рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Скоморохи на Древней Руси

Скоморохи на Древней Руси - Контрольная Работа, раздел Культура, Московская Геологоразведочная Академия Заочное Отделение Контрольная Работа П...

Московская Геологоразведочная Академия Заочное отделение Контрольная работа по курсу История и культура Отечества Тема Скоморохи на Древней Руси Группа ЗРФ I курс Студент Пищейко С. А. Содержание стр От истоков до XV века 3 Культурное развитие России после 7татаро-монгольского ига Государство, церковь и скоморохи 9 Скоморошество в русской культуре XVII века Народные сценки и пьесы 16 Комедия о Петрушке 17 Народная драма 18 Заключение 23 От истоков до XV века Древнерусское государство было создано для защиты классовых интересов землевладельцев.

Культура господствующих классов играла тогда прогрессивную роль в развитии всей культуры, в том числе и театра. Расцвет Древнерусского государства относится к XI веку. В короткий промежуток времени оно выросло в государство, мощное в экономическом и политическом отношении. Карл Маркс считал, что существовали только два крупных государства раннего феодализма империя Карла Великого на Западе и империя Рюриковичей на Востоке.

Народные массы всячески сопротивлялись усилению эксплуатации, которую нес с собой феодализм. Смерды восставали против крупных землевладельцев - бояр, городские ремесленники - против купцов и ростовщиков, те и другие - против новой, христианской религии. Недовольством стремились воспользоваться служители языческого культа - волхвы. Религиозные мотивы в этой борьбе переплетались с политическими. Изменения в социально-экономической жизни вызвали изменения и в области идеологической. Вместо родового права стало создаваться новое, феодальное - Русская правда. На смену складывавшейся при родовом строе, но все еще находившейся в зачаточном состоянии религии Перуна, Велеса, Даждь-бога пришла новая, христианская.

Христианство сблизило русскую культуру с византийской, ввело Русь в круг европейских государств. В условиях широких международных связей осведомленность Киевской Руси о византийском театральном искусстве была вполне естественной.

Факты говорят следующее в 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. Если Владимир Святославич крестился в Корсуни Херсонесе, то, следует думать, он там мог познакомиться с представлениями библейских драм. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. История культуры народов, населявших европейскую равнину России, особенно причерноморский край, до славян, недостаточно ясна. Однако не подлежат сомнению их культурные связи с греческими колониями, которые, как известно, жили полноценной экономической, политической и общественной жизнью. В греческих колониях были и театры.

Об этом с точностью свидетельствуют древние писатели, а также обнаруженные на камнях надписи. Во II веке н.э при императоре Адриане, существовала даже передвижная труппа актеров, посещавшая Черноморское побережье. Актеры могли проникать и на север.

Подтверждает эту догадку изображение греческого музыканта кифарэда на стене могильного склепа в Неаполе Скифском, близ Симферополя. Наконец, археологами обнаружены театральные здания в Ольвии, находившейся на великом водном пути из варяг в греки, в Херсонесе и в других колониях. Северные же причерноморские народы вели с греческими колониями оживленную торговлю и даже селились неподалеку от них селище близ Ольвии. Поэтому можно не сомневаться, что не только предшественники славян, но и сами славяне были знакомы с греческим, эллинистическим и византийским театром. Однако пока у нас нет данных для более подробного раскрытия этих театральных связей.

Надо надеяться, что дальнейшие работы археологов обогатят пока скудные сведения по истории раннего театра на Руси. Таким образом, можно полагать, что Киевской Руси были известны театры трех родов придворный, церковный, народный. Остается выяснить, бытовали ли они в Киеве. А если бытовали, то в руках исследователей оказывается еще одно весьма веское доказательство в пользу высокого уровня культуры домонгольской Киевской Руси. Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов.

Однако в родовом обществе они выполняли, надо полагать, совсем иные функции, чем при феодализме, содействуя родовому и племенному сплочению. Скоморошество - явление сложное. Не вполне ясна его ранняя история. Скоморохи не раз привлекали к себе внимание ученых, но при изучении их творчества допускались серьезные методологические ошибки искусство скоморохов изучалось в отрыве от их произведений, вне общеисторического процесса.

Долгое время господствовала культовая точка зрения на происхождение скоморошества. Некоторые ученые, например И. Беляев, А. Пономарев, И. Барщевский, А. Морозов, считали скоморохов своего рода волхвами. Подобная точка зрения ошибочна, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, но, наоборот, вносили мирское, светское содержание.

Столь же неверна теория зарубежного происхождения скоморохов, введенная в научный обиход А. Н. Веселовским, А. И. Кирпичниковым и их последователями. Исходя из неправильного толкования термина скоморох как якобы термина зарубежного, они делали тот же вывод и относительно самой профессии, забывая при этом о самом главном - об органической связи скоморохов с бытом русского народа и о своеобразии их искусства. Позднее была предложена теория национального происхождения термина скоморох. Изучение экономики, культуры, и в частности ремесел Древней Руси, дает исследователю ключ к изучению истории скоморохов. Скоморошить, то есть петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, мог всякий.

Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью. Всяк спляшет, да не как скоморох говорит русская поговорка. Так постепенно создавалась почва для того, чтобы искусство скоморохов в дальнейшем сделалось их профессией, ремеслом.

А. М. Горький писал Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи. В одном ряду с перечисленными мастерами стоят и скоморохи. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Вряд ли это совпадение случайно оно наглядно иллюстрирует жанровые разновидности искусства скоморохов, указывает время, когда они привлекли к себе внимание, и говорит о двояком к ним отношении.

Монах-летописец называет скоморохов служителями дьявола, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображения в церковные украшения наряду с иконами. Но летописные сведения совпадают по времени и с одним из киевских народных восстаний вряд ли и это случайно, если иметь в виду, что скоморохи были связаны с массами и что одним из видов их искусства был глум, то есть сатира, которая в дни восстания могла иметь антифеодальный и антиклерикальный характер тогда оценка летописца станет вполне понятной.

Особого внимания заслуживает с этой точки зрения, правда более позднее XIII век, свидетельство рязанской Кормчей. Она именует скоморохов глумцами, то есть насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Очевидно, по мере обострения классовой борьбы скоморохи становятся все активнее в этом отношении. Насквозь мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев. Так, в Повести временных лет говорится Дьявол лстить, и другыми нравы, всячьскыми лестьми превабляя ны от бога, трубами и скоморохы, гусльми и русальи. Летописец с негодованием отмечает успех искусства скоморохов у простого народа в ущерб посещению христианского богослужения Видим бо игрища утолочена и людий много множьство, яко упихати начнуть друг друга, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоять. Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегали скоморохи Москолудство вам братие нелепо имети. Особенно сильному преследованию скоморохи подверглись в годы татарского ига, когда церковь, авторитет которой заметно возвысился, стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни.

Так, митрополит Кирилл в своем поучении 1274 года запрещал ходить на русалии скоморохов и прочие диавольские игры. Рязанская Кормчая 1284 года осуждала скомрахов, гоудцов, свирелников, глумцов. Летопись Переяславля Суздальского XIII век сетовала на распространение короткого мужского платья Начаша кротополие носити аки скомраси. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство.

Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Оппозиционный характер творчества скоморохов определялся в их социальной принадлежностью по данным писцовых книг, скоморохи числились в ремесленниках. Следует заметить при этом, что противопоставление понятий ремесленник, ремесло понятиям художник, искусство, не всегда достаточно обоснованное в наше время, было бы тем более ошибочным для эпохи раннего феодализма. А. М. Горький не случайно считал ремесленников основоположниками искусства. Легендарные Кузьма и Демьян, бывшие некогда кузнецами, считались святыми - покровителями сперва кузнецов, а потом и ремесленников вообще.

В одной из былин Вавило и скоморохи говорится, что они были также покровителями скоморохов. В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь хитрецами, мастерами пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, веселые ребята. К тому же их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим классам.

Это делало их мастерами не просто бесполезными, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредными и опасными. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. Очевидно, сторонники церкви и сложили такие поговорки, как Бог дал попа, черт - скомороха , Скоморох попу не товарищ. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.

Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. До нас дошло несколько скоморошьих монологов и диалогов. Можно полагать, что игрища с участием четырех-пяти и более человек - явление позднейшее. Первоначально и радиус деятельности скоморохов был небольшим. Но позже они оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Вместе с тем городские массы сами выделяют из своей среды скоморохов. Расслоение в скоморошьей среде наблюдалось еще в Киевской Руси. Известно, что при дворе скоморохи развлекали пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах князей Святополка 1015 , Святослава Ярославича 1073-1076 , Изяслава Мстиславича 1146-1154 , Всеволода Мстиславича 1135 и т. д. Больше всех любил веселье, музыку, песни и пляску Владимир Святославич 978-1015 . Во время его пиров, как гласят былины, с песнями и плясками выступали богатыри, которым, таким образом, народная молва приписывала искусство скоморохов.

Вот как обращается в одной из былин Владимир Святославич к Добрыне Никитичу Ай же, мала скоморошина! За твою игру за великую, За утехи твои за нежныя Без мерушки пей зелено вино. Не вызывает сомнения, что идейное содержание скоморошьих выступлений при дворе отличалось от их выступлений в своей, народной среде.

Надо думать, скоморохи привлекались и к парадным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Военные и торговые отношения Руси с Византией общеизвестны. Русь ходила войной на Византию в 860, 911, 941, 944, 969-971, 989 годах. При этом русские князья с войском не раз бывали и в Царьграде. По договору 911 года, упрочивались и расширялись русские торговые отношения с Византией.

Значительны были и культурные связи между двумя странами. В 957 году княгиня Ольга с многочисленной свитой совершила дипломатическую поездку в Царьград. Византийский император торжественно принимал ее. По придворному обычаю во время пиршества показывались различные представления, игры, исполнялись пляски, пелись песни. Пиршество сопровождалось также игрой на музыкальных инструментах. Исполнителями были труппы актеров и танцовщиков. Эти представления кроме княгини Ольги смотрела ее многочисленная свита.

В течение своего долговременного пребывания в Царьграде Ольга и ее свита посещали торги и ипподромные представления. На ипподромных играх, конечно, бывали и жившие в Царьграде русские купцы об этих зрелищах говорили киевлянам и заезжие византийские купцы. Когда греческая царевна Анна вышла замуж за великого князя Владимира Святославича, она приехала в Киев с большой свитой, в состав которой, вероятно, входили также византийские актеры и скоморохи. Нельзя сомневаться в том, что для обслуживания двора тогда были привлечены и русские скоморохи.

По-видимому, одно из таких представлений изображено на фресках Киево-Софийского собора. Здесь изображены представления нескольких жанров. На одной из фресок нарисованы три пляшущих скомороха - один соло, двое других в паре, причем один из них либо пародирует женскую пляску, либо исполняет нечто подобное пляске кинто с платком в руке. На другой - трое музыкантов двое играют на рожках сопелях, один на гуслях.

Тут же два акробата-эквилибриста взрослый стоя поддерживает шест, по которому поднимается мальчик. Рядом - музыкант со струнным смычковым инструментом. На фреске представлены также травля медведя и белки или охота на них, бой человека с ряженым зверем, конные ристания кроме того, ипподром, публика в ложах, князь с княгиней и их свита. В Киеве, по-видимому, ипподрома не было, но происходили конные ристания и травля зверей. Следовательно, существовало нечто подобное ипподрому, а художник, желая придать своей фреске большую пышность и торжественность, изобразил ипподром, подобный константинопольскому.

Однако из этого вовсе не следует, будто на фресках изображены константинопольские представления. Летопись гласит, что когда князь Изяслав Мстиславич в 1150 году прибыл в Киев, то во дворце был устроен пир, во время которого состоявшие в его свите оугре Венгры на фарех Конях и на скокох играхуть перед дворцом Ярослава многое множество. Кияне же дивяхутся оугром множеству и кместьства и комонем их, то есть их искусству и коням, конным ристаниям джигитовке О том, что конные ристания были в обычае того времени, явствует и из Кормчей. О характере русских придворных представлений XIII века можно судить также со слов Даниила Заточника.

Кем бы он ни являлся по своему социальному положению, за рубежом он не бывал, по национальности был русским и, судя по обстоятельности, с которой описано представление, говорил о том, что видел сам. Обращаясь к князю, Даниил иносказательно писал, что у разных народов потешники снискивают своими выступлениями милость султанов и королей Один как орел вскакивает на коня и, рискуя своей жизнью, мчится по ипподрому другой летает с церкви или с высокого дома на шелковых крыльях иной нагишом бросается в огонь, хвалясь перед своим царем крепостью своего сердца иной прорезает себе голени и, обнажив кости своих членов, показывает их царю, являя тем свою храбрость а иной, вскочив на коня и закрыв ему глаза, бросается в воду с высокого берега, пришпоря лошадь и произнеся Фенадрус за честь и милость царя нашего готов отдать жизнь а иной, привязав веревку к церковному кресту и опустив другой конец на землю, относит его далеко от церкви и потом бежит долом, держа в одной руке конец веревки, а в другой обнаженный меч а иной обовьется мокрым полотенцем и борется с диким зверем. Описание Даниила могло иметь в виду русский двор. Подтверждается это тем, что конные ристания, звериные бои, как было сказано, имели место и на Руси. Вполне возможно, что устраивались здесь и другие представления. Итак, по-видимому, художник, писавший киевские фрески, лишь на византийский манер оформил представления, которые давались при киевском дворе.

Следовательно, представления скоморохов объединили разные виды искусств и собственно драматические, и цирковые, и эстрадные. Дифференциация произошла гораздо позже.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-магическими и мистическими элементами. Византийская церковь культивировала литургические и библейские драмы, которые духовенство в целях религиозной пропаганды еще в IV веке н.э. стало сочинять и представлять в храмах.

Это были или простые инсценировки библейских текстов, или драмы, написанные в традициях античного театра их нельзя отождествлять со средневековыми европейскими мистериями. Из литургических драм старейшей и потому, возможно, пришедшей к нам вместе с христианством была драма Умовение ног. Кроме того, судя по барельефу на стене Успенского собора во Владимире, как и по фреске Киевской Софии, можно полагать, что в XVII веке у нас исполнялось Пещное действо. Но время расцвета литургических драм на Руси относится к XV-XVII векам.

Из библейских драм в Византии были известны Диалог о Самовластии , Пир двенадцати дев начало IV века , Житие Феклы V век , Сусанна Иоанна Дамаскина VIII век , Смерть Христа Стефана Саббаита VIII век , Страждущий Христос Григория Назианского, Страсти Христовы XIII век и другие.

Хотя представления их и не были канонизованы в качестве частей богослужения, однако давались даже в константинопольском храме Софии. Некоторые местные жители с презрением называли этот храм театром. Так продолжалось до завоевания Константинополя турками в XV веке. Подобные представления давались и в других странах, находившихся под византийским влиянием, например в Малой Азии. Они давались, наверно, и в византийских колониях на северном побережье Черного моря. Если действительно князь Владимир Святославич крестился в Корсуни, то он мог там посещать богослужения и, возможно, видел представления литургических и библейских драм. Приехав в Киев, Владимир Святославич построил Десятинную церковь, отличавшуюся великолепием и пышностью.

Здесь могли исполняться упомянутые драмы, в особенности по большим праздникам, например при великом освящении, когда, по словам летописей, происходили радости великие. Сосуществование мирского и церковного искусств приводило к тому, что игрища воспринимали черты некоторых христианских обрядов, а христианское богослужение перенимало известные черты игрищ.

Так, в игрищах мы встречаем эпизод христианских похорон народное венчание, выражавшееся в передаче невесты ее отцом жениху и в последующем обведении брачащихся вокруг домашнего очага или стола, контаминировалось с церковным.

В русалиях изгнание русалки приурочивалось к так называемой поминальной неделе, к церковным панихидам по умершим родным и празднованию троицына дня. В то же время в церковную живопись, вопреки христианской идеологии, входили светские, мирские сюжеты.

Здесь можно встретить сцены придворного быта, изображения ипподромных ристаний, травли диких зверей, рисунки вьючных животных, наконец, сцены цирковых представлений.

Культурное развитие России после

Царевы. Нашего царя повеления не слушают? 2-й халдей. Так, известная былина-скоморошина Вавило и скоморохи точно определяет,... Грамота 1648 года, направленная против скоморохов, гласила Ведомо нам ... Парня, изображающего медведя, наряжают в две черные шубы шерстью вверх.

Заключение

Заключение. Феномен скоморошества в Древней Руси неразрывно связан и органически вытекает из всего развития общества от родовой общины и до современного государственного устройства. Это неотъемлемая часть русской культуры, рожденная самим народом и служившая людям, обеспечивая потребность человека в самовыражении и совершенствовании.

Как исконно народное явление, скоморошество представляет нам образец естественного, ненасильственного, неидеологизированного развития творческой сущности народа.

– Конец работы –

Используемые теги: Скоморохи, древ, Руси0.054

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Скоморохи на Древней Руси

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Народные и языческие праздники Древней Руси
Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды относительного изобилия в теплое время года сменялись длительным недоеданием, а часто и… Суровая зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому они… С развитием религиозных представлений у древних предков славян праздничные обряды стали приобретать колдовской,…

Теории происхождения Древней Руси
Кто такие Олег, князь Игорь и Ольга?По летописи i князьИгорь был сыном Новгородского князя Рюрика, Ольга его жена. Олег не былродственником князя… В 30-60 годы XVIII в.немецкие уч ные Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих… Против этойтеории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю…

Очерки истории общественного сознания Древней Руси XI-XIII веков
Историческое исследование не может обойти этой стороны социальной жизни». Поэтому особенно важно попытаться взглянуть на древнерусское общество под… Реконструировать существовавшие в нем представления о социуме, о политической,… Другими словами в поле его внимания должна умещаться как сфера идеологий, так и ментальности, вместе составляющие…

Общественно-политическая мысль Древней Руси. "Книжные представления". Сфера идеологий.
Изучение идей политических разделило судьбу идей философских. Первоначально существование сколько-нибудь самостоятельных систем философской и… Вряд ли с этим можно в полной мере согласиться. Дело, наверно, в… Игнорировать философскую мысль Древней Руси только по причине ее религиозной направленности теперь невозможно.То, что…

Культура Древней Руси
Да и сознательно мне очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат поможет помог мне лучше узнать историю моей страны, … Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным.

Архитектура Древней Руси
Получив в крещении имя Василий, князь соорудил на том месте, где стоял Перун-языческий идол, деревянную церковь св. Василия и призвал искусных… Византийские мастера принесли с собой разработанную византийскими зодчими… В притворах начиналось богослужение, здесь же была крестильная купель. Удлинённый притвор делал храм вытянутым. С трёх…

Архитектура Древней Руси (X-XIII вв.)
Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие… До конца X века на Руси не было монументального каменно-кирпичного… Примерно во втором тысячелетии в курганах вместо каменных колодцев стали возводить срубные. Это говорит о том, что,…

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В
На сайте allrefs.net читайте: ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ ОТ ЯЗЫЧЕСТВА ДО XVII В. Т В Берченко...

Иконопись и ее особенности. Иконописные школы Древней Руси
А ведь прекрасное рядом Только почему-то мы проходим мимо, не видя, не замечая, не желая заметить и поинтересоваться Что мы знаем про иконы Зачем… В этом я убедилась, занимаясь подготовкой этого реферата.Икона это плод души… В этом и состоит задача моего обзора. История русской иконописи Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном,…

Государственная раздробленность древней Руси XII - XIII вв
Отмечалось и влияние классовой борьбы, требовавшей совершенствования и укрепления аппарата власти на местах. Это, якобы, также подталкивало к… Отныне князь все более думает не о получении более престижного и доходного… В былые времена дружина мечтала о походах и добыче, ныне вместе с князем она оседает на земле, становясь или его…

0.025
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Искусство древней Руси К временам Киевской Руси относятся появление церковной живописи и зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в… Самая светлая часть храма алтарь и подкупольное пространство украшена… Несколько позже, в 60-х годах, были расписаны боковые нефы корабли фрески северной и южной лестничных башен относятся,…
  • Архитектура Древней Руси Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать.Достаточно заметить и,… Несколько слов о самом понятии культура. В переводе с латыни cultura то, что… Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало о многобожии.Архитектурные сооружения раннехристианской Руси…
  • Рукописная книга древней руси Во-первых, стремление к возрождению погибших книжных богатств вначале как необходимость воссоздания книжных фондов храмов, монастырей, без которых… Кириллу принадлежит важная роль в истории церкви и книги. По его просьбе на… В-третьих, несмотря на разорение и физическое уничтожение книг и книжников на Руси, не исчезают библиофилы,…
  • "Третья" культура в Древней Руси Вот, например, как обосновывает свою точку зрения на эту проблему Н.И. Толстой: “Существовал еще третий источник, во многом принятый славянами… Так проникали в славянскую среду элементы поздней античности-эллинства, мотивы… С некоторой осторожностью или условностью к элементам обозначенной нами “третьей” культуры можно отнести юродство…
  • Бани Древней Руси Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали». Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не… Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня… Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь:…