рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности книжного орнамента

Работа сделанна в 2003 году

Особенности книжного орнамента - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Специфика народного орнамента русских Особенности Книжного Орнамента. Южно-Славянские И Русские Книги, За Очень Ред...

Особенности книжного орнамента. Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п. более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. или инициалы.

Старшие, дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом, русские Остромирово Евангелие 1057 г Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг. Заставки названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX XI вв. Это или четыреугольная рамка с пустотой внутри для помещения заглавия, закрытая со всех сторон, или такая же рамка с открытой нижнею стороною, приспособленная также для помещения заглавия, или наконец арка, служащая для той же цели. Инициалы отличаются красотой рисунка и живостью красок.

Последние -разнообразны кроме них, употребляется золото.

Вобщем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо. Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений работа элементарная и краскою служит лишь киноварь. Но рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы.

Это или перевитые ремнями чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или по крайней мере головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем две датированные рукописи Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово Евангелие 1164 г. Новые элементы принадлежать чудовищному стилю. Его мы встречаем, кроме русских и в южно-славянских рукописях, в орнаменте вещей датско-скандинавского происхождения эпохи викингов IX и Х вв. и скульптурных прилепов польского костела ХШ в. В русских рукописях второй половины ХШ в. и всего XIV в. орнамент главным образом чудовищного стиля, сравнительно однообразный.

Чудовищный орнамент. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или чудовищные звери и птицы по два, в симметрическом расположении, перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей Их инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в ремни и ветви, то с листьями в пастях и на месте хвостов, то с человеческими головами в шапках переходящих в листья.

Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни и ветви. Краски русских чудовищных заставок и инициалов крайне малочисленны и просты. Обыкновенно их бывает по две синяя и киноварь, зеленая и киноварь, желтая и киноварь, желтая и зеленая изредка художники обходятся только киноварью и чернилами золото не употребляется.

Кажется, соединение синей краски и киновари особенно часто встречается в рукописях новгородского происхождения. Южно-славянские рукописи XII и ХШ вв. нередко имеют орнамент чудовищного стиля. Но их заставки еще более однообразны, чем русские в них находятся только чудовищные звери, перевитые ремнями и ветвями но вместе с тем так похожи на русские, что видя перед собою заставки болгарской Болонской Псалтыри конца XII в. или сербского Шестоднева 1263 г даже хороший знаток древне-русского искусства не угадает их нерусского происхождения.

Впрочем, изредка встречаются заставки более подходящие для церковных книг так, в сербском Прологе 1262 г. заставка состоит из изображения лика Спасителя на убрусе с коленопреклоненными ангелами по сторонам и херувимами, с райскими птицами над ними подобная же заставка в сербской Минее воеводы Оливера 1332 г. Что до инициалов, то они вообще отличаются от русских инициалов.

Некоторые до известной степени близки к инициалам таких русских рукописей XII в как упомянутые выше Юрьевское Ев. и Добрилово Ев. другие подходят к инициалам русских рукописей XIII XIV вв. третьи представляют нечто совершенно неизвестное в русских рукописях. Это звериные, птичьи головки на столбиках или при столбиках, совсем или почти совсем без плетений. Краски несколько более разнообразны, чем в русских рукописях ХШ XIVв. золото не употребляется.

Рядом с орнаментом чудовищного стиля южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют в большем или меньшем количестве заставки и инициалы византийского стиля. Так, рядом с чудовищною заставкою в Шестодневе 1263 г. мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского геометрического стиля. Третьи также крупные буквы обыкновенной формы, иногда снабженные у своего основания, с левой стороны, небольшим завитком, по преимуществу написанные киноварью. Южно-славянское влияние перенесло к нам орнамент южно-славянских рукописей, и он быстро распространился у нас на счет чудовищного орнамента.

Последний в первой половине XV в. уже редок, во второй почти совсем не встречается, в XVI в. вполне отсутствует единственное исключение своеобразный орнамент Евангелия Боголюбова монастыря 1544 г описанный в I т. Древностей Моск. Археологич. Рукописи конца XIV в. и начала XV в. иногда соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля в Еваигелии конца XIV в. Русские рукописи XV в. и начала XVI в. имеют, кажется, все те заставки и инициалы, которые нам известны из южно-славянских и молдавских рукописей.

Заставки в виде пересекающихся кругов и черные узловатые инициалы в них очень часты цветочные заставки и инициалы, напротив, относительно редки. Северно-русские рукописи XVI в. нередко снабжают цветочные заставки сверху и с боков а иногда и инициалы рядом отдельных цветочков на стебельках или гирляндами из веточек и цветочков.

Старшая из них великолепное Евангелие, написанное в Москве в 1507 г несколько листов, которого издано Обществом древней письменности. Этот дополнительный орнамент, несомненно западно-европейского, всего скорее итальянского происхождения. Сверх того, при цветочных эаставках, на поле с правой стороны текста, появляются так называемые цветки иногда с пустотою внутри для помещения нескольких букв, сначала небольшие, потом, ближе к концу ХVI в более или менее значительной высоты, уже на длинных стеблях с листьями. Старшая известная нам датированная рукопись с цветком Евангелие 1537 г. Впрочем в рукописях ХVI в. цветков еще мало. Заставки из пересекающихся кругов в северно-русских рукописях в первой половине XVI в. уже выходят из употребления, а черные узловатые инициалы становятся редки они находятся в Синодальном Ев. 1590 г. и в рукописях XVII в. почти не встречаются.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Специфика народного орнамента русских

Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством… Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например,… Слово орнамент образовано от латинского слова ornamentum, которое переводится как украшение. Он не является…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности книжного орнамента

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орнамент печатных книг
Орнамент печатных книг. Как известно, в половине XVI в. появились первые московские печатные издания. Они во всем следуют рукописям, кроме орнамента. Их заставки гравюры на дереве, ис

Орнамент грамот
Орнамент грамот. Древние грамоты не имеют орнамента. Грамоты болгарских царей XIII XIV вв сербских кралей XIV в. и молдаво-валашских воевод, и то наиболее важные, имеют лишь инициал большой

Ажурная резьба
Ажурная резьба. по дереву. Ажурная сквозная резьба по дереву - разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с

Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки
Сюжеты и мотивы орнамента русской вышивки. Сюжеты узоров разнообразны. Сюжет и мотив нередко совпадают друг с другом. Мотив, ограниченный конструкцией, размерами предмета, не повторяется например,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги