Орнамент печатных книг

Орнамент печатных книг. Как известно, в половине XVI в. появились первые московские печатные издания.

Они во всем следуют рукописям, кроме орнамента.

Их заставки гравюры на дереве, исполненные по итальянским образцам обыкновенно состоят из белых с черными жилками довольно крупных листьев, ягод и плодов в роде желудей на черном фоне. Подражания печатным заставкам появляются, в рукописях рано из датированных старшая нам известная Устав церковный 1587 г. собрания Щукина. Краски разнообразны и живы золото не редкость.

Заставки и инициалы лучших рукописей прекрасно сохранились до нашего времени и производят отличное впечатление. В русских рукописях XVII в. орнамент XVI в. получает дальнейшее развитие с значительным разнообразием в деталях. Если мы возьмем богатые орнаментацией рукописи половины XVII в. и поздние, то увидим много нового. Мелкие цветы внутри заставок XVI в. заменены более крупными цветами, листьями, ягодами, в изящных плетениях и гирляндах, в стиле западно-европейского возрождения.

Мелкие цветы сверху заставок превращены или в три букета из цветов и листьев иногда в вазах, с более крупным букетом по середине, или в три какие-нибудь фигуры. Цветки при заставках переделаны в бордюр из цветов и листьев, занимающий правое поле страницы с верху до низу. В соответствие с ним под текстом помещен новый бордюр. Одни инициалы состоят из тех же элементов, которые находятся в заставках. Инициалы более простые, обыкновенной формы, имеют более длинный и кудрявый завиток, чем прежде, иногда из цветов и листьев.

Гравюры. Так как работа над сложным орнаментом была под силу лишь немногим и стоила дорого, то в конце XVII в. в Москве появляются гравюры на меди, разной работы, для употребления в качестве начальных листов в рукописях вероятно, они продавались по недорогой цене. Писцу стоило только вписать в рамку гравюры нужный текст, чтобы орнаментированный начальный лист был готов. Гравюр для рукописей в лист мало, но не мене двух гравюр же для рукописей в четвертку около 20, различающихся друг от друга как деталями орнамента, так особенно медальонами внутри заставок одни медальоны с изображением Христа, другие Богородицы, третьи Распятия, четвертые Блоговещения и т.д Большая часть изготовлены одним гравером Вас. Андреевым они отличной работы.

Из них гравюра в лист находится, между прочим, в Хрисмологионе 1693 г а гравюра в четвертку в Слове Игнатия Корсакова 1687 г. употребление этих гравюр в рукописях приходится на последние 15 лет XVII в. и первое десятилетие XVIII в. Если мы возьмем рукописи половины XVII в. и позднее с более простым орнаментом, то, между прочим, в них встретим подражания печатным заставкам, иногда близкие к этим последним, иногда представляющие дальнейшее их развитие листья более крупны и сами заставки более высоки, исполненные то чернилами, то киноварью.

Между черными или киноварными инициалами мы найдем такие, которых завитки тянутся длинными узорами возле текста, по левому полю страницы.

Они переходят в ХVIII в. и обычны в старообрядческих поморских книгах. Об орнаменте тех немногих рукописей второй половины ХVII в которые изготовлены или по царскому приказу, или для поднесения царю и особам его семейства, в виду его своеобразности и разнообразия, мы затрудняемся говорить. Краски русского орнамента XVII в. разнообразны и живы золото встречается часто. Они по большей части сохранились хорошо и производят отличное впечатление. Юго-западно-русские рукописи XVI в вообще бедные орнаментацией из них датированных очень мало, обыкновенно сохраняют византийский геометрический орнамент.

Многие южно-русские очень близки к рукописям молдавского происхождения в некоторых тоже южно-русских встречаются инициалы значительной величины, исполненные чернилами и киноварью, близкие к узловатым инициалам XV в но более богатые орнаментацией. Одна южно-русская рукопись Пересопницкое Ев. 1561 г. написанное на Волыни имеет особенные инициалы они представляют подражание инициалам западно-европейских и юго-эападно-русских печатных книг буква заключена как бы в футляр той или другой окраски.

В южно-русских рукописях XVII в вообще также 6едных орнаментациею, заставки нередко заключают в себе изображения Христа, Святых и т.п а первые страницы представляют подражания тем рамкам с изображениями святых, которые обычны в южно-русских печатных книгах XVII века. В них также, как в северно-русских рукописях, встречаются гравированные начальные листы а иногда и гравированные заглавные листы.

Старшие из них относятся к началу XVII в. и напечатаны, по-видимому, в Киеве. Их известно мало. Один гравированный начальный лист можно видеть в Печерском Патерике с южно-русским полууставом нач. XVII в. это небольшая гравюра на дереве, грубой работы она дает заставку с изображением свв. Антония и Феодосия Печерских, в медальоне, поддерживаемом двумя ангелами. Младшие исполнены в конце XVII в. Ряд гравированных заглавных и начальпых листов специально сделаннпых для Ирмолоя, плохой работы, находится в южно-русском Ирмолое 1695 г. Уваров Миниатюры.

Кроме орнамента, южно-славянские и русские рукописи имеют миниатюры, иллюстрации к тексту, отчасти заимствованные целиком из греческих рукописей в книге Козмы Индикоплова, в Псалтыри, вероятно, в Хронографе Георгия Амартола, отчасти составленные славянскими иллюстраторами. Если не считать изображений апостолов в евангелиях, царя Давида в псалтырях и т.п. и иметь в виду только иллюстрированные рукописи в собственном смысле этого слова, то их окажется не мало. Южно-славянских иллюстрированных рукописей XIV в. известно не менее четырех Евангелие 1356 г две Псалтыри и Хронограф Манассии русских того же столетия не менее пяти Киевская Псалтырь 1397 г Хлудовская Псалтырь, новгородская, Евангелие Музея кн. Чарторыского, Сильвестровский Сборник, Хронограф Амартола.

Миниатюры в рукописях до XVI в. занимают немного места. Обыкновенно они находятся или на полях в псалтырях, или внутри текста, в связи с последним.

В конце XVI и в первой половине XVII в. они увеличиваются на счет текста, и в листовой рукописи иллюстрированной Царственной книги помещаются на большей части страницы. Во второй половине ХVП в. они занимают уже целую страницу, так что относящийся к ним текст находится уже на соседней странице когда рукопись раскрыта. Любопытно сравнить два иллюстрированных списка Жития Николая Чудотворца, один первой половины ХVП в другой второй половины того же века, вклад царя Алексея Михайловича в Николо-Угрешский монастырь.

Они имеют один и тот же текст, одни и те же миниатюры, но расположение текста и миниатюр различно. В первом из них текст и миниатюра к нему помещаются на одной странице во втором текст находится на левой странице раскрытой рукописи, а миниатюра рядом на правой. Впрочем, есть иллюстрированные рукописи конца XVII в. со старым расположением текста и миниатюр. Многие рукописи XVII в особенно второй половины этого столетия и начала XVIII в по преимуществу северно-русские, имеют наклеенные заставки, вырезанные из русских и южно-славянских печатных книг, заглавные листы без середины, где помещается заглавие и миниатюры из южно-русских, польских и западпо-европейских печатных книг. Например, Зерцало духовное 1658 г. имеет гравированный заглавный лист, вырезанный из какой-то книги киевской печати, середина которого для написания нового заглавия вклеена новая.

В Геометрии в переводе первой половины XVII в. заглавный лист вырезан из латинского оригинала английского издания 1625 г середина которого также вклеена новая в список Хроники М. Бельского XVII в. вклеены вырезанные из польского издания мелкие гравюры, иллюстрирующие текст и т.п.