рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Соцреализм как метод искусства

Работа сделанна в 2004 году

Соцреализм как метод искусства - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Министерство Образования Российской Федерации Магнитогорский Государственный ...

Министерство образования Российской Федерации Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова Реферат на тему Соцреализм как метод искусства Выполнил студент гр. МХТ-02 Казаков Василий Васильевич Проверил Легонькова Виктория Борисовна Магнитогорск 2004 Содержание 1. Возникновение метода социалистического реализма 3 2. Черты литературы социалистического реализма 3. Идеальные герои литературы социалистического реализма 4. Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре 12 5. От модернизма к соцреализму в изобразительном искусстве 6. Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре 7. Заключение 8. Список литературы 20 Возникновение метода социалистического реализма. Появление метода социалистического реализма обычно относят к 30-м гг. Это не совсем соответствует действительности.

Уже в 20-х гг. в литературном творчестве угадывалось два подхода, В одном декларировалось рассмотрение реальности через призму заданной идеи, обобщение образа революции и ее героев В.В. Маяковский в другом - авторская интерпретация жизни М.А. Булгаков в Белой гвардии, М.А. Шолохов в Тихом Доне Н.Э. Бабель в Конармии.

Но литературная критика больше поддерживала первую позицию, приветствуя счастливое совпадение социального заказа и художественного самовыражения писателя. К концу 20-х гг. дискуссия о литературном творчестве, реализме и политике приобрела более определенные черты.

Решающую, роль в этом сыграла позиция сторонников пролетарской литературы и пролетарского искусства, которые объединились в Российскую ассоциацию пролетарских писателей - РАПП. Эта организация начала уничтожение инакомыслия в творчестве. От агрессивности критиков РАППа более всего страдали В.В. Маяковский, М.А. Булгаков и М.А. Шолохов. Последний даже состоял членом рапповской организации, но не укладывался в требования.

В частности, критиков не устраивало, что его Григорий Мелехов герой Тихого Дона, так и не становится большевиком. Несмотря на то, что Сталин в ответ на предложение изъять вторую книга Тихого Дона из продажи высказался против этой акции, у М А. Шолохова начались трудности с публикацией третьей книги. Она была напечатана только после того, как автор обратился за помощью к А.М Горькому, авторитет которого был непререкаем. Но далеко не все конфликты писателей и поэтов с РАППом заканчивались столь благополучно.

Прекратили свое существование в 1927 г имажинисты, в 1930 г. о самороспуске заявил ЛЕФ, отказались от борьбы конструктивисты. Да и многие другие объединения влачили довольно жалкое существование. Однако руководство РАППа не добилось бы таких успехов, если бы не пользовалось поддержкой ЦК партии в лице Н.И. Бухарина. Он возглавлял комиссию, которая занималась изучением состояния и путей реформирования литературного дела. Он был автором решения ЦК партии 1925 г. О политике партии в области художественной литературы, в котором, в частности, говорилось и о том что литература не может позволить себе быть нейтральной.

В этой же резолюции была поставлена задача создания высокоидейных художественных произведений для широких масс и формирования идейного единства творческих сил на базе пролетарски идеологии. Руководство РАППа постоянно выдвигало лозунги для литературы, которые требовали от нее соответствия политическим задачам от создания Магнитостроя литературы до одемьянивания поэзии и призыва ударников в литературу.

Но особенно популярным был лозунг Союзник или враг. Из писателей, которые прежде числились в попутчиках, лишь незначительная часть признавалась союзниками. Зато, как никогда раньше, разрастался лагерь врагов. Почти 10 лет рапповцы занимали руководящее положение в культурном процессе, их влияние в литературных кругах было намного шире, чем когда-то у лидеров авангарда. А кроме того, они имели немало союзников в партийных кругах, государственных структурах, в средствах массовой информации.

Но они уже выполнили свою миссию и должны были уйти. В области изобразительного искусства после авангарда власть перенесла внимание на более умеренных, но политически верно ориентированных мастеров Ассоциации художников революционной России АХРР. РАПП в литературе и АХРР в изобразительном искусстве - последние ступени на пути к унификации творческих организаций и единообразию творческого стиля. Как и пролетарские писатели, художники АХРР в своем творчестве уже четко руководствовались принципами партийности, правдивости, понятности массам.

На заводах и стройках, в кабинетах партийных лидеров, военных командиров находили они героев и увековечивали их образы на фоне великих строек. Они создавали огромные полотна на темы революционных событий и гражданской войны, называя их произведениями революционного и героического реализма. Руководство партии большевиков считало, что искусство должно быть понятным массам настолько, чтобы его можно было с пользой применять для строительства нового мира. Возвращение к искусству реализма рассматривалось как государственное дело, поскольку с его помощью появлялась возможность психологически и идеологически воздействовать на массы.

Высшей, оценкой И.В. Сталина могло быть замечание, что на картине изображены живые люди и понятный сюжет. Этот подход в полной мере воплотился в социалистическом реализме, который в 30-е гг. утвердился и в изобразительном искусстве.

Постановление ЦК РКП б 1932 г. О перестройке литературно-художествен-ных организаций стало настоящим военным переворотом в культурной жизни страны, хотя далеко не все это сразу поняли. На первый взгляд, речь шла лишь о реорганизации РАППа и АХРР, замене их едиными творческими союзами. На деле постановление давало понять, что власть более не нуждается в рапповских ревнителях чистоты пролетарской литературы. ЦК отметил, что теперь появились писатели и художники, рожденные временем социалистического строительства, т. е. объединенные одной идеей.

Теперь существование литературно-художественных объединений может создать опасность превращения этих организаций из средств мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности Призывая писателей создать единый союз с коммунистической фракцией в нем, власть продемонстрировала, что берет под свою ответственность творческий процесс и сама будет определять степень политической зрелости литературных произведений.

Руководители РАПП вскоре впали в немилость а главный идеолог этой организации Л.Л. Авербах в 1937 г. был объявлен врагом народа. Творческая интеллигенция приняла партийное решение с радостью, поскольку теперь руководство РАППа или АХРР лишалось своих монопольных прав. На закрытых совещаниях, в которых помимо партийных руководителей высшего ранга принимали участие и писатели, и состоялось рождение термина социалистический реализм.

Сталин стал опираться в своих действиях на тех писателей, которые подвергались нападкам со стороны руководства РАППа, тем самым обеспечив на съезде писателей поддержку большинства. Никто тогда не понял, что создается новая бюрократическая организация куда более могущественная, чем РАПП. На опыте организации писательского союза была отработана универсальная модель, с помощью которой власть собиралась управлять не только всем советским искусством, но и культурой в целом.

Съезду предшествовал ряд совещаний в ЦК ВКПб, на которых обсуждались не только устав будущей организации, но и знаменитая формула социалистического реализма. Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в августе 1934 г. В докладе, сделанном от имени ЦК ВКПб, АА. Жданов так определил задачи, стоящие перед писателями Товарищ Сталин назвал наших писателей инженерами человеческих душ. Это значит, во-первых знать жизнь, чтобы уметь ее правдиво, изобразить в художественных произведениях, изобразить не схоластически, не мертво, не просто как объективную реальность, а изобразить действительность в ее революционном развитии.

Так была создана формула социалистического реализма. На съезде был образован Союз писателей СССР. Его председателем избрали А.М. Горького. Все происходившее на съезде писатели встречали с большим энтузиазмом. Им казалось, что наступает время раскрепощения от рапповских догм и директивных указаний, от сектантского деления на попутчиков, союзников и врагов.

Однако Жданов, видел главное не этом. Сохранится черновик его письма Сталину от 28 августа 1934 г в котором он писал Съезд хвалят все, вплоть до неисправимых скептиков и иронизеров, которых так немало в писательской среде Все старались, как умели, перекрыть друг друга идейностью выступлений, глубиной постановки вопросов, внешней отделкой речи Жданов обращал внимание Сталина на важность идеологической работы, которая была проведена на собраниях писателей-коммунистов в целях недопущения, как он выразился, рапповских настроений, т. е. претензий на независимость от линии партии.

Таким образом, благодаря съезду партия определила рамки, в которых могло развиваться литературное, да и любое художественное творчество. Создание единой писательской организации было фактом политическим, поэтому привычным стало словосочетание художественная политика партии. Нужно было уточнить совсем немного - главную тему для всех направлений и видов художественной деятельности.

На съезде литераторов было сделано и это. В своем выступлении А.М. Горький заявил, что основным героем наших книг писатели должны избрать героический труд во имя перспектив борьбы за преобразование общества. Переживаемое человеком здесь и сейчас теряло свою значимость, меркло перед великой идеей. Возвращение литературы к учительной миссии на этот раз произошло извне - по воле власти, что коренным образом отличает литературоцентризм сталинской культуры от литературного лидерства в XIX в. Выступивший на съезде писателей Н.И. Бухарин в докладе О поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества в СССР подтвердил, что партия рассматривает руководство писателями как часть партийных функций.

Руководство Союзом писателей считалось настолько государственным делом, что в нем принимал участие сам Сталин, определяя состав секретариата, раздавая административные посты и награды. В Уставе Союза писателей был зафиксирован и главный метод советской литературы - социалистический реализм.

Правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны были сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Таким образом, социалистический реализм предлагал критерий отбора сюжетов и героев все, что могло бы воодушевить массы на строительство и нового социалистического общества. Дискуссий по избранному творческому методу практически не было. Хотя многие слышали формулу социалистический реализм еще в период подготовки к съезду, никто не мог и предположить степень обязательности нового метода.

Зато от имени съезда в адрес Сталина поступило приветствие с выражением самых верноподданнических чувств режиму и его вождю. Писатели уверяли, что готовы включиться в общепролетарское дело Наше оружие - слово. Это оружие мы включаем в арсенал борьбы рабочего класса. Обращение заканчивалось поразительными словами в адрес вождя Да здравствует класс, вас родивший, и партия, воспитавшая вас для счастья трудящихся всего мира Утверждение социалистического реализма как главного метода во всех сферах художественной культуры сопровождалось усилением идеологического контроля в поддержании идейно-эстетического единства.

Были организованы дискуссии о проблемах социалистического реализма 1933, языке 1934, формализме 1936, политической поэзии 1937 1938. Эти дискуссии, помимо теоретических задач, предполагали воспитание литературных кадров. Результаты стали видны уже в разгар политических процессов.

Знаком идейного единства писателей, поэтов, музыкантов, художников стали их единогласные подписи под разного рода резолюциями. При их сочинении использовалось все эмоциональное богатство выражений Уничтожим право-троцкистскую банду шпионов , С содроганием и яростным гневом вспомнятся советским писателям подлейшие провокаторы и убийцы, Если враг не сдается - его уничтожают эти слова А.М. Горького пламенеют в наших сердцах, Не может и не будет пощады врагам трудящихся, врагам нашей родины и т. п. Практика подобных коллективных осуждений, обращений и резолюций стала идеологическим кнутом для инакомыслящих не только в 30-40-е, но и в. 50-80-е гг.

Черты литературы социалистического реализма

Горький определил как подлинно новый социалистический гуманизм, в осно... Д. Литературное произведение должно было быть написано доступным народу я... Писатель был обязан всегда вставать на сторону народа или выражать его... На основании этого тезиса социалистический реализм был провозглашен на...

Идеальные герои литературы социалистического реализма. Учительная роль литературы социалистического реализма определяла отбор тем и персонажей художественных произведений. Героем большинства форм художественного творчества в стиле социалистического реализма был простой советский человек. Он прекрасно понимал любое решение партии и правительства и принимал его как руководство в своей жизни. Решения менялись, но восторженно-глубокомысленное одобрение оставалось неизменным.

Еще одним качеством этого героя было ощущение счастья только потому, что живет он при советской власти и под мудрым руководством партии во главе с вождем. Такому счастливому литературному герою по штату были положены враги, и они, как правило, находились. Они обладали, конечно, отрицательными качествами, символизирующими капиталистические пережитки, враждебное окружение, т. е. воспроизводили в сознании человека образ врага. Враг этот шпион, кулак, священник, бывший хозяин, заблуждающийся интеллигент из-за своей подлости или непонимания не мог смириться с выпавшим на долю положительного героя и его окружения счастьем и как мог вредил.

Отрицательные герои далеко не всегда были законченными тупицами. Чаще они были умны и коварны. Но герой положительный всегда был умнее и добрее, а главное, он точно знал, что борется за великие идеалы, которые его противникам не доступны. Даже такие лучшие образцы литературы этого времени, как Поднятая целина МА Шолохова обладали джентльменским набором типов положительных социалистических героев и отрицательных несоциалистических.

Новый мир олицетворяет Давыдов, старый - белогвардеец Половцев. Главный герой и стойкий коммунист выступают в одном лице. Но при общих чертах в раскрытии типов и характеров литература 30-х гг это еще процесс, движение, хотя и под жестким контролем власти. И все-таки реальные, живые люди и реальность стали уходить из литературных произведений. 26 июля 1939 г. литературный критик В.О. Перцов опубликовал в Литературной газете статью с характерным названием О лучшем.

Критик писал, что прочитал много литературных произведений. И лучшими среди них ему показались Сказка М.А. Светлова, Телеграмма А.П. Гайдара и Лисичкин хлеб М.М. Пришвина. Эти произведения удивили литературного критика тем, что были написаны без обыкновенных для его времени идеализации и героизации. Литературные герои этих произведений переживали обыкновенные человеческие события, решали мелкие житейские проблемы, из которых и состоит жизнь.

Но другие критики не хотели видеть в литературе реальность, которая приобретала значительность и поэтичность вне политического события и героического поступка. В.Б. Шкловский, блестящий, литературный критик, считал, что рассказ А.П. Гайдара Голубая чашка вообще не соответствует жанру рассказа, поскольку в нем присутствует второй план. Но критика смущал не второй план, а стремление автора рассказывать о простых человеческих чувствах без всякой воспитательной цели. Такие же возражения критика вызвали безыдейные рассказы К.Г. Паустовского.

Об одном из них Летние дни В.Б. Шкловский писал Нужно печатать рассказы о нашей стране, городе, колхозе. Интересно, что индивидуальные человеческие черты в литературе 30-х гг. сохранились большей частью в произведениях для детей. Здесь можно было найти то, чего не осталось во взрослых книгах разнообразие человеческих чувств и образов. Взрослая литература была поглощена соблюдением идеологических схем. Все указания были уже выполнены, образцы уже даны. Литературный процесс теперь, по существу, сводился к выполнению очередной идеологической установки.

В Постановлении ЦК ВКПб о журналах Звезда и Ленинград указывалось, что у советской литературы не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства И хотя в первое послевоенное десятилетие были опубликованы такие произведения, как Дом у дороги А.Т. Твардовского, В окопах Сталинграда В.П. Некрасова, За правое дело В.С. Гроссмана, это были исключения из общего правила.

И партия быстро поправила положение. Удостоенная в 1947 г. Сталинской премии повесть В.П. Некрасова уже через год подверглась массированной атаке за недостаток идейности. На страницах журнала Новый мир роман В.С. Гроссмана сразу обозначили как искажающий образы советских людей. Публикация рассказа А.П. Платонова вообще была названа грубой политической ошибкой. Эти произведения и их авторы, выпадавшие из общей обоймы единообразного множества, были похоронены под толщей других, соответствующих принципам социалистического реализма.

Долгом советского писателя по-прежнему оставался отбор лучших качеств и чувств советского человека и раскрытие перед ним перспектив его завтрашнего дня. Поэтому многие темы Великой Отечественной войны оказались под запретом, прежде всего тема человека на войне. Он мог обозначаться лишь как винтик огромного и совершенного механизма советского общества. В знаменитом тосте Сталина в честь участников парада Победы трижды советский человек был назван винтиком в общем деле. А.Н. Толстой выразил эту мысль более лаконично и афористично Личность является функцией эпохи.

Ясно поставленная задача требовала и в послевоенное время озарить оптимизмом, радостью участия в общем деле очеловечить механизм. Эта установка закреплялась уже в названиях произведений Свет над землей, Свет над полями, Счастье П.А. Павленко, Счастье К. Баялинов и т. п. Требовалось как можно больше весеннего чувства, широты, простора. И

Содержание

Содержание произведений соответствовало названию.

Для П.А. Павленко послевоенный Крым, где происходит действие его повести это край изобилия. Трудно поверить, что писатель, бывший в 1945 - 1951 гг. секретарем писательской организации в Крыму, не видел и не знал реальности. Но перед писателями была поставлена другая задача. Они были должны демонстрировать обществу героическую личность нашего времени. В литературе послевоенной поры пафос созидания передавался через тему производства.

Производственные отношения рассматривались как основа жизни и деятельности человека. В романе С.П. Бабаевского Свет над землей рассказывалось о трудностях в деле освоения новой техники. Критик пояснял, что писатель в этом произведении заостряет проблему овладения электромотором. Военная проза изобиловала героями с горящими глазами, политруками, говорящими исключительно правильные речи, и т. д. Таким образом, в произведениях социалистического реализма послевоенной поры понятие социалистический гуманизм, введенное в 30-е гг. А.М. Горьким, было доведено до совершенства.

Ему соответствовал образ героя культуры социалистического реализма. Кроме здоровья физического, он обладал самыми высокими нравственными характеристиками, глубоко любил свою родину, партию, вождя, ненавидел врагов и был примером для подражания для всех и везде. Человек - глыба-монолит. Рядом с героями высокой литературы соседствовали герои повседневности или легкой литературы в жанре комедийном, населенном типажами, которые обнаружились в советской кинокомедии 30-х гг. Но всех героев объединяло праздничное восприятие жизни и счастливый финал.

Сложившуюся иерархию героев нарушать было нельзя. В конце 40-х гг. литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял привычную для русского языка красочность. Использование речевых и канцелярских штампов в литературном произведении свидетельствовало о том, что официальная культура практически заполнила все пространство.

Но при этом именно в конце 40-х гг. в литературе стали появляться имена, которые не укладывались в общие нормы и правила. Это были М.А. Шолохов, К.М. Симонов, В.С. Гроссман, А.Т. Твардовский. В их произведениях жили, умирали, ошибались, надеялись и разочаровывались живые люди. Эта литература все-таки не захотела подчиниться правилам социалистического реализма. В целом же литература послевоенного времени стала документальным свидетельством кризиса искусства художественного слова.

Социалистический реализм оказался мнимым реализмом, ибо имея слишком мало общего с жизнью и действительными чувствами людей. Исход из ложного состояния культуры был неизбежен.

Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре

Каноническим образцом такого рода комедийного фильма стала картина И.А. Сталин аплодировал стоя. в Русском музее в Ленинграде. На этой выставке была показана история р... Впервые можно было в одном месте увидеть новаторские работы практическ... Формализму давалась идеологическая оценка, что означало крах судеб все...

Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре

В июле 1935 г. Иофана. Но в иерархии городов Москва была первой. Архитектура выявляла эту иер... Московское метро, строительство которого началось в 1935 г - яркий том... Разыгрывалась пьеса под названием Великая стройка идеи на тему Личност...

Список литературы

Список литературы 1. История русской культуры. Часть 2.Л.Г. Березовая Н.П. Берлякова Москва ВЛАДОС 2002 2. Культурология. Курс лекций.

Под ред. А.А. Радугина. М 1996. -Раздел III. 3. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. Феникс. 1995 576 с. 4. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М 1996 Раздел II, III, IV. 5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М 1997.

– Конец работы –

Используемые теги: Соцреализм, метод, искусства0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Соцреализм как метод искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Статистические показатели себестоимости продукции: Метод группировок. Метод средних и относительных величин. Графический метод
Укрупненно можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции: - предметов труда (сырья, материалов и т.д.); - средств труда… Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов… Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной продукции,…

Сравнение эффективности методов сортировки массивов: Метод прямого выбора и метод сортировки с помощью дерева
При прямом включении на каждом шаге рассматриваются только один очередной элемент исходной последовательности и все элементы готовой… Полностью алгоритм прямого выбора приводится в прогр. 3. Таблица 2. Пример… Можно сказать, что в этом смысле поведение этого метода менее естественно, чем поведение прямого включения.Для С имеем…

Методы решения жестких краевых задач, включая новые методы и программы на С++ для реализации приведенных методов
Стр. 8. Второй алгоритм для начала счета методом прогонки С.К.Годунова.Стр. 9. Замена метода численного интегрирования Рунге-Кутта в методе прогонки… Стр. 10. Метод половины констант. Стр. 11. Применяемые формулы… Стр. 62. 18. Вычисление вектора частного решения неоднородной системы дифференциальных уравнений. Стр. 19. Авторство.…

Предмет политологии, ее содержание и методы (последние назвать и раскрыть социологический метод).
Предмет политологии ее содержание и методы последние назвать и раскрыть социологический метод... Политика как специф ий социальный феномен появилась когда общество из... До Гражданской войны в США развивается философская система политического знания концентрирующее свое знание на таких...

Эпоха Возрождения и методы преподавания изо искусства.
В средние века не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изо Эту работу начали проводить только худ ки эпохи... Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изо искусства Ченнини Ченнино Альберти Леонардо да Винчи...

Функциональный Методы описательной Методы статистического анализа взаимосвязи признаков
На сайте allrefs.net читайте: Функциональный Методы описательной Методы статистического анализа взаимосвязи признаков...

Предмет и методы геологии. Принцип актуализма: униформизм и актуалистический подход. Предмет и методы геологии. Специфика геологии. Разделы современной геологии. Специфика геологии:
Актуализм основополагающий принцип геологии Утверждает что в геологическом прошлом процессы происходили по таким же законам что и сейчас... Примеры актуализма знаки ряби в результате штормов знаки ряби в... Предмет и методы геологии Специфика геологии Разделы современной геологии...

Классификация методов обучения. Общая характеристика методов мотивации и осуществления учебного процесса
Классификация методов обучения Общая характеристика методов мотивации и...

Особенности культуры древнеегипетского рабовладельческого общества. Периодизация искусства. Влияние культа на развитие искусства
искусстве В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих... рабовладельческих городах государствах свободной гражданской жизни Греческая... демократией ограниченной рабовладельческой обеспечивавшей интересы только свободных и в первую...

Определения понятий род искусства и вид искусства
Период ранней классики приходится на гг до н э т е на Греко персидские войны... Сами боги в мифологии стали идеальными людьми которые воплощали все... В то же время человек живет и творит в единстве с природой мировым целым которое получило название космос Космос...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам