Биография Тайлора Э.Б

Биография Тайлора Э.Б. Тайлор один из первых и самый знаменитый из всех английских эволюционистов, родился в 1832 г. в лондонском предместье Кэмбервилл в семье набожного промышленника-квакера. Его формальное образование ограничилось средним, да к тому же еще в квакерской школе отец не послал его в колледж, так как собирался сделать своим преемником.

Но жизнь рассудила иначе. Когда 23-летнего Тайлора отправили для поправки здоровья в Америку, он познакомился на Кубе с банкиром Г. Кристи, любителем древностей и меценатом, и под его влиянием проникся интересом к археологии и этнографии. Вернувшись через два года в Англию, Тайлор занялся самообразованием. Он изучал этнографическую литературу, тогда уже довольно значительную, и древние языки латинский, древнегреческий, древнееврейский, без которых нельзя было обратиться ко многим историческим первоисточникам.

Тогда же он женился на состоятельной женщине, что избавило его от забот о хлебе насущном и позволило совершить несколько путешествий по Европе и Америке для ознакомления с их музеями. Публиковать свои научные труды Тайлор начал в 1861 г когда вышла в свет его первая, еще незрелая работа Анахуак, или Мексика и мексиканцы, древние и современные, обязанная своим появлением длительному путешествию с Кристи по Мексике в 1856 г. Четыре года спустя появился другой, вполне серьезный для того времени труд Тайлора Исследования в области древней истории человечества.

В нем уже проводятся основные, и притом преимущественно конструктивные, идеи эволюционизма в этнографии прогресс человеческой культуры от эпохи дикости через варварство к цивилизации различия в культуре и быте отдельных народов объясняются не расовыми особенностями, а неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития культурные достижения могут быть самостоятельно изобретены, унаследованы от предков или заимствованы у соседей.

Еще через четыре года был закончен и в 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, Первобытная культура. О нем мы несколько позже скажем особо. Наконец, после более значительного перерыва, в 1881 г вышла в свет последняя книга Тайлора Антропология Введение к изучению человека и цивилизации. Это нечто вроде популярного общего руководства, учебника по истории первобытного общества и этнографии где охватывается все происхождение человека, расовая и языковая классификация человечества, материальная и духовная культура, общественное устройство.

Правда, такой широкий охват достигнут в значительной мере за счет научного уровня книги, значительно уступающего уровню предыдущего исследования Первобытной культуры. Показательно само название книги Антропология, о значении которого уже говорилось. Можно думать, что именно авторитет Тайлора сыграл немалую роль и в найме новации эволюционистской школы в этнографии антропологической школой, и в традиционном для англосаксонских стран обозначении наук о человеке как антропологии.

Авторитет этот был очень велик. Не только в книгах, но и в многочисленных статьях общее число их превышало 250 Тайлор проявил свой яркий талант, блестящую эрудицию, скрупулезную научную добросовестность и писательский дар. В отличие от многих своих предшественников и современников, он придавал значение не только выводам, но и тем методам, с помощью которых они были сделаны.

В ряде случаев од показал пример комплексного использования данных этнографии, археологии, фольклористики и других смежных дисциплин. Он поражал, воображение множеством и разнообразием фактических данных которыми подкреплял свои утверждения. Поэтому неудивительно, что уже в год выхода в свет Первобытной культуры Тайло был избран членом Королевского общества этой британской академии наук. Впоследствии он получил за научные заслуги дворянство, стал сэром Эдуардом Тайлором.

Очень высоко ценили Тайлора и зарубежные коллеги. Достаточно сказать, что крупнейший русский исследователь первобытности первой половины нашего века А. Н. Максимов, вошедший в историю науки как строгий критик и великий скептик, считал Тайлора наиболее значительным этнологом XIX столетия. Это, разумеется, небесспорно, так как современником Тайлора был другой великий этнограф-эволюционист Льюис Генри Морган, который самостоятельно близко подошел к марксистскому пониманию истории.

Но оценка Максимова говорит о многом. Первую официальную должность Тайлор занял в возрасте уже пятидесяти с лишним лет, став в 1883 г. хранителем Этнографического музея при Оксфордском университете. Он же и был фактическим создателем этого музея, образованного на основе собраний встретившегося ему на пути богача коллекционера и археолога, генерала и члена Королевского общества Огастеса Лейн-Фокса позднее он принял фамилию двоюродного деда Питт-Риверс, под которой и известен в науке.

Как и Тайлор, Питт-Риверс был эволюционистом. Он приобрел известность тем, что первым стал располагать свои экспонаты главным образом оружие по их функциям и по нарастающей от простого к сложному. Вероятно, Тайлор сыграл известную роль в том, что Питт-Риверс пожертвовал эти эволюционные ряды .вещей Оксфордскому университету. Как хранитель музея, Тайлор вел не только исследовательскую, но и популяризаторскую работу, выступал с лекциями и докладами. В 1884 г. он был назначен лектором по антропологии Оксфордского университета, в 1886 г. доцентом Абердинского университета.

Тайлор собрал вокруг себя значительную группу единомышленников и учеников. Все это подготовило создание в Оксфордском университете кафедры антропологии, первым профессором которой в 1896 г. стал Тайлор. Дважды он занимал видный пост президента Антропологического института Великобритании и Ирландии. По существу, он сделался признанным главой английской школы эволюционизма в этнографии и оставался им до 1907 г когда вынужден был из-за душевной болезни прекратить всякую научную деятельность.

Умер Тайлор в 1917 г. в городке Веллингтоне в Средней Англии.