рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре

Работа сделанна в 2004 году

Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре - Реферат, раздел Культура, - 2004 год - Соцреализм как метод искусства Идеальное Пространство И Идеальное Время В Архитектуре. Идеи Социалистическог...

Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре. Идеи социалистического реализма воплощались в архитектуре, наглядно демонстрируя устремленность в светлое будущее. Иерархия ценностей тоталитарной культуры закреплялась в образе здания. В ноябре 1934 г. сразу после провозглашения принципа социалистического реализма советские архитекторы собрались на всесоюзное совещание к этому времени уже были ликвидированы все творческие объединения, существовавшие в 20-е гг В 1932 г. был создан Союз советских архитекторов. И на всесоюзном совещании 1934 г. главным архитектором и строителем социалистической родины, конечно, был назван И.В. Сталин.

Но Сталин видел себя не только архитектором России, но и строителем ее великого будущего. В одной из работ художника К.И. Финогенова Сталин изображен озабоченным зодчим И.В. Сталин в кремлевском кабинете за разработкой планов великих строек коммунизма. В архитектуре ему всегда нравились грандиозность и пышность дворцовых ансамблей.

В соответствии со вкусами вождя в стране появилось огромное количество дворцов Дворец пионеров и школьников, Дворец труда, Дворец профсоюзов и т. д. Дворцовые идеи не всегда имели соответствующее воплощение, но имя - всегда. Все архитектурные проекты должны были отражать величие эпохи строительства коммунизма, а архитектура - иметь массовый, народный характер.

Массовость вовсе не означала размаха строительства для удовлетворения нужд и потребностей людей. Декларируемая народность означала приоритетное строительство общественных зданий и сооружений. В 1936 г. проходил конкурс на проект Большого академического кинотеатра. Авторы проектов предлагали разместить его напротив Большого театра на Театральной площади. По своим размерам он должен был превосходить Большой театр, поскольку популярность кино, его воздействие на массовое сознание признавались более значимыми.

Теоретики новой архитектуры не уставали говорить от имени народа, что архитектура должна не ориентироваться на буржуазные удобства, а стать летописью в камне великих побед и свершений. С помощью архитектуры воплощался образ идеального пространства и идеального времени. Как и для всей художественной культуры, официальным языком архитектуры социалистического реализма становится по-своему прочитанный классицизм. Но постепенно и в архитектуре возобладало мнение, что единственный стиль не может вполне соответствовать столь масштабной задаче.

Поэтому круг архитектурных стилей, предлагаемых для использования, постоянно расширялся. Это вполне соответствовало толкованию социалистического реализма как наследника всего прогрессивного, что создала мировая культура. К началу 40-х гг. художественный язык советской архитектуры приобрел невероятную эклектичность, включив в себя элементы множества стилей и приемов мировой архитектуры, начиная от ее истоков до современности.

Постепенно выделился русский ампир, наиболее цельно воплощавший идею национальной гордости и силы, особенно после войны, когда нужно было восстанавливать разрушенные во время фашистского нашествия города. На IV сессии Академии архитектуры СССР в 1944 г. говорилось о великих традициях русского градостроительства, великих ценностях классической архитектуры и народного зодчества. На этой основе начиная формироваться сталинский ампир, который часто называют псевдостилем.

Исторический ампир или неоримский стиль интернационален и плохо сочетается с национальными традициями. А сталинское руководство желало иметь уникальный симбиоз имперства и народности. Началось исправление архитектурной традиции Москвы. Еще в 1931 г. Л.М. Каганович, который впоследствии стал курировать реконструкцию Москвы, заявлял, что от московских переулков и закоулков создается впечатление, что эти улочки прокладывал пьяный строитель. В соответствии с идеологическими требованиями к архитектуре столицы надлежало преобразить исторический центр Москвы.

Стали рушить стены соборов и монастырей, старинные московские подворья и улицы, т. е. производили социалистическую реконструкцию Москвы. В июле 1935 г. был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. Главный город страны нуждался в главном центре, а главный центр - в главном здании. Оно должно было стать символом не только столицы, не только страны, но и мира. Величие миссии, которое возлагалось на Москву, воплощалось в идее строительства Дворца Советов.

Для этого был взорван самый большой храм Москвы, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 г - храм Христа Спасителя. Конкурс на лучший проект Дворца Советов был объявлен еще в начале первой пятилетки. На конкурс прислали 160 проектов, в том числе 24 - из-за рубежа. В 1933 г. лучшим был признан проект Б.М. Иофана. Недовольный выбором, французский архитектор Ле Корбюзье его проект отвергли, как образец голого индустриализма писал Сталину, что проект Иофана - самое буржуазное воплощение академизма. Но вождь был доволен Дворец Советов планировался выше не только Эйфелевой башни, но и Импайр Стейт билдинга - самого высокого в те годы здания мира. На верху башни здания высотой 415 метров должны были воздвигнуть статую Ленина высотой 100 метров.

В голове статуи предполагалось построить зал заседаний на 21 тыс. мест. 24 июля 1938 г. макет Дворца Советов был провезен по Красной площади во время парада. На месте взорванного храма вырыли огромный котлован.

Газеты начали с восторгом рассказывать о тысячах квадратных метров масляной живописи, фресок, мозаик, барельефов и скульптурных групп, которыми планировалось украсить храм идеи. Но великому проекту не суждено было осуществиться из-за войны. Хотя проект не был реализован, на основе его иерархической концепции стала осуществляться застройка Москвы и других городов. Строительство новых зданий, планирование улиц должно было учитывать дворец, которого не существовало, который только предполагался.

Архитектура социалистического реализма включила в себя своего рода сакрализацию пространства идеи, поклонение несуществующему, которое подавляло реальное. Она зрительно подтверждала заключение, к которому пришел Н.А. Бердяев в своей работе Новое средневековье Социализм утверждает такого рода сакральную власть и сакральное общество, что не остается места ни для чего мирского После Великой Отечественной войны все средства и силы снова были брошены на осуществление нового плана Генеральной реконструкции Москвы это при том, что на территории СССР было разрушено 1,7 тыс. городов, более 70 тыс. сел и деревень. Но в иерархии городов Москва была первой.

Архитектура выявляла эту иерархию по уже известному принципу Москва - столица, Ленинград - колыбель революции, далее шли города союзных республик, потом провинциальные города, связанные с именами вождей, и т. д. В 40-50-е гг. в Москве развернулось строительство зданий, которые должны были выразить идею торжества победившего социализма.

Так называемые высотки Москвы - странное соединение американских небоскребов с пародийными элементами готики, барокко, перегруженные реалистической скульптурой, мозаикой, псевдонародным натуралистическим декором и ампирной орнаментикой. По замыслу их создателей, они должны были оживить силуэт Москвы, в котором недоставало вертикалей после разрушения многих церквей и колоколен. Одновременно они должны были ответить на вызов мирового высотного строительства и продемонстрировать мощь государства-победителя.

Столь сложное сочетание задач уравновешивалось не менее сложным художественным - языком так называемого сталинского ампира, или сталинского барокко, которое было, скорее, историческим, нежели эстетическим феноменом. В 1948-52 гг. было возведено первое высотное здание в Москве-Министерства иностранных дел на Смоленской площади архитекторы В.Г. Гельфрейх, МА Минкус, а потом еще шесть. Самое удивительное, что они действительно создали силуэт нового города, хотя и ценой потери его художественного облика. Эти здания также стали частью иерархического пространства архитектуры социалистического реализма, ибо предназначались вовсе не для того народа, от имени которого возводились.

Народу достались зрелищные сооружения, которые по иерархии были ему положены стадионы, дворцы культуры, театры, следовавшие по архитектурной иерархии за административными сооружениями. На периферии пространства городов, оказались промышленные предприятия и жилые здания. Гигантомания в архитектуре социалистического реализма началась еще раньше.

Это было вполне в духе идеологии социализма, претендовавшей на всемирность и вечность. Если дело касалось воплощения художественного образа идеи как будущей вечности, денег и времени не жалели. Московское метро, строительство которого началось в 1935 г - яркий тому пример. Залы подземных дворцов возводились с применением дорогих материалов, украшались скульптурами, роскошными светильниками, мозаикой, бронзовыми решетками.

Декор являл собой чудовищную смесь символики легионеров Древнего Рима с пятиконечными звездами, дубовых листьев - с серпом и молотом. Вестибюли, предназначенные только для того, чтобы пройти к эскалатору, имеют высоту 12 14 метров и украшены лепниной, мозаичными панно. Создатели станции Комсомольская-кольцевая, на которую до сих пор водят экскурсантов, получили Сталинскую премию. По залам метрополитена Москвы можно изучать динамику эстетики социалистического реализма в архитектуре.

Образцы советского ампира представляют собой и выстроенные в 1937-1939 гг. павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки - с той же гигантоманией, позолотой, обилием скульптур, орнаментики, применением псевдонациональных стилей в оформлении отдельных павильонов. В конце 40-х гг когда наступил расцвет тоталитаризма, борьба за воплощение принципов социалистического реализма достигла наивысшего накала. Но именно в это время обесцениваются творческие возможности тоталитарного искусства, истощаются его силы. Заключение.

Культура социалистического реализма, украшенная картиной, скульптурой, архитектурой, внешне создавала впечатление совершенства. Каждое более или менее значительное собрание ученых, писателей, художников, актеров или профсоюзных работников и трудовых коллективов начиналось с восхваления власти, торжественных заверений в верности мудрому руководству. Разыгрывалась пьеса под названием Великая стройка идеи на тему Личность и власть.

Творческая личность ставилась в жесткие условия или принять условия режиссера власти, или покинуть сцену. В 1962 г. М.А. Шолохову вручали Нобелевскую премию за Тихий Дон. На пресс-конференции ему был задан вопрос о том, что же такое социалистический реализм. Шолохов нашел потрясающую формулировку Это все, что защищает советскую власть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соцреализм как метод искусства

Уже в 20-х гг. в литературном творчестве угадывалось два подхода, В одном декларировалось рассмотрение реальности через призму заданной идеи,… Но литературная критика больше поддерживала первую позицию, приветствуя… Решающую, роль в этом сыграла позиция сторонников пролетарской литературы и пролетарского искусства, которые…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеальное пространство и идеальное время в архитектуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Черты литературы социалистического реализма
Черты литературы социалистического реализма. Итак, новая социалистическая культура требовала от художника ненависти к врагам и любви к народу, родине, партии, Сталину. Это сочетание любви-не

Идеальные герои литературы социалистического реализма
Идеальные герои литературы социалистического реализма. Учительная роль литературы социалистического реализма определяла отбор тем и персонажей художественных произведений. Героем большинства форм х

Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре
Кино важнейшее из искусств в социалистической культуре. Кинематография 30-х гг. развивалась также по законам социалистического реализма. Киноискусство пользовалось повышенным вниманием власти, поск

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги