рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре

Работа сделанна в 2002 году

Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре - Реферат, раздел Культура, - 2002 год - Троице-Сергиева Лавра И Ее Место В Русской Культуреминистерство Образования ...

Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуреМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт национальной и мировой экономики ПРЕДМЕТ. Отечественная культура.РЕФЕРАТ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА И ЕЕ МЕСТО В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Москва 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ Место православия в русской культуре 3 СОКРОВИЩНИЦА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ 4 МОЛИТВЕННИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ 5 ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА 8 ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК 10 МОНАСТЫРЬ В XV ВЕКЕ 13 АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ 15 троицкий собор 16 духовская церковь 20 успенский собор 21 колокольня 22 крепостные стены и башни 23 государственный историко-художественный музей 24 место лавры в культурной жизни россии 24 праздник троицы 25 лавра на страже родины 26 заключение 28 список литературы 29 Священного Предания Православной Церкви, в отрыве от неповторимых по своей красоте и глубине веками сложившихся форм православного богослужения.

Более того, именно от Православия, как от источника живой воды, русская культура получает творческий импульс для своего развития, именно связью с Православием объясняется богатейшее содержание, разнообразие форм и возвышенный характер достижений нашей культуры.

Ибо по Православию дано видение особой, мистической красоты духовного мира красоты в собственном смысле этого слова, красоты как отражения бесконечных совершенств Творца в тварном мире, как явления славы Божией, наполняющей Вселенную.

И эта красота абсолютной гармонии проявляется в области нравственной в духовном облике святых, она созерцается в природе, но особое ее присутствие в православном богослужении, где она осознается и воспринимается как ни с чем не сравнимая сладость церковная. Если подходить к художественным ценностям русской культуры с мерками чисто светского сознания, то анализ этих ценностей будет всегда страдать неполнотой, поверхностностью, как бы ни были обширны познания и высока квалификация исследователя.

Более того, люди с особо тонким, художественным восприятием окружающего мира даже считают, что, скажем, православную икону не имеет смысла созерцать вне храма и даже в самом храме, но при отсутствии богослужения, впечатление от этой иконы будет не таким глубоким и не таким верным, как во время церковной службы, когда зрительное восприятие образа дополняется пением и чтением, запахом ладана, видом горящих свечей и лампад, действиями священнослужителей. В связи с этим понятна особая, можно сказать, исключительная роль Троице-Сергиевой Лавры как сокровищницы русской культуры.

Она не просто архитектурный ансамбль произведений зодчества, но именно Дом Живоначальной Троицы, обитель, в которой обитают живые люди иноки. Иконы в ее храмах не музейные экспонаты, запрятанные под стекло и снабженные этикетками, но это неотъемлемая часть храмового действия, по выражению священника П. Флоренского, то есть они участвуют в богослужении, в той жизни Церкви, которая постоянно пребывает в монастырской ограде.

Можно сказать, что в Лавре мы наблюдаем русскую культуру во всей ее целостности. Именно здесь осуществляется тот самый синтез всех направлений человеческой культуры теории, практики и священнодействия при господстве последнего, поскольку весь ритм и строй жизни обители определяется богослужебным циклом. Посетивший Троице-Сергиеву Лавру в XVII веке, а именно 11-го июля 1655 года, архидиакон антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывается о ней с величайшим восхищением как о прекраснейшем месте всей земли.

Церковь же Св. Троицы так прекрасна, что не хочется уйти из нее Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Перевод с арабского Это свидетельство Павла Алеппского невольно проверяет на себе всякий, кто прожил достаточно времени возле Дома Пресвятыя Троицы, как выражаются летописцы.

При туристском обходе Лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование Лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу Лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне.

Самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом Преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования в его глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то, трудно объяснимая, но непреклонная мысль здесь, в Лавре слагается то, что в высшем смысле должно называться общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни.

Здесь ощутительнее, чем где-либо, пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных окончаний, здесь Россия ощущается как целое. Подобно тому, как художественный портрет бесконечно более плотен, словно фотографический снимок, Лавра есть художественный портрет России в ее целом, по сравнению с которым всякое другое место не более как фотографическая карточка.

В этом смысле можно сказать, что Лавра и есть осуществление или явление русской идеи. Вот откуда это неизъяснимое притяжение к Лавре. Ведь только тут, у ноуменального центра России, живешь в столице русской культуры, тогда как все остальное ее провинция и окраины. Это место пронизано духовной энергией Преподобного Сергия Радонежского. Если Дом Преподобного Сергия есть лицо России, явленное мастерством высокого искусства, то основатель ее есть первообраз ее, этого образа России, первоявление России, лик ее, чистейшее явление духовной формы, освобожденное от всех наслоений и временных оболочек, ото всего полуживого и застящего. В церковном сознании, не том скудном сознании, которое запечатлено в богословских учебниках, а в соборном, через непрерывное соборование и непрерывное собирание живущем духовном самосознании народа, Дом Живоначальной Троицы всегда сознавался и сознается сердцем России, а строитель этого Дома, Преподобный Сергий Радонежский, особым нашего Российского царствия хранителем и помощником, как сказали о нем цари Иоанн и Петр Алексеевичи в 1689 году, особым покровителем, хранителем и вождем русского народа.

Не в сравнительных с другими святыми размерах исторического величия тут дело, а в особой творческой связанности Преподобного Сергия с душою русского народа.

Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, чюдного старца, святого Сергия, как свидетельствуют о нем его современники.

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу, к этим ангелу земли Русской нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука все эти нити русской культуры сходятся к Преподобному П. Флоренский, Троице-Сергиева Лавра и Россия. И дело тут не в количественных характеристиках не в числе учеников Радонежского игумена, основавших новые обители на Руси, не в размерах благотворительности, которой всегда отличалась Троицкая обитель, не в материальном достатке, установившемся здесь по неложному обещанию Небесной Заступницы, не в красоте зданий и не в прочности монастырских стен. Дело совсем в другом.

Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время, в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа.

Татарское нашествие середины XIII века принесло с собой не только бедствия внешние, не только разорение городов и сел, безвременную гибель и массовое рабство мирных жителей. Русские люди потеряли нравственную опору в жизни. Они с надеждой осматривались вокруг в ожидании освобождения, но освобождение не приходило. Многочисленные русские князья пресмыкались перед татарами и воевали друг с другом, продолжая прежнюю политику междоусобных распрей, приведшую Русское государство к порабощению монголами.

Золотая Орда, литовские князья, немцы и шведы делили между собой русские земли. Непрекращающаяся вражда и распри, постоянные набеги завоевателей, усилившееся невежество все это грозило не только русской культуре, но и самому существованию русского народа как нации. И вот в этой обстановке исторического тупика луч надежды воссиял из скромной и неприметной Троицкой обители на Маковце. Именно здесь русские люди увидели новую жизнь, жизнь, чуждую раздоров и ненависти, которыми переполнена была многострадальная Русская земля, жизнь, где господствовали любовь и сострадание, которых так не хватало тогда русскому обществу.

Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота без пестроты, любовь равная ко всем человекам эти качества Преподобного Сергия в течение всего его 50-летнего иноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нем стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения.

В лице Преподобного Сергия, говорит отец Павел Флоренский, русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу и тогда только, сознав себя, получил право на самостоятельность. Примечательно наставление, данное Преподобным великому князю Димитрию Донскому перед Куликовской битвой Если враги хотят от нас чести и славы дадим им если хотят злата и сребра, дадим и это но за имя Христово, за веру православную, нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить Преподобный Никон, то есть охранение, защита и утверждение православной веры, по мысли Преподобного, должны стать основой русской государственности, фундаментом народной жизни.

Победа в Куликовской битве подтвердила жизнеспособность этого принципа, это была именно победа правой веры, победа нравственной силы над грубой физической силой. И в дальнейшей истории нашей страны именно силой веры русские люди прогоняли полки чужих, этой силой строились города, заселялись непроходимые леса и пустыни, вера вдохновляла зодчих и иконописцев, благодаря вере распространялось просвещение.

В этом многовековом процессе становления и развития русской культуры обитель Преподобного Сергия эта сокровищница нашей веры, сердце русского Православия имеет особое, только ей свойственное значение. Она как бы краткий конспект бытия нашей Родины, художественный портрет России, место, где наше Отечество ощущается как целое. Все основные направления русской культуры берут свое начало отсюда, как от истока.

Русская иконопись нить своего предания ведет от иконописной школы Лавры. Русская архитектура на протяжении всей нашей истории лучшими своими достижениями обязательно присутствует в Лавре, так что можно утверждать, что обитель Преподобного Сергия подлинный исторический музей русской архитектуры. Русская книга, русская литература и вообще все русское просвещение основное свое питание получали всегда от просветительной деятельности Лавры. Так было и при самом Преподобном, основателе обители, от эпохи которого сохранилось драгоценное собрание рукописей, так было и в новейшее время, на рубеже XIX XX веков, когда Лавра стала одним из крупнейших издательских центров. Не случайно именно здесь, в Лавре, нашла себе приют Московская Духовная Академия духовное порождение обители, ведущее свое начало от просветительского и ученого кружка Максима Грека. Не случайно именно благодаря Лавре возникли крупнейшие современные центры декоративно-прикладного искусства, такие как Абрамцевское художественное училище и Всесоюзный институт игрушки в Сергиевом Посаде.

Их деятельность, можно сказать, освящена самим Преподобным Сергием, который своими руками делал игрушки для детей, приходивших в его обитель.

ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА

Известный сирийский путешественник Павел Алеппский, посетивший Троице-... Троице-Сергиева лавра по праву считается одним из самых значительных п... На монастырских стройках воспитывалось не одно поколение искусных умел... Здесь все так проникнуто особым духом седой старины и чарующей сказочн... ИСТОРИЯ ГОРОДА СЕРГИЕВА ПОСАДА.

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. XIV ВЕК

Епифаний жил в Троицком монастыре с 1375 по 1406 г. Оба автора рассказывают, как Стефан и Варфоломей, сыновья обедневшего ... Вскоре нашлись для этого и средства к Сергию пришел смоленский архиман... Благодаря поддержке московских князей и обладая выдающимися личными ка... Он не только напутствовал Дмитрия Ивановича на этот подвиг, но и отпра...

МОНАСТЫРЬ В XV ВЕКЕ

Эти ангелы нераздельно связаны друг с другом, они выражают какую-то ед... Так и находились в местном ряду иконостаса две иконы Троица, с пышными... Если суровая мощь Троицкого собора вызывает в памяти образ русского бы... Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные стро... Колокольня Троице-Сергиевой лавры один из высокопоэтичных памятников н...

приложения творчества бытового и своеобразных поверий, народных песен и обрядов. Красота народного быта обрастает вокруг этого Троицына дня и частью, как, например, наши Троицкие березки, вливается в самое храмовое действо, так что нет определенной границы между строгим уставом церковным и зыблющимся народным обычаем.

Русская иконопись нить своего предания ведет к иконописной лаврской школе. Русская архитектура на протяжении всех веков делает сюда, в Лавру, лучшие свои вклады, так что Лавра подлинный исторический музей русской архитектуры. Русская книга, русская литература, вообще русское просвещение, основное свое питание получали всегда от просветительной деятельности, сгущавшейся в Лавре и около Лавры. Самые странствования Преподобного Сергия, а дальше бесчисленные поколения русских святых, бывших его именно духовными детьми, внуками, правнуками и так далее, до наших дней включительно, разносили с собою русское просвещение, русскую культуру, русскую хозяйственность, русскую государственность, а точнее сказать русскую идею, в ее целом, все стороны жизни нашей собой определяющую. Из всех этих сторон культурного излучения Лавры следует остановиться особенности на сравнительно мало учитываемом ее просветительном воздействии на Русь. Уже Преподобный Сергий требовал от братии, наряду с телесными трудами, в которых сам первенствовал, неустанного чтения, а для чтения необходимо было завести и мастерские переписчиков так Сергиева Лавра, от самого основания своего, делается очагом обширной литературной деятельности, частичным памятником которой доныне живет в монастыре его драгоценное собрание рукописей, в значительной доле здесь же написанных и изукрашенных изящными миниатюрами, а живым продолжением той же деятельности было не прерывавшееся доныне огромное издательское дело Лавры, учесть культурную силу которого было бы даже затруднительно, по его значительности.

А с другой стороны, Лавра всегда была и местом высших просветительных взаимосоприкосновений русского общества.

Все пять веков тут именно, у раки Преподобного, искали они духовной опоры и верховного одобрения своей деятельности.

Не тех или иных насельников монастыря, входящих и входивших в состав Лавры, как его служители и охранители, а у всего народа русского, через Лавру говорящего, искали одобрения от Лавры, как единого культурного целого, центр которого в Троицком Соборе, а периферия далеко с избытком покрывает границы России.

Московская Духовная Академия, питомица Лавры, из лаврского просветительного и ученого кружка Максима Грека вышедшая, и в своем пятисотлетнем бытии, при всех своих скитаниях, неизменно блюдшая крепость уз с Домом Живоначальной Троицы, не без глубокого смысла, после четырехсотлетней своей истории, нашла себе наконец место успокоения в монастыре и вот уже более ста лет пребывает здесь, с рукописными и книжными своими сокровищами.

Эта старейшая Высшая Школа России духовно была и должна быть, конечно, отнюдь не самостоятельным учреждением, а лишь одною из сторон в жизни Лавры. Кстати сказать, не без вдохновлений от Лавры и не без ее организующей мощи, возникло и жило само Абрамцево, взрастившее новое русское искусство и столь много значившее в экономическом строе современной России вспомним хотя бы Северную и Донецкую железные дороги.

Однако невозможно исчерпать все то, чем высказывала и высказывает себя культурная зиждительность, исходящая от Лавры. ЛАВРА НА СТРАЖЕ РОДИНЫ Не редко в святой Лавре можно увидеть и тех, кто, исполняя заповедь любви к Богу и ближним, с оружием в руках защищают Отечество. Во все времена обитель преподобного Сергия окормляла русское воинство. Оно же верно служило Отечеству, защищая свой народ, свои святыни от поругания неверных. Русские воины перед каждым ответственным сражением спрашивали благословения и напутствия у святых отцов, как то было перед Куликовской битвой, назидались стойкостью и мужеством насельников Лавры, могущих в трудное для России время лично встать на защиту Отечества и святой обители, 16-месячная осада поляками монастыря в Смутное время.

В святой обители находили упокоение и напутствие в последнюю дорогу герои-воины души свои положившие за ближних своих. Лавра преподобного Сергия и поныне исполняет заветы своего основателя.

Вид подтянутых подростков в камуфляжной форме, прикладывающихся к мощам преподобного Сергия стал привычен для постоянного посетителя Лавры. Это курсанты Детского православного военно-патриотического клуба, носящего славное имя святого монаха- воина Пересвета. Клуб был открыт в 1995 году по благословению наместника Лавры архимандрита Феогноста ныне епископ Сергиево-Посадский. В данное время стены клуба объединяют более ста юношей и девушек, которые через богослужение и изучение Закона Божия приобщаются к самобытной русской культуре, усваивают православные нормы морали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Лавра собою объединяет в жизненном единстве все стороны русской жизни. Мы видим тут великолепный подбор икон всех веков. Невозможно представить себе Лавру без школы иконописи и без иконописных мастерских. Лавра показательный музей архитектуры. В Лавре сосредоточены превосходнейшие образцы шитья, а также ювелирного искусства. Однако не исчислить всех культурных возможностей, столь естественных около Лавры. Лавра представляется живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество и где, в мирном сотрудничестве и благожелательном соперничестве учреждений и лиц, совместно осуществляются те высокие предназначения дать целостную культуру, воссоздать целостный дух античности, явить новую Элладу, которые ждут творческого подвига от Русского народа.

Итак, в Троице-Сергиевой Лавре, как в фокусе, собраны лучшие достижения русской культуры, и сама эта культура в своей первооснове, в своей близости к духовным источникам, ее породившим, наверно, лучше всего может изучаться именно здесь у Сергия на Маковце.

Список литературы. 1. Балдин В. И. Загорск. Искуство 1989 г. 2. Балдин В. И. Архитектура Троицкого собора. Москва 1956 г. 3. Энциклопедия. История России. Москва, Аванта плюс 1997 г. 4. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх Православие в судьбах Отечества. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. 1989 г. 5. Лихачев Д. С. Культура России времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого.

Москва. 1962 г. 6. Павел Флоренский Троице-Сергива Лавра и Россия.

– Конец работы –

Используемые теги: Троице-Сергиева, Лавра, место, Русской, культуре0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Троице-Сергиева Лавра и ее место в русской культуре

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

История развития музыкальной культуры Хакасии (ее взаимодействие и взаимообогащение с русской музыкальной культурой)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАКАСИИ ЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ С РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ ВВЕДЕНИЕ Проблема развития… Изучение процесса формирования и развития музыкальной культуры Хакасии, ее… Самое надежное в вопросе общественной науки - не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с…

Русская культура XIXв. и ее вклад в мировую культуру
В XIXв. завершился процесс складывания русского литературного языка и формирование национальной культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей… Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Вопросы, поставленные русской культурой того времени,…

Вклад русской культуры 19 в. в мировую культуру
XIX век время расцвета русской классической культуры, о которой уже современники говорили как о великой, имевшей мировое значение. О культуре России… Основным типом начальных учебных заведений становилась земская трехгодичная… В 80 90-е гг. XIX в когда министром просвещения стал известный реакционер Д. А. Толстой, много ценного в сфере…

Культура средневековой Европы, культура Возрождения, новоевропейская культура
Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам,… И научившись ценить и понимать это особое содержание искусства, люди становятся наследниками того духовного богатства,…

Организационная культура (о корпоративной культуре, стратегиях коммуникативного взаимодействия, влияния психотипа руководителя на структуру и стиль управления организацией, культура персонала на примере Японии)
Знакомство с опытом таких экономических гигантов, как США и Япония, обнаруживает, что одним из признаков развитой организационной культуры является… Деловое кредо любой компании включает декларирование той роли, которую… Кредо должно работать на конечный результат деятельности предприятия. Сотрудники многих крупных преуспевающих фирм…

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные понятия теории и методики физической культуры
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ... ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И МЕТОДИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Футуризм в русской культуре Важной чертой этого периода является усиление процесса интеграции России в европейскую и мировую культуру. Отношение к Западу для русского общества… Возможность выбора порождала в отечественной истории сложные коллизии… Русская культура, не теряя своего национального лица, все более обретала черты общеевропейского характера, возрастали…
  • Архетипический политеизм М. Цветаевой и неоязычество в русской культуре XX в. Едва ли под язычеством в данном случае подразумевается поклонение Стрибогу или Вотану.Речь идёт, вероятно, о характерном для язычества и… Люди могли отправлять множество культов одновременно, принимая как само собой… Чаще всего оно относится к ним с безразличием.
  • Метафоризация характеристик образа женщины в русской культуре Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий… Теперь на конкретных примерах покажем, как в русской культуре используется… Напомним, что пава – это павлин, а сама царевна выступает в образе лебеди. У Пушкина – огромный набор разнообразных…
  • Физическая культура как вид культуры личности и общества Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули… Медленно растет значение физкультуры и спорта в международных… В 1908-1910 годах чемпионом России среди конькобежцев был российский скороход Николай Струнников.
  • Русский национальный характер (в трудах русских философов) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…