Преемственность языческой и христианской культур у восточных славян

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств кафедра истории культуры курсовая работа на темуПреемственность языческой и христианской культур у восточных славян Исполнитель студентка III курса группа 326 Петрова Юлия Москва 2001 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА 2. ДВОЕВЕРИЕ НА РУСИ 7 3. ФОЛЬКЛОР 4. Русские народные праздники 5. СУЕВЕРИЯ НА РУСИ 20 Заключение 25 ВВЕДЕНИЕ Язычество. Огромный пласт древней культуры, который из глубины веков сливается с нашей современной жизнью.

Порой мы, сами того не замечая, оказываемся под влиянием языческих верований верим в приметы, рассказываем детям сказки, печем блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя верующими христианами, ходим в церковь, читаем молитвы. Об этом же говорит и архиепископ Макарий Булгаков автор многотомной Истории Русской Церкви, он признает, что многие из христиан практически оставались язычниками исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов.

Также академик Виктор Николаевич Лазарев говорил, что Византийский вклад лег на мощный пласт языческой культуры. Так что несправедливо утверждение о том, что настоящие религиозные представления появились у нас только с принятием христианства. Да, и как бы смог обрусеть мощнейший культурный вклад Византии, если бы не имели древние славяне высокого уровня своей собственной культуры.

И нельзя говорить, что раньше существовал только мрак варварских культов, о котором в наше время ничего не известно. Но ведь мы же сами знаем кучу забавных и интересных вещей о язычестве бьем тарелки на свадьбах на счастье, считаем, что нельзя здороваться или что-то передавать через порог, часто в новый дом первой впускаем кошку, при всяком удобном случае сыплем пословицами. Обрядовая сторона многих двунадесятых праздников, трепетное отношение к природе, вера в талисманы, обереги, приметы все это и многое другое свидетельствует о поразительной живучести языческих культурных традиций даже сегодня, на пороге третьего тысячелетия. По сути дела мы и сегодня двоеверцы, и христиане, и язычники в одно и то же время.

В самом деле, все двунадесятые христианские праздники, отмечаемые на святой Руси, христианские по сути, по обрядовой же стороне многие из них накрепко связаны с языческими традициями Крещение Господне, Сретение, Масленица, Благовещение, Красная Горка, Троицын день, Покров и др. Показательно, что на Руси все эти праздники давно уже ассоциируются в народе с тем или иным временем года, явлением природы.

Откуда это трепетное отношение к природе, как не от язычества, от его поклонения природным явлениям А разве не от язычества многоглавые храмы в Киевской Руси Киевская София о 13-ти главах, Десятинная церковь аж о 25-ти, звериный стиль в архитектуре, растительный рельеф в оформлении культовых сооружений, шатровый стиль русской архитектуры более позднего времени И если все это действительно так, если влияние язычества оказалось столь длительным и заметным, то надо определенно признать следующее мощные языческие корни отечественной культуры это не слабость ее, а показатель силы, самобытности, оригинальности.

Не будь этих корней, наверное, не было бы и столь замечательной русской культуры, значение которой давно признано всем мировым сообществом. Таким образом, очевидно, что преемственность язычества и христианства это одна из доминантных черт отечественной культуры.

Рассматривая эту органическую связь, мы обращаем внимание на следующее оригинальное лицо отечественной культуры являет собой органический сплав византийской культуры и языческой культуры наших далеких предков высота культуры языческой Руси оказалась столь значительна, что византийский вклад довольно скоро обрусел время показало, что языческие культурные традиции и обычаи, языческое мироощущение не стали принадлежностью лишь дохристианской Руси. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции 1917-1939 сущность, предпосылки, результаты.

М-1999г. с.31-32 Исходя из вышесказанного, ясно, что доказывать преемственность язычества и христианства это все равно, что ломиться в открытую дверь. Поэтому просто хочется немного проследить этот интереснейший процесс в народной культуре восточных славян. И начать стоит с языческого наследства, доставшегося князю Владимиру и того христианского наследия, которое он оставил после себя.

НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

НАСЛЕДСТВО И НАСЛЕДИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА. Это была многолетняя борьба двух равноценных идеологии. Конечно, это было жестоко по отношению к народу, которому толком не об... рассказывает о борьбе двух сыновей Владимира Ярослава и Святополка. Муравьев А.В.

Русские народные праздники

Обрядовый фольклор был, как уже упоминалось, тесно связан с календарны... Гадание на святки было главным развлечением девушек бросали башмачок з... Рябцев Ю.С. Немудрено, что начало года в древности было весной, потому что именно ... В Воронеже до 1763г.

СУЕВЕРИЯ НА РУСИ

Русский народ. Мы славяне С-П-1997г. В народе ее называли зажинками и сопровождали старинными обрядами. А вот суеверия, связанные непосредственно с христианскими праздниками. За это в летнее время, около Петрова дня, народ стекался в село толпам...

Заключение

Заключение Конечно, рассказывать о чертах язычества в христианстве можно бесконечно, упоминая не только культуру древних восточных славян. Оно проникло гораздо глубже в нашу культуру в музыке это, во-первых, конечно, Модест Петрович Мусоргский и его Сорочинская ярмарка, законченная Кюи в 1916 г, и Хованщина, оконченная Н.А. Римским-Корсаковым.

И не можем мы себе представить наше музыкальное наследие без Снегурочки 1881, Садко 1896, Кащея Бессмертного 1902 того же Н.А. Римского-Корсакого, а его Сказание о невидимом граде Китеже. Свой вклад в сохранение язычества внес и Игорь Федорович Стравинский Петрушка 1911, Весна священная 1913. В живописи главный хранитель древности это, конечно, Виктор Михайлович Васнецов, который и сам себя называл Я былинник, гусляр живописи. Его бессмертные картины Богатыри, Три царевны подземного царства, Аленушка, Иван-царевич на сером волке, Ковер-самолет В литературе первое место занимает великий поэт и сказочник А.С. Пушкин Сказка о золотом петушке, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Сказка о медведихе, Сказка о царе Салтане, Перечень этот бесконечен.

Каждый человек, а значит и каждый деятель культуры в той или иной степени соприкасается с язычеством. И пока мы интересуемся нашими корнями, поем народные песни Во поле березка стояла, Я пойду ли молоденька, Ой, мороз, мороз ведь их знают все рассказываем и читаем детям сказки, несем в дом березу на Троицу, слушаем народную и классическую музыку.

Да, пока мы живем русскими людьми, никуда не денется язычество и будет также гармонично сливаться с христианством и нашей жизнью. И это прекрасно, потому что нет ничего лучше и полезнее, чем знать свою историю, свою культуру, свои традиции. Список литературы 1. Аронов А.А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции 1917-1939 сущность, предпосылки, результаты. М. изд. МГУКИ, 1999 г. 2. Балакина Т.И. Мировая художественная культура.

Россия IX-XIX вв. М. изд. АЗ, 1997 г. 3. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М. Юрайт, 1998 г. 4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М. 1989 г. 5. Крянев Ю.В Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. в кн. Как была крещена Русь. М. Политиздат, 1988 г. 6. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М-Л. изд. АН СССР, 1962 г. 7. Муравьев А.В Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVIII вв. М. Просвещение, 1984 г. 8. Раушенбах Б. В. Сквозь глубину веков. в кн. Как была крещена Русь. М. Политиздат, 1988 г. 9. Рыбаков Б.А. Культура средневековой Новгорода. в кн. Как была крещена Русь. М. Политиздат, 1988 г. 10. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь. М. Владос, 1995 г. 11. Семенова М. Мы славяне С-П. Азбука, 1997 г. 12. Андреев.

Русский фольклор.