Современность, культура, молодежь

План Введение. Молодежная субкультура. О понятии субкультуры 2-3 Специфика молодежной субкультуры. 4-6 Эстетика молодежной субкультуры 7-8 Западные модели молодежных субкультур 9-13 Заключение14-15 Список использованной литературы.16 Введение. Молодежная субкультура. О понятии субкультуры. В культурологи часто застрагивается вопрос о многоликости культуры в рамках одного топоса и хроноса.Многоликость присуща и культуре региона, и национальной культуре, и культуре различных групп людей, объединенных каким-либо интересом, в частности, профессиональным, возрастным, или политическим, или религиозным и т. д. Культура это некая целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических взаимоотношений.

В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что такое субкультура.

Принято считать, что субкультура это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура современное порождение городского уклада жизни. Думается, что причин для возникновения субкультур много и в определенной степени они носят общезначимый характер, но по ряду обстоятельств внимание на них стали обращать только в последнее время.

Какие характеристики присущи субкультуре вообще Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Субкультура это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент инаковости, непохожести, немагистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений, а также при определенной самостоятельности и даже автономности.

Следует различать понятия субкультуры и контркультуры. Они близки, но не являются синонимами. Sub по-латыни это под, другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения субаренда, субсчет, субординация, а соntra против контрреформация, контрреволюция, контрагент, контрапункт. Поэтому понятие контркультуры акцентирует момент выраженного противостояния фундаментальных ценностных установок по отношению к господствующей культуре.

Данный термин появился в западных источниках в 60-е годы ХХ в. Главная характеристика контркультуры это протест, несогласие, активная оппозиция. Своего рода контркультурой являлось христианство в период своего зарождения и становления. Распятие Христа на Голгофе есть один из элементов этого духовного противостояния. Борьба в период раннего христианства с проявлениями язычества свидетельствует о тех же процессах.

Впоследствии, как известно, христианство вышло за рамки контркультуры, прочно укоренившись, легло в основу европейской культуры. Подобная же эволюция прослеживается в различных сферах художественной культуры. Примечательна в этом плане смена общественного мнения по отношению к таким нетрадиционным направлениям в искусстве, как импрессионизм, авангардизм, постмодернизм. В научной литературе эти направления нередко по-прежнему называют контркультурой по отношению к традиционным образцам искусства, но уже в контексте более крупных историко-временных масштабов.

Итак, субкультура и контркультура явления родственные, но нетождественные. Особенность молодежной культуры заключается в том, что она может одновременно выступать в качестве как первой, так и второй. Но субкультура более широкая дефиниция, чем контркультура.

Специфика молодежной субкультуры

В чем специфика молодежи как социокультурного явления Молодежная субку... Принято считать, что молодым свойственен дух противоречия, что для них... В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со с... Как говорят Все пройдет, пройдет и это. Хиппи бросили вызов излишествам и комфорту буржуазной жизни, они не ра...

Эстетика молодежной субкультуры

В молодежной субкультуре нередко слияние границ между игрой и деятельн... Иногда в качестве таких источников могут выступать, в частности, религ... Игровой момент свойствен созданию и функционированию собственного язык... Артизация как форма эстетической игры в жизнедеятельности различных мо... Не случайно она практически не знает национальных границ и легко и быс...

Западные модели молодежных субкультур

Западные модели молодежных субкультур. К концу 1960-х годов от модов откололась субгруппа, получившая названи... К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, обезличив... Methuen, 1979.

Заключение

Заключение.

В молодом возрасте происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для возраста является эмоционально-чувственное отношение к жизни, в том числе и к культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно- выразительными. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа.

Молодежная культура представляет собой субкультуру с достаточно четко очерченными границами. Ее характеризуют такие особенности, как отчуждение от старшего поколения, от его ценностей и норм, уход в сферу досуга, в котором ведущими являются общение, развлечение и самообразование, связанные с коммуникативной деятельностью. В отношении к культуре преобладает потребление над творчеством, что отражает в целом жизненные позиции молодежи, сформированные всей социальной средой, ориентированной многие годы на воспитание добросовестного исполнителя и пассивной личности.

В последние десятилетия выделилась наиболее активная часть молодежи, выражающая протест против официальной культуры, существующей социальной системы и формирующая свои ценности, нормы и образцы жизнедеятельности. Такое явление в молодежной культуре представляет собой контркультуру и находит выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений.

В этом молодежном движении выделяются группы, объединенные по способу времяпрепровождения, социальной позиции, образу жизни, участию в альтернативном творчестве и др. Отношение молодежи к чтению, кино, театру и музыке показывает, что преобладающее большинство проявляет тенденции к потреблению легких, развлекательных видов и жанров искусства, и лишь небольшая часть понимает, интересуется произведениями классики мировой и отечественной культуры. Примерно такая же картина наблюдается в отношении к музеям и выставкам.

Но нельзя в этом винить только молодежь. Ее предпочтения в сфере художественной культуры обусловлены социальными процессами, происходящими в обществе, отражают социальный и психологический облик своего времени, нормы, потребности, идеалы целого социального организма.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Гацкова Е. И. Молодежь и современность. М. Инфра. 2001. 2. Гуревич П. С. Культурология. М. Знание. 1996. 3. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит.литературы. 1998. 4. Доренко О. В. Молодежь и культура.

Киров. МАСС . 2000. 5. Смелзер. Н. Социология. М. иск-инфо. 1994.