рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре

Работа сделанна в 2004 году

Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Соцреализм как метод искусства Кино Важнейшее Из Искусств В Социалистической Культуре. Кинематография 30-Х Г...

Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре. Кинематография 30-х гг. развивалась также по законам социалистического реализма. Киноискусство пользовалось повышенным вниманием власти, поскольку отличалось быстрым и прочным воздействием на сознание людей.

Кино, действительно, стало частью государственной машины по формированию нового мышления. События 20-х, а затем и 30-х гг. входили в сознание людей с помощью документального и художественного кино. Кинохронику создавали молодые и талантливые мастера Э.К. Тиссе, Э.И. Шуб и другие но прежде всего Дзига Вертов. Это ему принадлежат слова о том, что сотни тысяч, миллионы безграмотных или просто прячущихся от шумно двигающегося сегодня граждан РСФСР должны будут воспитать свое восприятие перед светящимся экраном кино. Кино становилось средством стандартизации массовых вкусов. С его помощью можно было выдать миф за реальность.

Эта тенденция наметилась в советском кино еще в конце 20-х гг. в линии художественного документализма и героического реализма, провозглашавшейся Ассоциацией художников революционной России. В 1932 г. ЦК партии большевиков принял постановление О советской кинематографии, в котором предполагалось реорганизовать кинопромышленность, укрепить ее техническую базу, повысить качество кинопродукции и обеспечить в этой области искусства торжество социалистического реализма Кино должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны, оно должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР. В 1934 г. на экраны вышел талантливый фильм С.Д. и Г.Н. Васильевых Чапаев, на котором выросло не одно поколение советских людей.

Это был самый любимый фильм, его смотрела вся страна.

Чапаев для многих стал школой патриотизма. Актеры ярко передавали романтическую героику гражданской войны. Фильм создан в строгой реалистически - документальной манере. В нем нет серьезных бытовых и военных неточностей. Авторы фильма показали гибель Чапаева так, что ее воспринимали как историческую трагедию. Но эта трагедия оптимистическая, ибо конечная победа оставалась все же за легендарным комдивом.

Фильм Чапаев убедил власть в том, что она не ошиблась, когда взяла кинематограф под свою опеку. Сталин очень любил кино не только как политик, но и как зритель. Известно, что один - два вечера в неделю он со своим окружением посвящал просмотрам новых фильмов. В начале 30-х гг. практика активного вмешательства в творческий процесс путем приручения режиссеров и актеров только начиналась. Первые указания в отношении кино стали поступать по мере укрепления личной власти вождя. 11 января 1935 г. центральные газеты опубликовали приветствие Сталина по случаю 15-летия советского кино. В нем определялась одна из главных задач кинематографа - подымать политическую боеспособность масс. Приветствие Сталина было воспринято как программный документ, ставящий перед фронтом киноискусства исключительно важные задачи, решение которых поднимает наше кино на недосягаемую доселе высоту.

По героям, названиям и содержанию фильмов можно было следить об изменениях в политическом курсе страны и е вождя.

Ни один сколько-нибудь известный режиссер и фильм не обошлись без указующего перста власти. От сценария до проката фильм находился под контролем. И если, на взгляд Сталина, хотя бы в какой-то части картина не оправдывала надежд, то она могла быть в лучшем случае не допущена до зрителя, а в худшем уничтожена. Сталин весьма почитал комедии. Несмотря на то, что в фильме Г.В. Александрова Веселые ребята бдительные чиновники из Наркомата просвещения РСФСР обнаружили признаки американизма, он получил высокую оценку Сталина и после этого стал лидером проката.

Сталину до конца жизни нравился этот фильм Г.В. Александрова, но общие требования к советской комедии ужесточились. Комедия в духе социалистического реализма должна была помимо развлекательности обладать высокой идейностью. 20 декабря 1949 г. в Правде была опубликована статья Лучший друг советского искусства режиссера М.Э. Чиаурели, снявшего фильм о Сталине Клятва.

В ней утверждалось, что комедия отвечает партийным требованиям, если только она направлена не на издевательство над советскими людьми, а ставит перед собой благородную задачу воспитания зрителей, если она - бодрая, брызжущая радостью жизни, помогающая бороться с пережитками капитализма в сознании людей. Каноническим образцом такого рода комедийного фильма стала картина И.А. Пырьева Кубанские казаки. Она понравилась не только Сталину, но и советскому зрителю. Люди, уставшие от тягот войны, с удовольствием смотрели картину, хотя она повествовала о том, чего на самом деле не было в жизни деревни послевоенной поры. Фильм принадлежит к талантливейшим творениям, его нельзя считать обыкновенной ложью.

Он лишь зримо представил всеобщий миф о советском образе жизни. В эту ложь так хотелось верить. Другая история связана с фильмом Ленин в Октябре М.И. Ромма. У режиссера возникли проблемы с председателем Комитега по делам искусства, во-первых, из-за того, что тот не соглашался отпускать на съемки актера Б.В. Щукина, а во-вторых, чиновник был не согласен с трактовкой образа Ленина.

Режиссеру удалось отстоять свою точку зрения только после письма к Сталину и Молотову. Ведь фильм готовился к двадцатилетнему юбилею Октябрьской революции. Просмотр фильма прошел хорошо, несмотря на то, что организован был плохо. Сталин аплодировал стоя. Но ночью режиссеру позвонили домой и сказали, что Сталин требует доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства.

Ромм в страшной спешке заканчивал выполнение нового заказа власти. Сталин не только давал указания по поводу сцен в фильмах, но и переписывал сценарии истории, которые не работали или мало работали на идеологию. В конце 30-х гг. вышел даже специальный сборник Партия и кино, который состоял из трех разделов Ленин о кино, Сталин о кино и Решения партийных съездов, ЦК ВКПб и высказывания руководящих работников о кино. Этот сборник был опубликован не партийным издательством, а Госкиноиздатом.

Это означало, что он носил полуофициальный характер, но претендовал на то, чтобы все, что в нем опубликовано, служило руководством к действию. Особый интерес для кинематографа представлял второй раздел, состоявший из высказываний Сталина. Теперь его высказывания определяли судьбу любого фильма и режиссера. Характерным для стиля партийного руководства кино стало обсуждение фильма А.О. Авдеенко Закон жизни в 1940 году. Против сценариста были выдвинуты обвинения в безыдейности и искажении советской действительности.

А.А. Жданов, секретарь ЦК ВКПб, курировавший культуру, обвиняюще вопрошал Вы разве считаете, что творчество не под контролем партии Сталин же вообще назвал сценариста чуть ли не предателем рабочего класса, потому что ему показалось, что в фильме слишком прилично изображаются враги Советской власти. В результате А.О. Авдеенко был исключен из партии, изгнан из Союза писателей и выселен из квартиры буквально на улицу. Расправившись с Авдеенко, на этом же совещании Сталин потребовал пополнить Союз писателей новой творческой молодежью, которую нужно растить, за которой нужно следить, нужно ухаживать за ними, как садовник ухаживает за растениями.

На практике это означало, что наиболее важные и ответственные сценарии и темы фильмов должны были утверждаться Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКПб. В результате жестких идеологических требований власти к кинематографу производство фильмов и круг поднимаемых в них тем резко сократились. Практически все историко-революционные фильмы, прежде всего ленты о Ленине, приобрели обязательные идеологические характеристики и эпизоды, идеализирующие образы главных героев фильма, даже если для этого требовалось исказить исторические события. Многие темы, воплощавшиеся в кино, спасала лишь талантливая режиссура и замечательная игра актеров.

От модернизма к социалистическому реализму в изобразительном искусстве. В начале 30-х гг. прошли две выставки, посвященные творчеству художников РСФСР за 15 лет. Первая в конце 1932 г. в Русском музее в Ленинграде.

На этой выставке была показана история развития разных тенденций в советском искусства начиная с первых лет революции. Большой раздел посвящался революционному авангарду. Впервые можно было в одном месте увидеть новаторские работы практически не выставлявшихся мастеров. Выставка многих вдохновила, поскольку проходила всего через несколько месяцев после принятия постановления ЦК ВКПб 1932 г. о литературно-художественных объединениях.

Создавалась иллюзия, что образование единой творческой организации художников означает всего лишь равные возможности для всех направлений художественного творчества. Однако следующая выставка Художники РСФСР за 15 лет в июне 1933 г. рассеяла все иллюзии. На ней не нашлось места альтернативным и авангардным направлениям. История советского искусства была представлена исключительно с позиций становления и развития нового реализма. В журнале Искусство он был назван новым советским стилем. Московская выставка стала образцом для всех последующих вернисажей, дав сигнал началу активной борьбы с проявлениями формализма в искусстве.

Под определение формализма подпадали прежде всего авангард и модерн. Журнал Искусство, заменивший все прежде существовавшие издания по искусству, задавал тон. Формализму давалась идеологическая оценка, что означало крах судеб всех художников, в творчестве которых усмотрели преступные черты. После Первого съезда писателей, давшего определение соцреализму, волна борьбы с формализмом поднялась еще выше. Передовая статья в журнале Искусство Больше бдительности заканчивалась словами Мы должны усилить борьбу за подлинно реалистическое искусство Мы должны до конца разоблачать остатки классовых врагов в искусстве.

И мы это выполним. В 1936 г. конструктивизм, футуризм, абстракционизм были названы высшей, формой дегенерации. В результате успешной борьбы со всеми проявлениями формализма и утверждения метода социалистического реализма к концу 40-х гг. была воспитана плеяда молодых художников-реалистов, большинство из которых не могло подняться выше уровня умелых ремесленников.

Французский писатель Андре Жид, путешествуя по Советскому Союзу, посетил в Тбилиси выставку местных художников и был ошеломлен конечно, эти не были формалистами К несчастью, и художниками они тоже не были. Живопись, лишенная творческого диалога, вскоре оказалась в роли простого иллюстратора политики. Художники, заставшие старшее поколение, еще могли опереться на их опыт. Сложнее обстояло дело у тех, кто получил образование в духе социалистического реализма.

Русская земля не оскудела талантами, но в результате идеологизации и отсутствия возможностей общения с мировой культурой обеднялась школа. В 1948 г. был закрыт уникальный Музей нового западного искусства. Позже эти сокровища были распределены между Музеем изобразительных искусств имени Пушкина и Эрмитажем. Но для молодых художников 30-40-х гг. западное искусство оказалось фактически недоступным.

Придворное сталинское искусство представляло собой удивительную смесь традиций передвижничества и академического классицизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соцреализм как метод искусства

Уже в 20-х гг. в литературном творчестве угадывалось два подхода, В одном декларировалось рассмотрение реальности через призму заданной идеи,… Но литературная критика больше поддерживала первую позицию, приветствуя… Решающую, роль в этом сыграла позиция сторонников пролетарской литературы и пролетарского искусства, которые…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Черты литературы социалистического реализма
Черты литературы социалистического реализма. Итак, новая социалистическая культура требовала от художника ненависти к врагам и любви к народу, родине, партии, Сталину. Это сочетание любви-не

Идеальные герои литературы социалистического реализма
Идеальные герои литературы социалистического реализма. Учительная роль литературы социалистического реализма определяла отбор тем и персонажей художественных произведений. Героем большинства форм х

Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре
Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре. Идеи социалистического реализма воплощались в архитектуре, наглядно демонстрируя устремленность в светлое будущее. Иерархия ценностей тоталит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги