Контакты с Западом

Контакты с Западом. были для поморов с глубокой древности обычным делом. Вольно или невольно связи с западными странами, знание европейских порядков и общение с европейцами поддерживали демократические традиции и даже в какой-то мере обосновывали их существование. Издавна большую роль в духовной жизни играла близость Русского Севера к Скандинавским странам.

Одним из самых ярких примеров взаимодействия поморов и Запада является соседство и сотрудничество двух народов поморов и норвегов на море. Совершенно уникальное особое отношение русских с Норвегией, казалось бы, основывалось на одних только различиях, так как норвеги не понимали необустроенности северорусского быта, иррациональности в поведении поморов во время бури на море они старались, чтобы их выбросило на берег, поморы не торопились окружить свой северный разум европейским комфортом и поражали норвежцев своим отношением к земле и к вере. Поморы были странниками, а норвежцы рациональными пользователями в море, однако не зря их стали называть русскими Скандинавии русофильство норвежцев, доходящее до их русоподобия, абсолютно созвучно встречному норвегофильству норманнизму русской души. Своеобразие северорусской морской культуры и заключалось в том, что в ней родовой образ матери сырой земли был перенесен на исходно чужую область пространства моря Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера религиозно-мифологическое пространство северорусской культуры.

Архангельск, 1993. С. 155, 161. Поморы издавна отличались особым религиозным чувством, совершенно отличным от крестьянского, в них соединялись свободолюбие и смирение, мистицизм и практицизм, страсть к знаниям, западничество и стихийное чувство живой связи с Богом. Писатель Михаил Пришвин во время своего путешествия на Север с удивлением узнал, что до сих пор еще русские моряки не считаются с научным описанием Северного Ледовитого океана.

У них есть собственные лоции описание лоции поморами почти художественное произведение.

На одной стороне рассудок, на другой вера. Пока видны приметы на берегу, помор читает одну сторону книги когда приметы исчезают, и шторм вот-вот разобьет судно, помор перевертывает страницы и обращается к Николаю Угоднику Пришвин М. За волшебным колобком.

Петрозаводск, 1987. С. 334-335 Море - наше поле говаривали поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Тем самым поморы сыграли особую роль в освоении северных морских путей и развитии судостроения.

Вечными мореходами метко окрестил их известный русский адмирал Литке. Известные как покорители морей, удачливые промысловики, искусные судостроители, жители западного побережья Белого моря были и торговыми людьми. На рынках Новгорода, Москвы, в портовых городах Норвегии и Швеции можно было встретить товары из Поморья рыбу, соль, вываренную из морской воды, ценные моржовые клыки, слюду. Долгое время поселения на побережье являлись владениями Соловецкого монастыря, оказывавшего большое влияние на развитие края. Жизнь, связанная с морем, морскими промысловыми сезонами, наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилые и хозяйственные постройки, одежда, хозяйственный календарь, обычаи, обряды и даже речь - все имеет свои особенности.

Сложился здесь и своеобразный психологический тип человека - помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость поморов отмечали многие путешественники и исследователи.

Терский берег - это традиционное название южного побережья Кольского полуострова. Постоянные промысловые рыболовецкие поселения русских поморов появились здесь в 14в. За столетия они создали своеобразную систему хозяйствования и взаимодействия с суровой природой Белого моря. Поморы - самобытная этническая группа. Многое в их традициях перекликается с обычаями соседних финно-угорских народов Севера - саамов и карелов.