Особенности книжного орнамента

Особенности книжного орнамента. Южно-славянские и русские книги, за очень редкими исключениями, имеют орнамент. Это заставки, находящиеся перед началом книги, перед отдельными ее главами или статьями и т. п. более или менее украшенные, более или менее выдающиеся по величине буквы в начале текста, в начале глав, евангельских и апостольских чтений псалмов, и т. п. или инициалы.

Старшие, дошедшие до нас рукописи с богатым орнаментом, русские Остромирово Евангелие 1057 г Святославов Сборник 1073 г. и Мстиславово Евангелие начала XII в. Едва ли можно сомневаться, что находящийся в них орнамент скопирован русскими художниками из древних болгарских оригиналов, и что художники работавшие над этими последними скопировали этот орнамент из каких-либо греческих книг. Заставки названных рукописей имеют обыкновенную форму византийских заставок IX XI вв. Это или четыреугольная рамка с пустотой внутри для помещения заглавия, закрытая со всех сторон, или такая же рамка с открытой нижнею стороною, приспособленная также для помещения заглавия, или наконец арка, служащая для той же цели. Инициалы отличаются красотой рисунка и живостью красок.

Последние -разнообразны кроме них, употребляется золото.

Вобщем, получается впечатление отличной эмали. Иногда в состав инициала входит круглое и румяное человеческое лицо. Большинство других русских рукописей XI и XII вв. орнаментировано менее богато. Их заставки и инициалы часто состоят из простых плетений работа элементарная и краскою служит лишь киноварь. Но рядом с ними есть немногие такие, орнамент которых, кроме византийских, заключает в себе еще другие элементы.

Это или перевитые ремнями чудовища, похожие то на драконов, то на грифонов, или по крайней мере головы, хвосты, лапы этих чудовищ, слитые в одно целое с ремнями. Назовем две датированные рукописи Юрьевское Евангелие около 1120 г. и Добрилово Евангелие 1164 г. Новые элементы принадлежать чудовищному стилю. Его мы встречаем, кроме русских и в южно-славянских рукописях, в орнаменте вещей датско-скандинавского происхождения эпохи викингов IX и Х вв. и скульптурных прилепов польского костела ХШ в. В русских рукописях второй половины ХШ в. и всего XIV в. орнамент главным образом чудовищного стиля, сравнительно однообразный.

Чудовищный орнамент. Их заставки имеют форму прямоугольного четырехугольника, внутри которого находятся или чудовищные звери и птицы по два, в симметрическом расположении, перевитые ремнями и ветвями до такой степени, что нельзя определить, где оканчивается животное и начинается ремень или ветвь, или человек, весь запутанный в плетения из ремней и ветвей Их инициалы состоят по преимуществу из чудовищных животных, запутанных в ремни и ветви, то с листьями в пастях и на месте хвостов, то с человеческими головами в шапках переходящих в листья.

Лишь немногие рукописи имеют эти буквы из человеческих фигур в странных шапках и одеждах, иногда занятых какою-либо работою, нередко также запутанных в ремни и ветви. Краски русских чудовищных заставок и инициалов крайне малочисленны и просты. Обыкновенно их бывает по две синяя и киноварь, зеленая и киноварь, желтая и киноварь, желтая и зеленая изредка художники обходятся только киноварью и чернилами золото не употребляется.

Кажется, соединение синей краски и киновари особенно часто встречается в рукописях новгородского происхождения. Южно-славянские рукописи XII и ХШ вв. нередко имеют орнамент чудовищного стиля. Но их заставки еще более однообразны, чем русские в них находятся только чудовищные звери, перевитые ремнями и ветвями но вместе с тем так похожи на русские, что видя перед собою заставки болгарской Болонской Псалтыри конца XII в. или сербского Шестоднева 1263 г даже хороший знаток древне-русского искусства не угадает их нерусского происхождения.

Впрочем, изредка встречаются заставки более подходящие для церковных книг так, в сербском Прологе 1262 г. заставка состоит из изображения лика Спасителя на убрусе с коленопреклоненными ангелами по сторонам и херувимами, с райскими птицами над ними подобная же заставка в сербской Минее воеводы Оливера 1332 г. Что до инициалов, то они вообще отличаются от русских инициалов.

Некоторые до известной степени близки к инициалам таких русских рукописей XII в как упомянутые выше Юрьевское Ев. и Добрилово Ев. другие подходят к инициалам русских рукописей XIII XIV вв. третьи представляют нечто совершенно неизвестное в русских рукописях. Это звериные, птичьи головки на столбиках или при столбиках, совсем или почти совсем без плетений. Краски несколько более разнообразны, чем в русских рукописях ХШ XIVв. золото не употребляется.

Рядом с орнаментом чудовищного стиля южно-славянские рукописи XII и XIII вв. имеют в большем или меньшем количестве заставки и инициалы византийского стиля. Так, рядом с чудовищною заставкою в Шестодневе 1263 г. мы видим заставку из пересекающихся кругов, позднего византийского геометрического стиля. Третьи также крупные буквы обыкновенной формы, иногда снабженные у своего основания, с левой стороны, небольшим завитком, по преимуществу написанные киноварью. Южно-славянское влияние перенесло к нам орнамент южно-славянских рукописей, и он быстро распространился у нас на счет чудовищного орнамента.

Последний в первой половине XV в. уже редок, во второй почти совсем не встречается, в XVI в. вполне отсутствует единственное исключение своеобразный орнамент Евангелия Боголюбова монастыря 1544 г описанный в I т. Древностей Моск. Археологич. Рукописи конца XIV в. и начала XV в. иногда соединяют старый и новый орнамент вместе. Так, Евангелие 1393 г написанное, по-видимому, в Москве, имеет заставки в виде пересекающихся кругов, а инициалы чудовищного стиля в Еваигелии конца XIV в. Русские рукописи XV в. и начала XVI в. имеют, кажется, все те заставки и инициалы, которые нам известны из южно-славянских и молдавских рукописей.

Заставки в виде пересекающихся кругов и черные узловатые инициалы в них очень часты цветочные заставки и инициалы, напротив, относительно редки. Северно-русские рукописи XVI в. нередко снабжают цветочные заставки сверху и с боков а иногда и инициалы рядом отдельных цветочков на стебельках или гирляндами из веточек и цветочков.

Старшая из них великолепное Евангелие, написанное в Москве в 1507 г несколько листов, которого издано Обществом древней письменности. Этот дополнительный орнамент, несомненно западно-европейского, всего скорее итальянского происхождения. Сверх того, при цветочных эаставках, на поле с правой стороны текста, появляются так называемые цветки иногда с пустотою внутри для помещения нескольких букв, сначала небольшие, потом, ближе к концу ХVI в более или менее значительной высоты, уже на длинных стеблях с листьями. Старшая известная нам датированная рукопись с цветком Евангелие 1537 г. Впрочем в рукописях ХVI в. цветков еще мало. Заставки из пересекающихся кругов в северно-русских рукописях в первой половине XVI в. уже выходят из употребления, а черные узловатые инициалы становятся редки они находятся в Синодальном Ев. 1590 г. и в рукописях XVII в. почти не встречаются.