерева, тростника, прутьев и глины.

В других возводят постройки на сваях и так называемые общинные дома. Своеобразный характер имели поселения, найденные в Северной Италии приблизительно 1800 г. до н.э На столбах устраивались расположенные по кругу площадки, на которых размещались хижины. Вокруг послка возводилась деревянная изгородь, и выкапывался ров, наполняемый водой.

В результате исследований в Анатолии Турция обнаружено древнее укреплнное поселение, относящееся к 6 тысячелетию до н.э. Но, пожалуй, самое древнее жилище человека описано в книге В. Глазычева Зарождение зодчества. Реконструированный учными дом был построен 11 тысяч лет тому назад в долине Вади-эн-Натуф верхнее течение реки Иордан и выглядел следующим образом круглое углубление в каменном основании, гибкие жерди, вставленные в заранее выдолбленные отверстия и сходящиеся наверху.

Затем жерди переплетались более тонкими прутьями и обмазывались глиной. В середине основания этого круглого дома место очага, над ним отверстие. Впереди ещ долгие тысячелетия, открытия и разочарования, величие египетских пирамид и совершенство афинского Акрополя, монументальность Рима и неистовый порыв готики, но там, в далком Вади-эн-Натуфе, уже сделан решающий шаг, уже ведт отчт времени великое ремесло архитектуры. Кров над головой, защиту от непогоды и опасности, тепло и прохладу человек находит не под деревом и не в пещере, а в специально построенном постоянном доме. 6. ИЗОБРАЗИТЕЛНОЕ ИСКУССТВО. Когда и почему началось изобразительное искусство Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен.

Оно не началось в строго определнный исторический момент нон постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком. В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, театра.

Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся на стадии первобытно-общинного строя вплоть до 19 и даже 20 в. Однако эти аналогии приблизительны каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттесннных с магистральных путей истории, вс же прошедшие тысячелетия не могли оставаться для них временем без движения, без развития.

И современное искусство коренных австралийцев или африканцев вс же совсем иное, чем у людей каменного века. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века, написанные красками или высеченные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер, скальные утсы. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело существование людей.

Лгкой и гибкой линией они передавали позы и движения зверя. Красочные аккорды чрное, красное, белое, жлтое минеральных красителей, смешанных с водой, животным жиром, соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк на юго-западе Франции четыре школьника старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию.

На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущая в соседний средневековый замок. Внутри оказалась ещ одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в не камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко.

И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство. Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная Сикстинской капеллой первобытной живописи это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство.

Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в е подлинности, высказав предложение, что рисунки творения современных живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Однако это утверждение было опровергнуто научной экспертизой. Сотни фигур, обведнных тмными контурами, жлтых, красных, коричневых, написанных охрой, сажей и мергелей, украшают стены пещеры Ласко головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги - все почти в натуральную величину.

Чуть не во всех концах земли обнаружены очаги материальной культуры древнейших времн. На многих стоянках первобытного человека были найдены предметы, которые можно назвать художественными произведениями. В скалистых пещерах случалось обнаруживать целые музеи первобытной культуры живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтсан и доведн до полного сходства с кабаном или медведем.

На стенах и потолках пещер многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это также изображения животных оленей, бизонов, кабанов, диких лошадей, длинношрстных мамонтов, саблезубых тигров. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее ритуальных масок.

Самые ранние изображения, в которых преобладают портреты животных, относятся к верхнему палеолиту. К этому же периоду относится и появление удивительных каменных статуэток, получивших название палеолитических Венер, о значении в жизни и верованиях наших далких предков до сих пор спорят учные. В большинстве случаев лица на статуэтках лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию и стройность женского тела хотел передать первобытный художник, а с помощью строгих геометрических линий и объмов силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага.

По данным современной науки, человек верхнего палеолита был homo sapiens, то есть по физическим данным вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел изготовлять довольно сложные оружия из камня, кости, дерева, рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже не возделывало землю и не приручало животных, не должно быть никакого искусства.

Между тем оно было доказательство налицо. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом человеческом коллективе. Это искусство старше земледелия, скотоводства и обработки металлов. Можно предположить, что искусство было крайне примитивно. Но возьмм, к примеру, рисунок на потолке Альтамирской пещеры в Испании, одно из изображений бизона экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими сочетаниями краски предана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций.

Изображение не только контурное, но и объмное как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его тела. Рисунок полон жизни, в нм чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких, крепких ног, ощущается готовность зверя бросится вперд, выставить рога и глядя исподлобья налитыми кровью глазами.

Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в свом воображении тяжлый бег бизона, его бешеный рв и воинские крики преследующей его толпы охотников. Это не примитивный рисунок. Рука мастера стала уже мудрой. Кроме этого, была необходима и острая наблюдательность, развитая правда, в определнном, узком направлении во всм, что касалось повадок зверя. Зверь являлся источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.

Искусность руки, познавшей уже великую школу труда, и меткость глаза дали возможность создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они были мастерскими во всм, невозможно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов. Каждое изображение в отдельности превосходно, но как они расположены В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос некоторые нарисованы вверх ногами, многие изображения накладываются одно на другое и никакого намка на среду, обстановку видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей, взаимозависимости.

А если не понимает, то и не видит. Поэтому композиционный дар первобытного художника находился в зачатке.

Но главным образом примитивность сознания проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. В основном он изображает только животных, причм только тех, на которых охотились его соплеменники. Появление керамики в неолите имело большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим. Украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вс большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.

Изобразительное искусство неолита также очень отличается от палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ зверя, как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к новому гармоническому общению, стилизации и, главное, к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях Восточной Испании и Северной Африки как бы воплощение самого движения, доведнного буквально до предела и сконцентрированного в бурном свом вихре, подобно энергии, готовой вырваться.

Бронзовый и железный века новые величественные ступени в развитии человечества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобретает новые формы. Каждое совершенной творение искусства представляет для последующих поколений бесценное художественное наследие. На самом закате родового строя искусству первобытного общества суждено было явить миру новое свидетельство своей великой творческой силы. Искусство бронзового века, отмеченное высокими достижениями у разных народов земли, необычайно ярко проявилось в Скифии.

Расцвет скифского искусства относится к 7-6 вв. до н.э. типичные памятники скифской культуры могильные курганы вождей. Шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья, дают яркое представление об их облике бородатые. В длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках. Культура скифов это культура огромного мира преимущественно кочевых и полукочевых племн, живших в 1 тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани, Алтае и в Южной Сибири, то есть на территории, простиравшейся от Дуная до Великой Китайской стены.

Культура, на юге и юго-западе соприкасавшаяся с эллинской и с культурой Передней Азии, на западе с культурой Средней Азии Китая. Люди этой культуры жили напряжнной жизнью, где беспощадные враждебные силы вторгались в человеческую судьбу и где человек должен был постоянно нападать и побеждать, чтобы самому не быть побежднным.

В каком же роде искусства преуспели эти кочевники-скотоводы, эти воины, вероятно никогда не расстававшиеся с оружием Идеал красоты, быть может не вполне осознанный, сочетался у них со стремлением создавать такие предметы, которые символически обладали бы некой магической властью над таинственными силами природы. Сам образ жизни кочевников не располагал их к запечатлеванию этих символов в монументальной живописи или скульптуре, они постоянно передвигались, следовательно, произведения искусства могли служить лишь украшением их оружия и снаряжения.

Без сомнения, декоративный эффект этих изделий одно из самых замечательных достижений мирового декоративного искусства. Основной стиль скифского искусства так называемый звериный стиль. Корни его уходят как в творчество неведомых древних племн, обитавших в этих местах в предыдущую эпоху, так и в искусство Передней Азии, особенно Ирана. Один из прославленных шедевров скифского искусства золотая фигура оленя из кургана станицы Костромской Прикубанье, 6 в. до н.э Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете.

Вся фигура оленя подчинена какому-то особенному, напряжнному ритму. В ней нет ничего лишнего, случайного. Законченная, продуманная композиция. Гармоническое сочетание чудесной в мягком изгибе шеи оленя с его тонкой мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых назад огромных рогов, каких нет в природе и которые торжественно стелются вдоль всей его спины.

Вс в этой фигуре условно и в то же время предельно правдиво, а значит, реалистично. 7. МУЗЫКА. Посторонних свидетелей поражает странное противоречие музыкального творчества отсталых народов. С одной стороны, кажется, очевидной примитивность их танцев и инструментов, и особенно их песен. С другой стороны, не менее очевидна та истовая серьзность, строгость и торжественность, с которой они занимаются своей музыкой. Объяснением этого противоречия может быть лишь то обстоятельство, что музыка была неотъемлемой и крайне важной частью всех видов деятельности первобытного человека.

Охота, несомненно, тоже влияла на возникновение музыки в основном опытом изучения животных, их движений и привычек. Воспроизводя в танце характер и облик животного, первобытный человек передавал не только ритмы его поведения. Не менее важной была с самого начала задача вокального подражания звукам, издаваемым животными. Вместе с тембровыми красками воспроизводились интервалы и интонации, присущие их голосам.

Но и другие силы природы были живыми для первобытного человека вода и земля, ветер и огонь, гроза и зной, цветы и деревья, горы, небо, солнце. Они должны быть укрощены и умилостивлены. Разве ветер не разговаривает с человеком на языке флейты А барабан на языке грома и грозы Может быть, для укрощения ветра надо поиграть на флейте, а чтобы вызвать дождь ударить во все барабаны И вот с первобытных времн до современных крестных ходов люди обращались к вещам, надеясь, договорится с богами.

Флейта и барабан это предметы, полные музыки. Но и своя музыка есть и у других предметов у спущенного лука, стучащего топора, бренчащего ожерелья и падающего камня, льющейся воды и ласкающего света. Своя музыка у каждого времени дня, каждого состояния природы и человека. Кто хочет понять вещи, растения, животных, силы и времена природы, тот должен понять их голоса, услышать и разгадать их таинственные имена. Здесь корни первобытной магии имени и слова.

В этом пространстве от элементарного подражания голосам природы до отражения их в названии и имени происходит медленное восхождение от смутной эмоции до прочного е закрепления в человеческом голосе и слове. Музыка с самого начала и до сих пор соединяет оба этих полюса, в одних случаях расплываясь в эмоциональной неопределнности, в других вступая в неразрывный союз с ясным и конкретным словом. Таким образом, как и все другие искусства, музыка изначально вплетена и в отражение мира человеком и в человеческую психику, формируемую всей совокупностью отношений человека к миру. Важнейшей особенностью первобытной музыки стала е повседневность.

Но это не бессистемная мешанина непрерывного звучания. Повседневность первобытной музыки имеет чтко организованный и приуроченный характер. Существовала музыка, сопровождающая праздники и собрания, обряды, состязания и детские игры, ухаживание и убаюкивание детей. Вся музыка привязывалась к определнным делам и действиям, носила прикладной характер, не теряя при этом своей главной задачи формирование единого мироотношения.

Формирование единого мироотношения функция мировоззренческая или воспитательная была сердцевиной, ядром всех других функций музыки. При этом музыка способствовала тому, чтобы мировоззрение усваивалось, не как совокупность понятий и слов, а как совокупность реальных переживаний, неизгладимых из памяти эмоций, как мощный заряд волевой энергии. Волевой элемент стал определяющим и организующим воспитательное воздействие музыки на первобытного человека.

С этим и связывалось господство ритма, направленность эмоционального возбуждения, элемент внушения и даже гипноза, отмечаемый в первобытной музыке. Вовлекая всех в единое музыкальное действие, музыка устанавливала между людьми устойчивую связь. Это связь, строго организованная в пространстве и во времени. В пространстве так как речь шла не о совместном прослушивании или параллельном движении в танце под одну и ту же музыку, а о совместном музицировании, подлинном сотворчестве, не знающем пассивных наблюдателей и изолированных мелких групп.

Во времени ибо это сложившиеся в совместном музицировании единство людей не распалось, а развивалось. В первобытном хоре за художественно-творческим единством ощущалось и мировоззренческое, и трудовое, и племенное, родовое единство. Поэтому пение в таком хоре было всеобщей школой нравственности. Духовно объединяя, совместное творчество в то же время дисциплинировало, внутренняя потребность совпадала с долгом, индивидуальное с родовым.

Не игнорируя индивидуальности, первобытное искусство ставило ей жсткие рамки, определяемые интересами общности. В своей повседневной жизни человек зависел не только от многочисленных природных стихий, но и от установленных обычаев, которые нужно было соблюдать, как бы они ни расходовались с вновь приобретаемыми привычками и опытом. Песня, танец, игра на музыкальных инструментах позволяли слабому компенсировать свои физические недостатки, неудачнику вернуть интерес женской половины племени, восстановить свой родовой авторитет.

Компенсацией за слабость перед природными силами становилась магия звуков или телодвижений. Огромную роль играла сама возможность выпеть горе и неудачи, выплясать накопившееся раздражение, расслабиться и душевно освободится. При взгляде со стороны может показаться, что первобытный человек наслаждался каким-то диким шумом, который рано называть музыкой. При взгляде изнутри картина совершенно иная. Этот человек наслаждался в совместном музыкальном действии переживанием общности своего мироотношения коллективного, племенного, духовным единением, высвобождением и разрядкой психологического напряжения.

В музыкально-танцевальном представлении, приуроченном к главным праздникам племени, как бы проигрывался заново весь жизненный процесс от прошлого до будущего и от труда до интимных отношений. Знакомясь с ранними ступенями музыкальной жизни, наивно было бы отнестись к ним свысока. За видимой простотой форм этой музыки скрывалось столь сложное мировоззренческое ядро, такой комплекс реализуемых жизненных функций, которому стоит позавидовать. Чуткое внимание к ближайшей звуковой среде соединялось в этой музыке с космическим порядком природных явлений.

И совершалось это соединение в каждой песне и в каждом танце. Колыбельные у таких народов детская энциклопедия окружающей жизни, матери пели в них и о заботах племени, и о трудностях собственной жизни, о прошлом и будущем, о растениях и животных, о самом простом и таинственно-непостижимом.

По звуку голоса взрослого и крику ребнка, по тембру и ритму речи эти люди были способны поставить диагноз и назначить лечение музыкой. Для мифологического сознания расстройства тела и души порождаются расхождением ритмов отдельной жизни с ритмами Вселенной. Поэтому правильная музыка всегда способна устранить разлад между человеком и природой. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура.

Часть 1. Древний мир. СпецЛит. Санкт-Петербург. 1999 г. 2. под редакцией А.Н. Марковой. Культурология. Учебное пособие. Юнити. Москва. 2000 г. 3. Э.Б. Тайлор. Первобытная культура Пер. с англ. Издательство политической литературы. Москва. 1989 г. 4. А.С. Кармин. Культурология. Лань. Санкт-Петербург. 2001 г. ЦИТАТЫ 1 Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1983. С. 292-293. 2 стр.7. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура часть 1 древний мир учебное пособие для старших классов средней школы СПб. СпецЛит, 1999 г. 3 стр.7. О.Б. Лисичкина.

Мировая художественная культура часть 1 древний мир учебное пособие для старших классов средней школы СПб. СпецЛит, 1999 г. 4 Маркс К. и Энгельс Ф. 4 стр. 13 О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура часть 1 древний мир учебное пособие для старших классов средней школы СПб. СпецЛит, 1999 г.

– Конец работы –

Используемые теги: Первобытная, Культура0.05

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Первобытная культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

Культура Эпохи Высокого Возрождения и ее представители как светочи мировой культуры
Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением,но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл… Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви … И действительно готическая напряженность и лихорадочность в северном Возрождении не исчезают. Но,с другой стороны,…

Понятие культуры, культура и цивилизация
В нашу эпоху нет более острой темы и для познания, и для жизни, чем тема о культуре и цивилизации, о их различии и взаимоотношении. Это - тема об… Стрелка часов мировой истории показывает час роковой, час наступающих сумерек,… Все наше славянофильское сознание было проникнуто враждой не к европейской культуре, а к европейской цивилизации.…

Культура речи - культура поведения
К ним относятся основные качества речи: - содержательность; - точность, понятность; - богатство и разнообразие; - чистота, выразительность; -… В культуре речи выделяют две стороны: 1. правильность речи; 2. речевое… Их работа с черновиками, переписывание заново страниц своих произведений, т.е. создание на основе прежних вариантов…

Политическая культура возникновение, составные элементы политической культуры и ее типологизация
Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер. Однако в политическую науку термин «политическая… Выясняя причину подобного результата, американские политологи и сформулировали… Классическое определение политической культуры, данное Г.Алмондом и Г.Пауэллом гласит: «Политическая культура есть…

Культура первобытного общества
Ее нижняя грань по новейшим данным-от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет в Азии и Африке первые… Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век,… Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 5-3 тысячелетиями до н. э. конец эпохи неолита, когда…

Физическая культура личности и ценности физической культуры
Наш век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду… Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода… Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины,…

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

0.04
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Первобытная культура Конспекты... Соколов С С... ИБМ ый семестр...
  • Культура первобытного общества Ее нижняя грань по новейшим данным-от примерно 2 млн. лет назад, верхняя грань колеблется в пределах последних 5 тысяч лет в Азии и Африке первые… Каменный делится на древний каменный век, или палеолит , и новый каменный век,… Большая часть неолитических памятников Европы и Азии датируется 5-3 тысячелетиями до н. э. конец эпохи неолита, когда…
  • Политическая культура. Уровни и типология политической культуры Она выражает суть социально-политической системы, определяет правила игры в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Без… Уровень политической культуры во многом определяет уровень общей культуры как… Она сравнительно часто подвергается изменениям. Но это не означает ее конъюнктурности, ибо в конечном счете…
  • Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и социума Следовательно, тот же Сартр не прав, когда уверяет, что культура никого и ничего не спасает.Спасает — и тогда, когда она способна помочь человеку в… Итак, культура, с одной стороны, есть результат предшествующей деятельности… Детерминантный статус культуры особо зримо обнаруживается в эпохи революционно-реформаторских изменений в обществе.
  • Современные проблемы культуры. Тоталитаризм и культура Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших… Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной… Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов…