Жизнь в Америке

Жизнь в Америке. В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал сотрудничал с кинорежиссром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. Искушение Святого Антония 1946 г Мадонна порта Льигат 1949 г Открытие Америки Христофором Колумбом 1959 г. и другие полотна создали ему славу католического живописца.

Сам он говорил, что в католической религии его пленило редкое совершенство замысла. В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII. Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал Атомную Леду 1949 г. и Ядерный крест 1952 г как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной. В Нью-Йорке пристанищем Дали и Галы стал отель Санкт-Реджис, где художник создал свою мастерскую.

Там он трудился над портретами миссис Джордж Тейт Второй, Елены Рубинштейн, королевы косметики Дали также работал над дизайном ее квартиры, миссис Лютер Грин. К тому же Дали снова был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока Зачарованный в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм про психоанализ в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея Дестино, который, к сожалению, не был доведен до конца.

Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали Дон Жуан Тенорио, сделанный в Испании в 1951 году. Дали, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находящейся рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как король современного искусства.

Он даже нашел время, чтобы написать роман Скрытые лица о группе аристократов на пороге второй мировой войны. После войны, в 1948 г вернувшись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством он часто приезжал в Париж. Дали всерьз увлкся экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту, написал трагедию на французском языке.

Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Катерины Корнел 1951 и Лоренса Оливье в роли Ричарда III1951. Портреты, как источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет дочери Франсиско Франко Кармен Бордью-Франко был подарен испанскому лидеру в 1974 году на специальной церемонии.

Самой значительной картиной Дали 1951 года была Распятие Христа от святого Иоанна с распятием, висящим в небе над Порт Лигат. Эта безукоризненная и ненавязчивая картина без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго. Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом, протестующим против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картину галереей.

За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций. Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется Евхаристический натюрморт. На ней изображен покрытый скатертью стол с лежащими на нем хлебом и рыбой. Обе эти картины дышат необычной для Дали простотой. Возможно, в них отразились радость и благодарность Дали по поводу его возвращения на родную землю в Порт Лигат. Дали не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии.

Она снова проявилась в 1955 году в Тайной вечере, где коленопреклоненные фигуры, завернутые в плащи, стоят вокруг стола в комнате с видом на залив Порт Лигат, из вод которого вырастает почти прозрачный Христос. Религиозная тема так же сильна во Вселенском соборе 1960, куда Дали поместил и свое изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее - какая-то туманная сцена с фигурами, над которыми парит белый голубь, олицетворяющий Святой Дух. Многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука.

Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в Открытии Америки Христофором Колумбом 1958. На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине-серой композиции. Или в Святой Деве Гуадалупской 1959 с ее пирамидальной композицией два священника стоят на коленях на облаках, из которых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком.

Дали также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал со специально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металла по рисункам.