Инок Андрей

Инок Андрей. Чего же искал Рублв в иночестве То были поиск, жажда цельности, нераздельности жизни и творчества.

Он хотел сам жизненно, сущностно воплотить в личной своей судьбе те мысли и идеалы, которыми питалось и жило искусство его времени. Древние письменные источники называют Андрея чернецом. Так в обиходе звали на Руси монахов по тмному скромному их одеянию. Само же слово монах греческого происхождения, переводится как отдельный, живущий уединнно, отшельник. Древнерусский язык знает ещ одно слово для обозначения людей, в среду которых вошл Рублв иноки, то есть иные, Живущие по-иному Пройдут столетия, и учные, исследователи его творчества, все до единого без исключения будут писать о связи рублвских творений с идеями, которые воплощали в своей жизни радонежский игумен.

И вс чаще и чаще на страницах книг и статей, посвящнных Рублву и его эпохе, замелькает одно слово, понятие, вокруг которого в среде историков культуры идут неутихающие споры. Речь едт о решении наукой вопроса - как творчество Рублва было связано с особым движением, которое носило название исихазм - молчальничество У нас нет современных Рублву свидетельств о нм как о практике умного восхождения.

Однако предание, записанное знатоком и собирателем его творений русским писателем Иосифом Волоцким в начале XVI века, рисует образ не просто созерцателя-исихаста, но исихаста-художника. Важно для биографии Рублва замечание Иосифа, что эта черта была присуща и другим, трудившимся вместе с ним художникам-Даниилу Черному полагают, что Семн и Даниил Чрный - одно и то же лицо и иным многим.

То была определнная, единомысленная, одного направления среда. За их искусством стоял большой личный духовный труд. Но в самом искусстве отразился его результат - опыт просветлнного стяжавшего Божественный фаворский свет, углубнного человека. Пришло время Рублву надеть на себя иноческие одежды клобук - воинский шлем и длинную, с плеч и почти до пят, мантию. Одно из значений этой одежды тоже воинское - броня от нападения злых сил. Все эти одежды каждодневно, до смерти напоминали ему о пути, по которому он однажды и до конца решился следовать.

Первая степень иночества - пострижение в рясу без перемены имени. Обряд этот краток. Рублв дат честное обещание жити достойно Он слышит слова о самом себе И чисту его душу и тело соблюди до смерти смирение, любовь и кротость даруй ему Так он должен относиться ко всему живому, и так он будет изображать творение в свом художестве - с любовью и кротостью Художнику пришлось пережить и полное монашеское пострижение. Оно называлось в древности малой схимой.

Обычно между первым и вторым пострижениями проходило какое-то время, чаще всего несколько лет Настал и тот миг, когда Рублв стоял в знак полного смирения на паперти босым, непропоясанным, в одной длинной рубахе Медленно вводят его двое из братии в церковь. Что пришл, брате - вопрошает игумен. По издревле установленному чину отвечает Рублв Желая жития постнического, честный отче Звучат вопросы и ответы. В них обет терпети всяку скорбь и тесноту иноческого жития.

Игумен читает наставление. Сосредоточен будь, инок, и тврд, отложи житейского обычая шатание, смирись и наружно и внутренне, будь терпелив и неленив, следи за недобрыми помыслами в себе и борись с ними. Будь готов к нищете и унижению от людей. Сражайся, яко добр воин, неси свой труд как крест И возглашается новое имя - Андрей. Отныне оно станет для истории единственным именем великого иконописца.