рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Истоки технократической традиции

Работа сделанна в 2003 году

Истоки технократической традиции - Реферат, раздел Культура, - 2003 год - Теории технократии Истоки Технократической Традиции. В Философско-Политической Литературе Технок...

Истоки технократической традиции. В философско-политической литературе технократическая традиция имеет давнюю историю. С четко оформленной идеей общества, управляемого носителями знания, учеными, впервые мы, пожалуй, встречаемся у Платона.

Великий философ в диалоге Государство отстаивает тезис о том, что управлять идеальным государством должно сословие философов. В XVIКампанеллы. Однако это можно считать лишь слабым намеком на будущие технократические теории, появление которых стало возможным только на определенной стадии общественного прогресса. Необходимо упомянуть о том влиянии, которая оказала Великая Французская Революция на развитие подобных теорий. Среди прямых последствий Революции есть три момента, представляющих особый интерес для нас. Прежде всего, сам крах существовавших институтов требовал немедленного применения всех знаний, представлявшихся зримым воплощением бога Революции Разума.

Второе следствие Революции, о котором необходимо упомянуть, это полное разрушение старой и создание совершенно новой системы образования, оказавшей глубокое влияние на взгляды и мировоззрение всего следующего поколения. Революция уничтожила старую систему колледжей и университетов, базировавшуюся по большей части на классическом образовании, и после непродолжительных экспериментов в 1795 г. на освободившееся место пришли ecoles centrales центральные школы.

В них и только в них можно было получить среднее образование. В полном соответствии с духом времени и в результате слишком резкого отхода от старой системы в новых заведениях на протяжении нескольких лет обучали почти исключительно естествознанию. В результате изменилась вся интеллектуальная атмосфера в стране.

В 1812 или 1813 г. Сен-Симон так описывал эти перемены Различие в этом отношении между старым порядком вещей и новым, между порядком, существовавшим пятьдесят, сорок и даже тридцать лет назад и нынешним очень велико в эти довольно еще близкие времена, когда хотели знать, получил ли человек отличное образование, спрашивали хорошо ли он знает греческих и латинских авторов А теперь спрашивают силен ли он в математике, знаком ли он с новейшими открытиями в физике, химии, естественной истории, одним словом, сведущ ли он в положительных науках, в науках опытных H. de Saint-Simon. Memoire sur la science de lhomme 1813 Oeuvres de Saint-Simon et dEnfantin.

Paris, 1877 1878, vol. 40, p. 16. Здесь и далее в квадратных скобках указаны ссылки на цитаты, взятые из книги Ф. А фон Хайека Контрреволюция науки Третье, более частное, следствие Революции это основание Высшей политехнической школы. Революционный Конвент создал новый тип учебного заведения в системе не только среднего, но и высшего образования, и этому типу суждено было утвердиться и стать образцом для подражания во всем мире. Революционные войны и помощь, оказанная учеными в производстве боеприпасов в частности, селитры, входящей в состав пороха, привели к осознанию потребности в квалифицированных инженерах, необходимых в первую очередь для решения военных задач.

Но кроме этого и развитие промышленности пробудило и все усиливало заинтересованность в новых машинах. Научно-технический прогресс стал причиной широкого энтузиазма в области технических исследований.

Прежде высшее техническое образование можно было получить лишь в специализированных учебных заведениях, таких как Высшая школа путей сообщения, или в различных военных училищах. Преподавателем военного училища был и Г. Монж создатель начертательной геометрии, министр военно-морского флота во время Революции. Именно ему принадлежала идея создать единый учебный центр, в котором инженеры всех специальностей обучались бы вместе по общим предметам.

Он поделился этой идеей со своим учеником Лазарем Карно который и сам был крупным физиком и инженером. Эти два человека и сформировали облик нового учебного заведения, открывшегося в 1794 г. По их замыслу в Высшей политехнической школе должны были заниматься в основном прикладными науками. В числе первых профессоров Школы был Лагранж, с ней был тесно связан Лаплас, который хоть и не преподавал, выполнял обязанности председателя совета Школы. Представителями первого поколения преподавателей математики и физики были Монж, Фурье, Прони и Пуансо химию преподавал Бертолле, последователь Лавуазье, и другие, не менее известные химики Фуркруа, Воклен, Шапталь.

В начале нового столетия им на смену пришло второе поколение профессоров, включавшее такие имена, как Пуассон, Ампер, Гей-Люссак, Тенар, Араго, Коши, Френель, Малюс и это лишь наиболее известные. Кстати, почти все они были выпускниками Школы. Всего через несколько лет после создания Высшая политехническая школа стала известна по всей Европе.

Не имеет смысла подробно рассказывать здесь, какой вклад в развитие науки внесли эти люди. Нас интересует лишь рожденный ими мощный дух уверенности в безграничных возможностях человеческого разума, в том, что неодолимых преград на пути к укрощению и освоению любых, пусть даже самых грозных и могучих сил природы, не существует. Пожалуй, ничто не выражает этот дух так ясно, как знаменитая идея Лапласа, которую тот высказал в своей работе Опыт философии теории вероятностей Разум, осведомленный о всех силах природы в точках приложения этих сил и достаточно обширный, чтобы использовать все эти сведения в своем анализе, мог бы единой формулой описать движения и крупнейших тел во Вселенной, и мельчайших атомов не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

Laplace. Essai philosophique sur les probabilites 1814. in Les maitres de la pensee scientifique.

Paris, 1921, p. 3. еще более важным для формирования мировоззрения студентов Школы было то, что все преподавание имело ярко выраженный прикладной уклон и основной упор делался на предстоящее применение полученных знаний на практике, и что готовила она не теоретиков, а военных и гражданских инженеров. Высшая политехническая школа создала сам тип современного инженера с его характерными взглядами и устремлениями. Это пристрастие ко всему искусственному и неприятие того, что не сконструировано, любовь к организованности, питаемая парой весьма похожих источников, один из которых военное, другой гражданское инженерное дело, предпочтение всего сознательно сконструированного тому, что выросло само, все это стало сильным новым моментом, добавившимся к революционному рвению молодых политехников, а со временем начавшим и теснить его. Именно в этой атмосфере у Сен-Симона родились его планы реорганизации общества Первую целостную концепцию о влиянии науки, производства и технических специалистов на социально-политические процессы разработал А.Сен-Симон. Приход к власти носителей научно-технического знания рассматривался выдающимся французским мыслителем как закономерный результат общественного развития.

Для характеристики будущего общества А.Сен-Симон даже вводит термин промышленно-научная система.

Он утверждал при современном состоянии знаний и цивилизации одни лишь промышленные и научные принципы могут служить основанием общественной организации.

Следовательно, управление обществом должно строиться на сугубо рациональных, научных основах. В результате применения рациональных методов управления политика, по мнению А.Сен-Симона, станет дополнением к науке о человеке. Единственной целью, к которой должны быть направлены все наши мысли и все наши усилия, является организация промышленности, понимаемой в самом широком смысле слова, а организация, наиболее благоприятствующая промышленности по-прежнему лучше всего достигается с помощью политической власти, которая не занимается ничем, кроме устранения всех помех полезным работам и устраивает все так, чтобы трудящиеся, соединение которых и составляет истинное общество, могли непосредственно и с полной свободой обмениваться между собой продуктами своих различных работ. политика есть наука о производстве, то есть наука, ставящая себе целью установление порядка вещей наиболее благоприятного всем видам производства.

В сентябре 1819 г Сен-Симон при поддержке Огюста Конта основал журнал, само название которого Организатор было программным.

В Организаторе опубликованы, пожалуй, самые примечательные произведения Сен-Симона. Безусловно, это было первое из его изданий, привлекшее к себе широкое внимание, как во Франции, так и за ее пределами, и принесшее Сен-Симону славу социального реформатора. публикацией знаменитой Притчи, открывшей новое издание. В ней Сен-Симон для начала рисует картину того, что было бы с Францией, если бы она лишилась вдруг пятидесяти ведущих в каждой области знания ученых, пятидесяти ведущих инженеров, художников, поэтов, промышленников, банкиров и разного рода ремесленников.

Это разрушило бы весь ее уклад и всю культуру. Затем он противопоставляет этому картину похожего несчастья, но уже с исчезновением соответствующего числа аристократов, государственных чиновников, придворных и представителей высшего духовенства, и показывает, как мало это значило бы для процветания Франции OSSE, vol. 20, pp. 17 26. Но, хотя Притча самая известная публикация Организатора, это не означает, что она же самая интересная.

Сен-Симон помещает в Организаторе серию писем с настоящим планом реорганизации общества, или, по меньшей мере, с планом реорганизации политической системы, в результате которой вся общественная деятельность была бы обеспечена необходимым ей научным руководством Ibid pp.50 58. Он берет за точку отсчета английскую парламентскую систему, лучшую из доселе изобретенных. Руководство обществом должно быть передано в руки индустриалов Ibid то есть всех, кто занят производительным трудом.

Следует организовать их в три отдельные палаты. Первая, Палата изобретений, составляется из 200 инженеров и 100 художников поэтов, писателей, живописцев, скульпторов, архитекторов и музыкантов, и в ее задачи входит разработка планов общественных работ. Палата исследований, включающая по 100 биологов, физиков и математиков, должна изучать и одобрять эти планы. Палата исполнения, состоящая из богатейших и самых преуспевающих предпринимателей, будет следить за исполнением работ.

Среди первоочередных задач нового парламента будет пересмотр законов о собственности, которые должны основываться на наиболее благоприятных для производства принципах OSSE, vol. 20, р. 59. Новая система воцарится не только потому, что ее преимущества будут признаны всеми, но, что гораздо важнее, и потому, что она есть неизбежный итог того курса, которым цивилизация продвигается в продолжение последних семисот лет Ibid р. 63. Этим подтверждается то, что его план не утопия Ibid pp. 69 72, а результат научного подхода к истории, подлинной истории всей цивилизации, и что, при таком подходе, мы можем следовать по предназначенному пути с открытыми глазами Ibid p. 74. Далее Сен-Симон посвящает два письма восьмое и девятое показу того, как должна быть устроена промышленность Ibid р. 67. Главное в них это указание Сен-Симона на то, что становление новой системы является необходимым результатом закона общественного развития Прогресс общества никогда не регулировался системой, придуманной гением принятой массами.

Это противоречило бы природе вещей и потому невозможно все подчиняется закону развития человечества люди всего лишь его орудия.

Следовательно, нам остается только сознательно подчиняться этому закону, являющемуся действительным божественным промыслом для нас, и следовать предначертанным курсом, и постигнув его, не слепо ему повинуясь. Истинное предназначение великой философской революции, происходящей в настоящее время, подвести нас к этому.

OSSE, vol. 20, pp. 118 119. Теперь мы видим даже более настойчивое указание на необходимость замены прежней духовной власти властью науки и позитивного знания Ibid p. 85 35, то же самое описание последовательного восхождения науки к позитивной стадии, пока ее наконец-то, не достигают также и философия, мораль и политика которые, тем самым, делают возможным возникновение новой научно управляемой общественной системы Ibid pp. 137 139 68 71, и ту же самую нетерпимость к свободе мысли свободе, несовместимой с духовной властью Ibid p. 106 49. Новым оказывается особенный упор на роль нового класса, занимающего промежуточное положение между учеными, художниками и ремесленниками, а именно класса инженеров, символизирующего возникновение союза между духовной и светской властями, союза, готовящего почву для совместного руководства обществом.

Ibid p. 142 72. Опасение, что реализация его предложения могла бы когда-нибудь привести к деспотизму, основанному на науке, Сен-Симон называет смехотворной и абсурдной химерой, которая может возникнуть лишь в мозгу, абсолютно чуждом позитивным идеям ibid р. 158 82. Под этим объединенным руководством все общество организуется для наступления на природу, так же как сейчас организованы отдельные его части Ibid р. 161 85. В этом объединенном предприятии больше не будет подчиненных, а будут соратники и партнеры Ibid p. 150 77, и здесь нас впервые подводят к мысли, что тогда больше не будет потребности в правительстве, а будет нужна просто администрация Народом не нужно больше править, иначе говоря, властвовать над ним. Для поддержания порядка достаточно осуществлять руководство делами, представляющими общий интерес. Ibid pp. 144 145 При новом политическом порядке организация общества будет иметь единственную и неизменную цель наилучшим образом использовать все знание, накопленное наукой, изящными искусствами и индустрией для удовлетворения человеческих потребностей и для преумножения самого знания.

Если до сих пор люди прилагали к природе только разрозненные усилия и даже противодействовали при этом друг другу, поскольку человечество разделено на неравные части, из которых меньшая всегда использовала всю свою власть, чтобы господствовать над остальными, то организованные люди не станут приказывать друг другу, а станут покорять природу совместными усилиями.

Все, что требуется это заменить неясные цели, которым служит современная социальная система, точной и позитивной общественной целью В обществе, организующемся, чтобы продвигаться к позитивной цели, каковой является все возрастающее процветание, достигаемое с помощью науки, искусства и ремесел, важнейшее политическое полномочие, а именно выбор направления, в котором надлежит двигаться, перейдет от людей, ранее выполнявших общественные обязанности, к самому разумно устроенному обществу цель и назначение подобной организации столь ясны и определенны, что она исключает всякий произвол людей и даже произвол законов, поскольку и тот, и другой существуют лишь в условиях неопределенности, являющейся их, так сказать, родной стихией.

Деятельность государства, заключающаяся в приказах, будет сведена на нет или почти на нет. Все вопросы, которые нужно будет решать в такой политической системе, как то Что следует предпринимать для увеличения общественного богатства и использовать при этом наличные знания из области науки, искусства и промышленности Как добиться распространения таких знаний и их дальнейшего усовершенствования И, наконец, как осуществить эти мероприятия с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки Все эти вопросы, как и те, что вытекают из них, вполне позитивны и разрешимы я утверждаю это. Решения должны быть результатом научных доказательств, ни в коей мере не зависящих от воли человека, а в их обсуждении должны принимать участие все, кто достаточно образованы для этого Как все общественно-важные вопросы будут решаться с обязательным использованием самых последних научных достижений, так и все общественные функции будут возлагаться обязательно на самых компетентных и способных исполнять их, как и подобает для достижения главных общественных целей. И тогда мы увидим, что при таком порядке уничтожаются три главных недостатка существующей политической системы произвол, некомпетентность и интригиIbid vol. 20, pp. 199 200. Следующие две крупные публикации Сен-Симона, хоть и считаются самыми основательными из его работ, тем не менее, представляют собой скорее детальную разработку идей, намеченных в Организаторе. В работе О промышленной системе Sisteme industriel, 1821 Ibid vos. 21, 22 главной темой его разъяснений становятся меры, могущие раз и навсегда положить конец революции.

Пустая метафизическая идея свободы стеснила бы влияние массы на индивидуума и противоречит развитию цивилизации и созданию упорядоченной системы Systeme industriel первое издание, pp. XIII XIV. Теория прав человека 0SSE, vol. 21, p. 83 vol. 22, p. 179 и критические труды метафизиков достаточно хорошо послужили делу разрушения феодальной и теологической системы и расчистки места для системы индустриальной и научной.

Сен-Симон очень ясно понимает, что организация общества во имя единой цели Ibid vol. 21, p. 14 vol. 22, p. 184, являющаяся фундаментом для любой социалистической системы, несовместима с личной свободой и нуждается в существовании духовной власти, способной выбирать направление для применения сил нации Des Bourbons et des Stuarts 1825, in Oeuvres Choisies, vol. 2, p. 447. Существующая конституционная, то есть представительная, или парламентская, система межеумочна допуская конкуренцию различных целей, она безо всякой пользы продлевает жизнь антинаучным и антииндустриальным тенденциям OSSE, vol. 22, p. 248 Духовная власть, как и прежде, считается осуществимой при наличии философии, изучающей поступательный ход цивилизации OSSE, vol. 22, р. 188, и остается делом ученых-позитивистов Ibid p. 148 могущих, благодаря пониманию связей между рядами общих исторических фактов Ibid vol. 21, p. 20, научно обосновать политику.

Однако теперь гораздо больше места отводится организации светской власти, являющейся делом промышленников тема, получающая дальнейшее развитие в Катехизисе промышленников, 1823 Ibid vos. 37 39. Самый хороший способ обеспечить широким массам максимальный уровень занятости и наилучшие жизненные условия это доверить все дела, связанные с национальным бюджетом, а, следовательно, и с руководством страной, предпринимателям Ibid vol. 22, р. 83 vol. 21, pp. 131 132. Сама природа их многообразных занятий заставляет индустриалов формировать естественную иерархию, и они не могут не организоваться в одну большую корпорацию, дающую им возможность согласовывать действия ради своих политических интересов. В этой иерархии банкирам, которым по роду их занятий известны связи между различными производствами, проще, чем кому бы то ни было, координировать усилия в различных отраслях производства, и централизованное руководство действиями всех индустриалов призваны осуществлять крупнейшие банки Парижа, занимающие центральное положение Ibid vol. 21, p. 47. Предпринимателям как естественным лидерам предстоит руководить всеми производительными работниками, но надо, чтобы при этом они использовали свою власть в интересах самого бедного и самого многочисленного класса Ibid p. 161, существование пролетариев должно обеспечиваться предоставлением работы трудоспособным и помощи инвалидам Ibid p. 107. Во Франции, которая превратится в одну грандиозную фабрику, появится новый вид свободы.

При новой четкой организации, являющейся конечным уделом человечества Ibid vol. 22, p. 80, 185, государственная, или военная, организация общества будет заменена административной, или промышленной.

Ibid vol. 37, p. 87 vol. 2, p. 151 Такой реорганизации мешают представители двух прошедших эпох дворянство и духовенство, легисты и метафизики, военные и собственники.

Совершив революцию и покончив с исключительной привилегией на пользование национальным достоянием, принадлежавшей дворянству, буржуазия слилась с ним в один класс, и теперь осталось только два класса OSSE, vol. 37, p. 8. Индустриалы, то есть все, кто работают, не успели принять настоящего участия в политической борьбе за это право пользования, развернувшейся в ходе революции.

Производителям безразлично, тот или другой класс их грабит.

Ясно, что в конце концов эта борьба превратится в борьбу между всеми паразитами, с одной стороны, и всеми производителями, с другой, и что она будет продолжаться до тех пор, пока не решится, останутся ли последние жертвами первых или же они возьмут на себя верховное руководство обществом, в котором они уже сегодня составляют самую многочисленную часть.

При огромном превосходстве сил производителей над силами праздных, этот вопрос должен разрешится немедленно после того, как будет поставлен прямо и открыто.

И фактически уже настал момент, когда эта борьба должна приобрести свой истинный характер.

Партия производителей не заставит себя долго ждать.

И даже среди людей, по рождению принадлежащих к праздному сословию, те, которые выделяются широтой взглядов и величием души, начинают осознавать, что достойная их роль состоит единственно в том, чтобы побудить занятых производством к участию в политической жизни и помочь им получить вслед за уже полученным перевесом в численности перевес в вопросах руководства общими делами.

Ibid vol. 22, pp. 257 258. Итак, в трудах А.Сен-Симона имеют место две важнейшие составляющие всех более поздних технократических концепций управление обществом на научных принципах и ведущая политическая роль научно-промышленных специалистов.

Однако Сен-Симона правомерно называть предтечей технократизма, а не первым его идеологом.

Для того, чтобы говорить о технократии, прежде всего было необходимо возникновение достаточно многочисленного слоя научно-технических специалистов.

А это произошло лишь во второй половине XIX века с завершением промышленной революции в передовых странах, когда началось массовое применение машин в производстве, а затем и в других сферах. Впервые и истории сформировался тип людей, которым предстояло сыграть столь важную и заметную роль в конце девятнадцатого и в двадцатом веке, технические специалисты. Машинная техника радикально изменила повседневную жизнь человека, превратив все существование в действие некоего механизма. Технизация все шире распространялась в индустриальном обществе от подчинения природы до подчинения всей жизни самого человека.

В этой связи представляется чрезвычайно удачным термин технокультура, примененный Ж П.Кантеном для характеристики содержания западноевропейской цивилизации. В ауре технокультуры все и вся, что хочет быть влиятельным и эффективным, должно сорганизовываться по подобию машин, то сеть должно приобретать точный, обязательный, связанный с внешними правилами характер. Результатом стало формирование устойчивого набора массовых ценностных ориентаций.

Во-первых, это понимание природы как упорядоченной, закономерно устроенной системы, в которой человек разумный, познав ее законы, способен поставить внешний мир под свой контроль. Научная рациональность выступает в качестве важнейшей составляющей в комплексе ценностей технокультуры и задает парадигму деятельности в любой севере. Во-вторых, идея преобразования мира и подчинения человеком природы, ставшая доминантой технокультуры преобразующая деятельность рассматривается как главное предназначение человека.

В-третьих, постоянная и все возрастающая нацеленность на перемены, в основе которых лежит научно-технический прогресс. В-четвертых, воспроизводство всех отношений в обществе по аналогии с машинными технологиями, распространение технического мышления на все виды деятельности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теории технократии

Более того, ход человеческой истории во многом определяется процессом постепенного развития техники и набором доступных обществу технологий. Однако,… Они могли исповедовать самые разные религиозные культы, их ценности и… Однако вовсе не уровнем технического развития определялось своеобразие той или иной цивилизации, ее мощь и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Истоки технократической традиции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Определение технократии
Определение технократии. Термин технократия впервые применен американским исследователем В. Смитом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале Industrial Managment. В буквальном перев

Т.Веблен - отец технократизма
Т.Веблен - отец технократизма. Проникновение техники во все сферы жизнедеятельности, организация их по технической парадигме неизбежно ставят проблему взаимодействия технокультуры и власти.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги