рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русские народные песни

Работа сделанна в 1999 году

Русские народные песни - Контрольная Работа, раздел Культура, - 1999 год - Московский Институт Предпринимательства И Права Контрольная Работа По Курсу К...

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ НА ТЕМУ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ СТУДЕНТКИ 1 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО Ф-ТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАВЕРИНОЙ Н.В. МОСКВА 1999 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ СОДЕРЖАНИЕ. 1. Песни календарных праздников. 3 2. Песни детства 3. Песни свадьбы 4. Песни рабочих 5. Литература. 1. Песни календарных праздников. Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать.

Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс. Зимние праздники.

Зимние святки с 25 декабря по 6 января все даты даны по старому стилю. Рождество 25 декабря. Святые вечера с 25 декабря по 1 января. Васильев день 1 января. Страшные вечера с 1 января по 6 января. Крещение 6 января. Масленица восьмая неделя перед Пасхой. Весенне-летние праздники. Сороки 9 марта день весеннего равноденствия. Пасха первое воскресенье после первого весеннего новолуния между 22 марта и 25 апреля. Егорьев день 23 апреля. Летние святки русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница 23 июня. Иван Купала 24 июня. Петров день 29 июня. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни.

Цель всех обрядов и песен была одна способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.

Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила все дома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались на игрища, устраивали посиделки, девушки гадали. Праздничная атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А. Жуковского Светлана, в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин, в рассказе Н.В. Гоголя Ночь перед Рождеством. Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора кликали Коляду.

Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно колядки, овсени или виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья. Песни адресовались либо всей семье всему двору, либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты. В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня в припевах часто Таусень существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях по мосточку, срубленному Овсенем, и приходят три братца Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда и Овсень мифологические персонажи песен должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.

Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями. Ставят на стол четыре блюда, покрытые полотенцами или платками. В одно блюдо кладут уголь, в другое печину, то есть кусок сухой глины от печки, в третье щетку, в четвертое кольцо.

Гадающая девушка вынимает из блюда судьбу свою ежели вынет уголь, то ей предстоит дурная участь ежели печинку, то смерть ежели щетку, то будет у ней старый муж и ежели вынет кольцо, то будет жить в радости и муж будет молодой. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М 1987,стр.132. Песни святочных гаданий предвещали судьбу богатство или бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное и несчастное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть. Масленица следующий после зимних святок крупный праздник в деревне.

Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это были проводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами, катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Величали молодых, поженившихся в этом году, поминали умерших, обходили дворы с масленичными песнями, в которых желали хозяевам урожая и изобилия. В праздновании масленицы участвовали люди всех возрастов, но особенную роль играли дети. В одних местах было посылать ребятишек с первовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге, кричали бы Прощай, зима сопливая Приходи, лето красное Соху, борону И пахать пойду В других местах дети бегали накануне Масленицы с лаптями по деревне и всех, кто возвращался из города, спрашивали Везешь ли Масленицу Отвечавших отрицательно колотили лаптями.

В некоторых губерниях именно мальчишки открывали праздник, строя ледяные горы и приветствуя Масленицу ритуальными приговорами.

Наконец, в последний день праздника дети бегали иногда по деревне от избы к избе и требовали блинов особыми песенками. За поданный блин они показывали хозяйке куклу Масленицы, что сулило урожай. Песен на Масленицу пелось множество. Масленичными песнями встречали Масленицу, прославляли ее и подсмеивались над ней, прощались с нею. С Масленицей разговаривали как с живым существом. В песнях она то красивая девушка, то баба-кривошейка, то дорогая гостья, то обируха и обмануха.

В некоторых областях делали чучело из соломы Масленицу которую устанавливали в начале праздника где- нибудь на видном месте. В последний праздничный день чучело везли на санях в поле, сжигали, а затем хоронили или разбрасывали головни и пепел по полям, зарывали в снег. Уничтожая божество, люди верили, что весной с новой растительностью оно воскреснет вновь, даруя урожай. Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия.

Выпекали из теста фигурки птиц обычно жаворонков. Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, закрыть зиму холодную и открыть отпереть лето теплое. После исполнения веснянок головки жаворонков натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали. В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы у вербы первой среди древесных растений набухают весной почки по народным поверьям верба обладала, поэтому магической животворящей силой.

Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле. Из пасхальных обрядов песнями сопровождался только обход дворов молодоженов вьюнца и вьюницы, ставших мужем и женой в пошедшую зиму. Конец весны начало лета май июнь время новых праздников.

Самый многообрядовый среди них летние святки или русальская неделя. Главные действующие лица во время летних святок девушки главный герой исполнявшихся песен березка, воплощавшая для крестьян животворную растительную силу. В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу.

Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки.

Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество утонувший венок сулил смерть Кроме того, у березы происходило кумление девушки проходили попарно под сплетенными ветвями, целовались сквозь ветки и теперь называли друг друга кумами, обязываясь тем самым быть подругами и не ссориться.

В Троицын день девушки и женщины устраивали похороны березы, русалки, кукушки. Сломанную ветку или особую траву, называемую кукушей, наряжали и затем закапывали под песню, как правило, на огороде. Русалок, которые по народным верованиям, способствуют урожаю ибо связаны с водой, хоронили в виде кукол. Записаны обряды, в которых такую куклу клали в гроб, а девушки несли ее с заунывно-похоронными песнями к реке, куда и бросали. В других местах называли чучело коня и хоронили его, создавая как можно больший шум. Так как русалки подобно всякой демонической силе, существа вредоносные, то их старались умягчить развешиванием холстов по деревьям и кустарникам см. в русальских песнях требованиями русалками рубашек себе. В период между Троицыным и Петровым днем в некоторых губерниях хоронили Кострому человекоподобное существо.

В обрядах Костромушка представлен обычно наряженным в женскую одежду снопом. Все эти похороны имели тот же магический смысл передать весеннюю силу растительности новому урожаю.

Урожай, заклинать который начинали еще в святочные вечера, в июне уже зрел на полях. Цвели травы. В период между Ивановым Ивана Купала и Петровым днем был временем последних летних праздников. В празднике на Ивана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями. С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали его на костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и о ритуальных купаниях в реке. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы особой популярностью пользовалась иван-да-марья.

Волшебно всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов. После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день - вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.

Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва в отличие от пахоты и сева была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен зажиночные в начале уборки урожая собственно жнивные во время полевых работ в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле дожиночные обжиночные поются после окончания жатвы.

В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев бороду и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом. Завивание бороды было направлено на то, чтобы возродить силу земли, отданную ею на взращивание колосьев. Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь.

И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел. 2. Песни детства. Песни детства представляют собой сложный комплекс это и песни взрослых, сочиненные специально для детей колыбельные, потешки и пестушки и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский колядки, веснянки, заклички, игровые песни и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны Сорока-ворона, кашу варила Ладушки-ладушки Где были У бабушки. У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка. Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил взрослой жизни. 3.

Песни свадьбы

Песни свадьбы. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати. В XVIII столетии на первых уральских горнорудных заводах работали в ос... это скорее род песен тюремно-каторжных, ибо жизнь первых русских рабоч... Кржижановского, Мы кузнецы Ф.С.

Литература

Литература . 1. Русские народные песни составитель В.В. Варганова. М 1988. 2. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М 1987.

– Конец работы –

Используемые теги: Русские, Народные, песни0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русские народные песни

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Русские народные художественные промыслы
Возникла в 1923 году в послке Палех на основе иконописного промысла. Для Палехских миниатюр бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты,… В 1938 г. основана артель с 1960 г. фабрика Городецкая роспись, выполняющая… Мстра. Мстрская миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше…

РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
На сайте allrefs.net читайте: "РУССКАЯ ПОЛИТИКА И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Специфика народного орнамента русских
Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством… Уместно вспомнить о социальной функции орнамента у разных народов. Например,… Слово орнамент образовано от латинского слова ornamentum, которое переводится как украшение. Он не является…

Раскрытие смысла русских народных сказок с помощью Магического Театра.
На сайте allrefs.net читайте: "Раскрытие смысла русских народных сказок с помощью Магического Театра."

Русский выбор, или основополагающие идеалы русского национального сознания
Идеалы и первого, и второго ряда следует обозначить как "земные", так как они являются производными от желаний самого человека. И, наконец, идеалы,… Взаимоотношения всех этих групп идеалов на протяжении всей истории в… Чаще в реальной жизни совпадали идеалы первого и второго ряда. Гораздо реже - земные идеалы оказывались в гармонии с …

МАЛЕНЬКАЯ РЫБКА: Чешская народная песня
Пой словами и нотами с дирижированием... Тональность... МАЛЕНЬКАЯ РЫБКА Чешская народная песня...

Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни в высшей степени "народное" произведение
Это позволяет говорить нам об Евгении Онегине какоб истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитаниялучших людей России -… Там блистал Фонвизин,друг свободы , люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал илюбил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни о соли светскойзлости , ни о необходимых…

Русские народные праздники
Оно связано с обильным употреблением масляной пищи в праздничные дни. Обязательной едой на масленице были блины. Они являлись как бы основным ее… Праздничные костюмы с их броским аккордом открытых цветов, разноцветные ленты… На Масленицу обязательно пекутся блины круглый горячий блин - символ солнца и булочки в форме птиц чаще всего в форме…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Традиции русского народного костюма Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века… Актуальность работы связана с активизацией интереса народного костюма как к… Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.Задачи:…
  • Проблемы русской национальной школы и изучения русской математики Отсюда - острая необходимость в национальной школе, которая в состоянии будет взращивать в мо- лодом поколении качества во все времена отличавшие… Существует две тенденции для осмысления уроков в националь- ной школе 1… Ис- тинно русские идеи и принципы предполагают иное отношение к обра- зованию, но обращать внимание на образование…
  • Русский национальный характер (в трудах русских философов) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ С давних времен, с самого своего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, не похожая на других, а потому… Но Россия, ее характер это характер ее народа, характер сложный и весьма… Национальный характер любого народа представляет собой целостную систему со свойственной ей иерархией качеств, черт,…
  • Русское устное народное поэтическое творчество Мы ходили, мы искали коляду святую По всем дворам, по проулочкам. Нашли коляду у Петрова-то двора. Петров-то двор – железный тын, Среди двора три терема стоят.Во первом терему – светел месяц, В другом терему – красно…
  • Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…